http://hpcas.ru/issue/feed Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта 2024-03-29T00:16:10+07:00 Романова Елена Вениаминовна romanovaev.2007@mail.ru Open Journal Systems <p><strong>ISSN</strong><strong> 2414-0244.(Online)</strong></p> <p><strong>Периодичность выхода - 4 раза в год.&nbsp;</strong>Размещение электронного журнала: июнь, сентябрь, декабрь, март.</p> <p><strong>Разделы журнала</strong></p> <ol> <li class="show">Писхолого-педагогические, социально-философские вопросы духовной и физической культуры</li> <li class="show">Медико-биологические проблемы здоровья человека</li> <li class="show">Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм</li> </ol> <p><strong>В журнал могут быть включены дополнительные разделы:<em>&nbsp;</em></strong></p> <ul> <li class="show">Аналитические обзоры</li> <li class="show">Отзывы, рецензии и краткие сообщения</li> <li class="show">&nbsp; Жизнь и труды выдающихся людей: история и современность</li> </ul> <p>Журнал включен в международные библиографические и реферативные базы данных : <strong><span lang="EN-US">E-Library.ru; ROAD;&nbsp;</span>Base; OpenDoar; WorldCat; IndexCopernicus;&nbsp; JournalTOCs; Openaire; Google Scholar; CyberLeninka&nbsp;</strong></p> <p><strong>Журнал входит в систему РИНЦ&nbsp; &nbsp;<a href="https://elibrary.ru/title_about.asp?id=56927">https://elibrary.ru/title_about.asp?id=56927</a></strong> Двухлетний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования - фактор РИНЦ 2017 – 0,442</p> http://hpcas.ru/article/view/14922 ДИНАМИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ 2024-03-29T00:16:08+07:00 Павел Снежицкий snezhickij@gmail.com <p>В&nbsp;последнее время на&nbsp;фоне всеобщей гиподинамизации современного мирового сообщества происходит снижение уровня физических кондиций у&nbsp;большинства его представителей, в&nbsp;том числе и&nbsp;в&nbsp;сельской популяции. Согласно законам Ж.Б. Ламарка о&nbsp;биологической адаптации функциональное состояние большинства систем организма зависит непосредственно от&nbsp;интенсивности и&nbsp;напряженности двигательно-деятельностного взаимодействия индивида с&nbsp;окружающим биогеосоциоценозом. В&nbsp;связи с&nbsp;этим стала актуальной разработка инновационных педагогических методов диагностики физической работоспособности человека, обладающих общедоступностью, информативностью и&nbsp;простотой исполнения, как основы планирования, формирования и&nbsp;сохранения его двигательной сферы. Цель исследования: разработка и&nbsp;апробация инновационных методик педагогической диагностики физической работоспособности сельских жителей, являющихся субъектами образовательного пространства сельской школы. Исследование было выполнено на&nbsp;базе 24 учреждений общего среднего образования Брестской, Гродненской и&nbsp;Минской областей Республики Беларусь на&nbsp;контингенте 4135 сельских жителей в&nbsp;возрасте 6–75 лет. В&nbsp;основу исследования были положены общепринятые педагогические методы: педагогическое тестирование; анализ описательных статистик эмпирических показателей педагогического тестирования; теоретический анализ и&nbsp;синтез научно-исследовательской литературы и&nbsp;результатов собственных исследований. Результаты: разработана и&nbsp;апробирована инновационная методика педагогической диагностики динамической выносливости человека, на&nbsp;основе которой дана оценка функционального состояния сельского сообщества Республики Беларусь. Уровень динамической работоспособности в&nbsp;сельском сообществе составил у&nbsp;представительниц женского пола 8,45&nbsp;% (один балл, или низкий уровень) и&nbsp;у&nbsp;представителей мужского пола&nbsp;– 6,72&nbsp;% (один балл, или низкий уровень). Согласно результатам исследования инновационная методика педагогической диагностики динамической работоспособности субъектов образовательного пространства сельской школы является общедоступной, достаточно информативной и&nbsp;простой в&nbsp;исполнении, что служит основанием для ее массового применения в&nbsp;сфере физической культуры на&nbsp;базе учреждений общего среднего образования сельской местности. Анализ описательных статистик позволяет заключить, что современный сельский биогеосоциоценоз имеет различное влияние на&nbsp;женскую и&nbsp;мужскую составляющую сельского сообщества, что отражается на&nbsp;результатах их динамической работоспособности: значительное снижение функции основных систем организма, обеспечивающих динамическую работоспособность у&nbsp;девочек, девушек и&nbsp;женщин, и&nbsp;еще более выраженное снижение у&nbsp;мальчиков, юношей и&nbsp;мужчин, что является причиной регресса функции двигательно-деятельностной сферы личности сельской популяции в&nbsp;целом.</p> 2024-03-28T23:58:26+07:00 Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта http://hpcas.ru/article/view/14923 ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, ПРИКЛАДНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 10 И 11 КЛАССОВ 2024-03-29T00:16:09+07:00 Иван Бочарин bocharin.ivan@mail.ru Максим Гурьянов msg210411@yandex.ru Илья Колесников kolesnikov@yandex.ru <p>Цель исследования данной работы&nbsp;– оценка уровня развития силовых и&nbsp;скоростных способностей, а&nbsp;также гибкости среди обучающихся 10 и&nbsp;11 классов на&nbsp;основании выполнения физических упражнений Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к&nbsp;труду и&nbsp;обороне». В&nbsp;исследование были включены 103 обучающихся 10–11 классов лицея-интерната «Центр одаренных детей» в&nbsp;возрасте 17±0,8 лет. Перед выполнением упражнений каждый участник исследования выполнял разминку и&nbsp;разогрев в&nbsp;течение 15 минут. Отдых между упражнениями составлял до&nbsp;пяти минут для восстановления дыхания и&nbsp;ликвидации кислородного долга. В&nbsp;качестве тестовых заданий были выбраны некоторые упражнения физкультурно-оздоровительного комплекса, при выполнении которых работа скелетных мышц происходит в&nbsp;ауксотоническом режиме. Уровень развития скоростных возможностей оценивали с&nbsp;помощью упражнения «бег на&nbsp;60 метров», уровень развития силовых возможностей изучали помощью упражнения «сгибание и&nbsp;разгибание рук в&nbsp;упоре лежа», уровень развития гибкости определяли с&nbsp;использованием упражнения «наклон вперед из&nbsp;положения стоя». Из полученных средних значений результатов установлено, что у&nbsp;обучающихся достаточно хорошо развиты скоростные способности, при этом отмечено недостаточное развитие силовых качеств (у юношей они отмечаются на&nbsp;границе бронзового значка), а&nbsp;также удовлетворительное развитие гибкости у&nbsp;девушек и&nbsp;неудовлетворительное&nbsp;– у&nbsp;юношей. По итогам кластерного анализа среди юношей выделено три кластера, где представители первого кластера характеризуются высокими скоростными и&nbsp;силовыми качествами, но низким уровнем гибкости. У&nbsp;учащихся, относящихся ко&nbsp;второму кластеру, наблюдаются низкие скоростные и&nbsp;силовые показатели, но высокие показатели гибкости. У&nbsp;представителей третьего кластера присутствуют низкие скоростные и&nbsp;удовлетворительные силовые качества, однако характеристики гибкости отмечаются как наилучшие среди всех групп испытуемых. Среди девушек в&nbsp;первом кластере оказались обучающиеся с&nbsp;наличием скоростных способностей ниже среднего и&nbsp;неудовлетворительными характеристиками гибкости или силовых качеств. Среди девушек второго кластера установлен высокий уровень скоростных способностей и&nbsp;отличный уровень гибкости, а&nbsp;также средний уровень силовых способностей.</p> 2024-03-28T23:57:57+07:00 Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта http://hpcas.ru/article/view/14927 АНАЛИЗ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ: СОСТАВЛЕНИЕ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ИССЛЕДУЕМОЙ ГРУППЫ 2024-03-29T00:16:09+07:00 Карина Лоншакова karina.lonshakova@mail.ru Сергей Кохан ispsmed@mail.ru <p>В&nbsp;статье осуществляется обзор литературы, анализ предыдущих исследований и&nbsp;сбор эмпирических данных для выявления основных факторов, влияющих на&nbsp;выбор здорового образа жизни студентами. Сбор информации осуществлялся методом анкетирования. Результаты исследования позволили составить среднестатистический портрет студента, характеризующий основные аспекты приверженности студенчества здоровому образу жизни. Рассматриваются такие области, как физическая активность, питание, отказ от&nbsp;вредных привычек, сон и&nbsp;т. д. Анализ полученных данных позволяет выявить основные тенденции и&nbsp;различия в&nbsp;приверженности здоровому образу жизни студентов. Эти результаты могут быть полезными для разработки программ и&nbsp;стратегий по&nbsp;пропаганде здорового образа жизни среди студентов и&nbsp;проведения целевых мероприятий.</p> 2024-03-28T23:57:31+07:00 Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта http://hpcas.ru/article/view/14929 ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, НОРМАЛИЗУЮЩИХ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА ПОСЛЕ СТРЕССА 2024-03-29T00:16:09+07:00 Виктор Чайкин vivacha@mail.ru Наталья Попова vivacha@mail.ru <p>Любая деятельность человека связана со&nbsp;стрессами. Их может не&nbsp;быть, если только ничего не&nbsp;делать. В&nbsp;последние годы количество стрессов значительно увеличилось. Это связано с&nbsp;постоянным ростом напряжённости жизни, труда, повышением их интеллектуальной составляющей. Во время стресса резко повышается артериальное давление, сужаются сосуды, стрессовые гормоны&nbsp;– адреналин, кортизол в&nbsp;большом количестве поступают в&nbsp;кровь. Всё это является защитной реакцией организма на&nbsp;какие-то раздражители окружающего мира. За счёт этих действий организм мобилизуется, противостоит внешним факторам. Если такие ситуации случаются часто, а&nbsp;никакой нейтрализации данного состояния не&nbsp;происходит, то наблюдается наслоение негативных воздействий на&nbsp;организм и&nbsp;возникает сердечно-сосудистое или нервное заболевание. Человек раньше времени уходит из&nbsp;жизни. После прекращения действия стрессовой ситуации для сохранения здоровья необходимо привести организм в&nbsp;нормальное спокойное состояние, т.е. нейтрализовать последствия стресса. Специалисты предлагают для решения данной проблемы большое количество различных средств и&nbsp;методов, преимущественно психологической и&nbsp;социальной направленности. Однако жизнь и&nbsp;практический опыт показывают, что наиболее действенным средством борьбы с&nbsp;последствиями стресса является физическая нагрузка, которая снимает внутреннее напряжение и&nbsp;приводит организм в&nbsp;нормальное функциональное состояние. По глубокому убеждению авторов, это тот базис, с&nbsp;помощью которого прежде всего нужно решать проблему борьбы со&nbsp;стрессами. Использование психологических и&nbsp;социальных методов защиты должно идти параллельно с&nbsp;главным, активизируя и&nbsp;усиливая его воздействие. Для выполнения данной рекомендации необходимо соблюдать одно условие&nbsp;– заниматься физической культурой и&nbsp;поддерживать оптимальный уровень физической, функциональной работоспособности организма.&nbsp;</p> 2024-03-28T23:57:03+07:00 Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта http://hpcas.ru/article/view/14930 ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ 2024-03-29T00:16:09+07:00 Елена Стурова e.sturova@m.tgmu.ru Ирина Степанова iri_ska@inbox.ru <p>В&nbsp;статье исследуется отношение студентов Тихоокеанского государственного медицинского университета к&nbsp;занятиям физической культурой и&nbsp;спортом в&nbsp;аудиторное и&nbsp;внеаудиторное время. Цель исследования&nbsp;– определить отношение студентов к&nbsp;занятиям физической культурой и&nbsp;спортом в&nbsp;университете. В&nbsp;результате исследования было проанализировано отношение студентов к&nbsp;занятиям по&nbsp;физической культуре в&nbsp;аудиторное время и&nbsp;занятиям в&nbsp;спортивных секциях. Таким образов, исходя из&nbsp;результатов проведенного нами исследования выявлено, что у&nbsp;студентов медицинского вуза имеется достаточно хорошее представление о&nbsp;принципах ведения здорового образа жизни.&nbsp;</p> 2024-03-28T23:56:37+07:00 Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта http://hpcas.ru/article/view/14931 ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЦП У ДЕТЕЙ И НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КИТАЙСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ДАННОМ ЗАБОЛЕВАНИИ 2024-03-29T00:16:09+07:00 Чжан Си Юэ 1033998192@qq.com Гао Шаньцюй gaoshanqu@126.com Ван Сяо Цзюнь spa3@foxmail.com <p>Цель данной работы&nbsp;– сравнить распределение и&nbsp;характеристики заболеваемости детей с&nbsp;церебральным параличом в&nbsp;южном и&nbsp;северном Синьцзяне (Китай), понять эпидемиологические характеристики детей с&nbsp;церебральным параличом в&nbsp;12 провинциях и&nbsp;городах Китая, включая уровни заболеваемости, распространенности и&nbsp;способы лечения детей, которые проходят реабилитацию. Следует обеспечить большой объем данных для создания надежной сети справочной службы в&nbsp;Китае, а&nbsp;также предоставления услуг по&nbsp;диагностике и&nbsp;лечению детей с&nbsp;церебральным параличом. Важно предоставить объективные данные для разработки политики в&nbsp;отношении церебрального паралича. В&nbsp;статье даны рекомендации по&nbsp;изменению в&nbsp;руководствах по&nbsp;реабилитации при церебральном параличе в&nbsp;Китае, которые отвечают растущим потребностям людей в&nbsp;научно обоснованной практике реабилитации при церебральном параличе. В&nbsp;рамках МКФ-ДП практические рекомендации, основанные на&nbsp;фактических данных, пересматриваются и&nbsp;совершенствуются, чтобы помочь специалистам по&nbsp;детской реабилитации эффективнее руководить клинической реабилитационной практикой. Быстрое развитие управляемого образования в&nbsp;Китае помогло пациентам с&nbsp;церебральным параличом улучшить свои функции и&nbsp;лучше интегрироваться в&nbsp;общество.</p> 2024-03-28T23:56:09+07:00 Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта http://hpcas.ru/article/view/14933 МЕТОФАРИЗАЦИЯ ФАУНЫ В ТЕРМИНОЛОГИИ ДЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И ЧЕРЕПНО-ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ 2024-03-29T00:16:10+07:00 Светлана Танева svetlanataneva@abv.bg <p>Цели работы: идентифицировать и&nbsp;выделить английские зооморфно-метафорические терминоединицы из&nbsp;научной области ДM и&nbsp;ЧЧЛХ; очертить компоненты семантического поля каждого концепта; проследить соотношение исходного домена и&nbsp;целевого домена при мепинге, переход к&nbsp;генерическому пространству и&nbsp;бленду; проиллюстрировать общий алгоритм бленда; повысить терминологическое метафорическое осознание студентов-медиков. Материалы и&nbsp;методы исследования. Материалом для исследования послужили 72 однословные и&nbsp;сложные английские зооморфно-метафорические терминоединицы из&nbsp;научной области ДМ и&nbsp;ЧЧЛХ. Применены методы семантического словарного анализа, анализа дефиниций, концептуальной интеграции (когнитивного анализа), компонентного анализа, статистический метод. Обсуждение и&nbsp;результаты исследования. Дано краткое описание Теории смешения/бленда Фоконье и&nbsp;Тернера, указано значение зооморфных метафор для лучшего понимания клинических явлений. Прослежены этапы формирования трех примерных зооморфных метафор (Птичье лицо, Клык, Рашпиль „крысиный хвост“): установление ассоциативных связей между терминами и&nbsp;объектами реального мира, осмысление и&nbsp;извлечение информации, картирование, смешение/бленд и&nbsp;порождение новой терминоединицы. Сделаны следующие выводы: 1. Взаимодействие между обоими входными ментальными пространствами (пространство источник&nbsp;– вход 1, пространство цель&nbsp;– вход 2) и&nbsp;обмен общей информации в&nbsp;генерическом пространстве. 2. Избирательность в&nbsp;смешении/бленде с&nbsp;акцентом на&nbsp;номинативные признаки: форма, размер, функция, положение, ощущение и&nbsp;поведение. 3.&nbsp;Терминологизация лексем в&nbsp;процессе смешения/бленда и&nbsp;образование нового зооморфного метафорического термина. 4. Зооморфная терминологическая метафора обозначает патологии или деформации, затрагивающие личность и&nbsp;психику человека; анатомические объекты; дентальный инструментарий. 5. Ассоциативные связи между фауной и&nbsp;человеком оказываются неизбежными и&nbsp;достаточно прочными, чтобы служить предпосылкой для уточнения клинической картины заболевания, выдвижения новой клинической симптоматики или диагноза.&nbsp;</p> 2024-03-28T23:55:37+07:00 Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта http://hpcas.ru/article/view/14934 РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ КОВИДА 2024-03-29T00:16:10+07:00 Наталия Петрова natina_74@abv.bg Радостин Петров radostin_2004@abv.bg <p>SARS-CoV-2, новый вирус из семейства коронавирусов, впервые выявлен в декабре 2019 г. SARS расшифровывается как Severe Acute Respiratory Syndrome. Заболевание, вызываемое SARS-CoV-2, называется COVID-19 (Corona Virus Disease 2019). Первые случаи заболевания, вызванные SARS-CoV-2, были зарегистрированы в декабре 2019 г. в городе Ухань (Китай). Предположительно, эти пациенты заразились на городском рынке живых животных. В связи с глобальным распространением SARS-CoV-2 Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 11 марта 2020 г. объявила пандемию. Фармация&nbsp;– это профессия, объединяющая медицинские науки с&nbsp;химией и&nbsp;обеспечивающая безопасное и&nbsp;эффективное действие лекарств. Профессия фармацевта включает в&nbsp;себя множество традиционных видов деятельности, в&nbsp;частности производство и&nbsp;отпуск лекарств, а&nbsp;также новые виды деятельности, связанные с&nbsp;уходом за&nbsp;пациентами. Фармацевты&nbsp;– это эксперты в&nbsp;области лекарственной терапии, которые являются полноправными членами команды медицинских работников, поскольку они оптимизируют использование лекарств и&nbsp;обеспечивают пациентам пользу от&nbsp;лекарственной терапии. Аптеки играют важную роль в&nbsp;охране здоровья населения, повышая осведомленность о&nbsp;важности ухода за&nbsp;пациентами, инфицированными ковидом.&nbsp;</p> 2024-03-28T23:55:08+07:00 Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта http://hpcas.ru/article/view/14935 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЕДИНОБОРСТВАХ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ 2024-03-29T00:16:10+07:00 Антон Ворожейкин anton8894@mail.ru Андрей Глухов anton8894@mail.ru Алексей Волков volkalexrb@mail.ru <p>В&nbsp;работе представлены результаты анализа существующих подходов к&nbsp;построению тренировочного процесса на&nbsp;этапе начальной подготовки детей в&nbsp;различных видах единоборств. Выявлена целевая установка, содержание и&nbsp;направленность эффективных средств и&nbsp;методических подходов, а&nbsp;также ряд педагогических условий, способствующих улучшению качества тренировочного процесса с&nbsp;заявленной категорией молодых спортсменов.</p> 2024-03-28T23:54:45+07:00 Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта http://hpcas.ru/article/view/14936 ИГРОВАЯ ТРЕНИРОВКА ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ 2024-03-29T00:16:10+07:00 Наталья Мищенко numishenko@yandex.ru <p>Дается характеристика легкой атлетики как одного из&nbsp;ведущих и&nbsp;базовых видов спорта, применяемых в&nbsp;программе по&nbsp;физической культуре школьников с&nbsp;1 по&nbsp;11 классы в&nbsp;рамках как урочной, так и&nbsp;внеурочной деятельности, организации секционной работы. Секции дают возможность привлечь большое количество детей и&nbsp;подростков к&nbsp;занятиям легкой атлетикой и&nbsp;выявить наиболее перспективных, талантливых спортсменов, которые смогли бы продолжить тренировочный процесс в&nbsp;спортивных школах и&nbsp;школах Олимпийского резерва. Обращается внимание на&nbsp;важнейшие составляющие физической подготовки&nbsp;– воспитание наиболее значимых для легкой атлетики физических качеств у&nbsp;занимающихся в&nbsp;сенситивный период их развития, что требует рационального планирования и&nbsp;построения учебно-тренировочного процесса. Подчеркивается значимость применения игрового метода в&nbsp;тренировке юных спортсменов-легкоатлетов 10–12-летнего возраста. Цель исследования заключалась в&nbsp;экспериментальном обосновании методики физической подготовки девочек 10–12 лет, занимающихся легкой атлетикой, направленной на&nbsp;сопряженное развитие координационных, силовых и&nbsp;скоростных способностей с&nbsp;применением игрового метода. Описываются особенности организации и&nbsp;проведения дополнительного игрового занятия по&nbsp;легкой атлетике, которое строилось преимущественно на&nbsp;играх (подвижных, спортивных) и&nbsp;игровых упражнениях, длительностью 60 минут. Представлены результаты скоростных способностей и&nbsp;физической подготовленности девочек 10–12 лет, произошедшие за&nbsp;период эксперимента. Выполнен анализ полученных темпов прироста исследуемых показателей. Доказана целесообразность применения экспериментальной методики в&nbsp;учебно-тренировочном процессе юных легкоатлетов 10–12 лет в&nbsp;условиях организации школьной секции.&nbsp;</p> 2024-03-28T23:54:10+07:00 Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта http://hpcas.ru/article/view/14937 ОТНОШЕНИЕ ТРЕНЕРОВ ПО СКАЛОЛАЗАНИЮ К РАЗВИТИЮ СИЛЫ ХВАТА 2024-03-29T00:16:10+07:00 Антон Шувалов parbaty@yandex.ru <p>Исследование изучает применение тренерами средств и&nbsp;методов для развития силы хвата у&nbsp;скалолазов, находящихся на&nbsp;различных этапах подготовки, специализирующихся в&nbsp;трудности и&nbsp;боулдеринге. В&nbsp;качестве метода исследования использован опросник. Участие в&nbsp;опросе приняли 63 тренера по&nbsp;скалолазанию из&nbsp;27 городов России. Установлено, что с&nbsp;ростом подготовленности спортсменов тренеры предусматривают больший объем специальных упражнений для развития силы хвата. Из средств большинство тренеров предпочитают использование таких тренажеров для пальцев рук, как фингерборд и&nbsp;кампусборд, а&nbsp;также применение специальных упражнений на&nbsp;скалодроме. На&nbsp;этапах спортивного совершенствования и&nbsp;мастерства более опытные тренеры чаще применяют специальные упражнения для развития силы хвата. Наиболее популярными методами развития силы хвата являются методы непредельных и&nbsp;околопредельных усилий. Делается вывод, что, по&nbsp;мнению тренеров, лимитирующим фактором для скалолазов является степень развития силовой выносливости мышц предплечий. На&nbsp;тренировочном этапе и&nbsp;этапах спортивного совершенствования и&nbsp;мастерства для спортсменов-скалолазов необходимо предусматривать не&nbsp;менее 15% объема упражнений, направленных на&nbsp;развитие силы хвата от&nbsp;общего объема тренировок.</p> 2024-03-28T23:53:38+07:00 Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта http://hpcas.ru/article/view/14939 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ПО РЕКЕ ВЯТКЕ ОТ ПОСЕЛКА СЫРЬЯНЫ ДО ГОРОДА КИРОВО-ЧЕПЕЦКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ БАЙДАРОЧНЫХ МАРШРУТОВ 2024-03-29T00:16:10+07:00 Юрий Шапков shapkov60@bk.ru Марина Шапкова mila_shs@mail.ru Иван Полубоярцев drkomandor2016@yandex.ru <p>Сплав на&nbsp;байдарках&nbsp;– это интересный и&nbsp;динамичный вид спорта, которым можно заняться в&nbsp;выходные дни вместе со&nbsp;своей семьей, друзьями и&nbsp;близкими. Самый популярный маршрут Кировской области&nbsp;– это сплав по&nbsp;реке Вятке. Путешествия существенно расширяют кругозор их участников, особенно они важны для учащихся социально-экономического профиля лицея. Цель исследования: изучить социально-экономическое состояние населенных пунктов по&nbsp;маршруту экспедиции и&nbsp;проанализировать результаты опроса населения. При исследовании использованы методики: разработка перечня вопросов к&nbsp;населению, изучение литературы и&nbsp;интернет-ресурсов, анализ полученных результатов. Вдоль реки располагаются множество древних городов с&nbsp;уникальными памятниками архитектуры, которые широко известны как исторические достопримечательности. На&nbsp;маршруте экспедиции находились следующие населенные пункты: Сырьяны, Летский Рейд, Стеклофилины, городов Слободской и&nbsp;Кирово-Чепецк. В&nbsp;городах Слободской и&nbsp;Кирово-Чепецк развивается инфраструктура, промышленность, что приводит к&nbsp;появлению новых рабочих мест. Социально-экономического развитие малых населенных пунктов слабо развито, что заставляет людей покидать родные края.</p> 2024-03-28T23:53:06+07:00 Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта http://hpcas.ru/article/view/14941 ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКИХ БАЙДАРОЧНЫХ МАРШРУТОВ ПО РЕКЕ ВЯТКЕ ОТ ПОСЕЛКА СЫРЬЯНЫ ДО ГОРОДА КИРОВО-ЧЕПЕЦКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2024-03-29T00:16:10+07:00 Сергей Полубоярцев drkomandor2012@yandex.ru Иван Полубоярцев Drkomandor2016@yandex.ru <p>Внеклассная работа со школьниками по экологическим исследованиям, знакомство с памятниками природы и архитектуры своей малой родины во время летних каникул на байдарках очень важны. Наряду с этим приобретаются навыки вождения байдарок и&nbsp;организации бивуака. Целью экспедиций являлось исследование экологического состояния реки Вятки и&nbsp;её притоков во время байдарочной экспедиции от&nbsp;поселка Сырьяны до&nbsp;города Кирово-Чепецка Кировской области в&nbsp;2023 г. При проведении исследований были использованы следующие методики: химического анализа, определения микробиологической и&nbsp;антиоксидантной активности проб воды, определения содержания плесени в&nbsp;пробах воды и&nbsp;фитотоксичности воды. На&nbsp;маршруте экспедиций находились следующие населенные пункты: поселки Сырьяны, Летский Рейд, Стеклофилины, города Слободской и&nbsp;Кирово-Чепецк. Во время экспедиции были отобраны пробы воды из&nbsp;Вятки и&nbsp;ее притоков. Проведен химический анализ проб воды на&nbsp;соответствие требованиям СанПиН для природной воды. Определена фитотоксичность и&nbsp;микробиологическая активность воды в&nbsp;местах отбора проб. Выполнены исследования на&nbsp;содержание плесени в&nbsp;пробах воды и&nbsp;определена антиоксидантная и&nbsp;микробиологическая активность проб воды. Комплексная оценка проб воды из&nbsp;реки Вятки и&nbsp;ее притоков показала, что наиболее плохое качество воды у&nbsp;поселка Слободской, наиболее чистая у&nbsp;поселка Летский Рейд. Сравнение данных пяти байдарочных экспедиций показало, что качество воды в&nbsp;реке Вятке с&nbsp;2003 г. практически не&nbsp;изменилось, а&nbsp;в&nbsp;притоках рек Белая Холуница и&nbsp;Чепца даже улучшилось.&nbsp;</p> 2024-03-28T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта http://hpcas.ru/article/view/14942 РАЗВИТИЕ СИЛЫ МЫШЦ НОГ У ДОШКОЛЬНИКОВ 2024-03-29T00:16:10+07:00 Светлана Хвостенко svyatik43@mail.ru <p>Статья посвящена проблеме развития силы ног у&nbsp;детей 3-6 лет. Изучены вопросы недостаточной двигательной активности дошкольников. Определена роль физической культуры в&nbsp;дошкольных учреждениях для роста и&nbsp;развития физических способностей детей указанного возраста. Целью статьи является повышение уровня развития силы мышц ног у&nbsp;детей в&nbsp;возрасте от&nbsp;3 до&nbsp;6 лет, занимающихся физкультурой в&nbsp;дошкольном учреждении. Даны рекомендации по&nbsp;физической культуре занятиям с&nbsp;детьми дошкольного возраста.</p> 2024-03-28T23:48:49+07:00 Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта http://hpcas.ru/article/view/14943 ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ ПО ПРОФИЛЮ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 2024-03-29T00:16:10+07:00 Ольга Лопатина lopatinaoa@mc.asu <p>Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) магистратуры, реализуемая Алтайским государственным университетом по&nbsp;направлению подготовки 44.04.01: Педагогическое образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и&nbsp;спортивной деятельности» представляет собой систему документов, разработанную и&nbsp;утвержденную с&nbsp;учетом требований рынка труда на&nbsp;основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по&nbsp;направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование и&nbsp;уровню высшего образования Магистратура, утвержденного приказом Минобрнауки России от&nbsp;22.02.2018 №&nbsp;126. Основная профессиональная образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и&nbsp;технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по&nbsp;данному направлению подготовки и&nbsp;включает в&nbsp;себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практик, оценочные средства, методические материалы, рабочую программу воспитания.</p> 2024-03-28T23:47:48+07:00 Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта