http://hpcas.ru/issue/feedЗдоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта2024-12-15T22:22:10+07:00Романова Елена Вениаминовнаromanovaev.2007@mail.ruOpen Journal Systems<p><strong>ISSN</strong><strong> 2414-0244.(Online)</strong></p> <p><strong>Периодичность выхода - 4 раза в год. </strong>Размещение электронного журнала: июнь, сентябрь, декабрь, март.</p> <p><strong>Разделы журнала</strong></p> <ol> <li class="show">Писхолого-педагогические, социально-философские вопросы духовной и физической культуры</li> <li class="show">Медико-биологические проблемы здоровья человека</li> <li class="show">Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм</li> </ol> <p><strong>В журнал могут быть включены дополнительные разделы:<em> </em></strong></p> <ul> <li class="show">Аналитические обзоры</li> <li class="show">Отзывы, рецензии и краткие сообщения</li> <li class="show"> Жизнь и труды выдающихся людей: история и современность</li> </ul> <p>Журнал включен в международные библиографические и реферативные базы данных : <strong><span lang="EN-US">E-Library.ru; ROAD; </span>Base; OpenDoar; WorldCat; IndexCopernicus; JournalTOCs; Openaire; Google Scholar; CyberLeninka </strong></p> <p><strong>Журнал входит в систему РИНЦ <a href="https://elibrary.ru/title_about.asp?id=56927">https://elibrary.ru/title_about.asp?id=56927</a></strong> Двухлетний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования - фактор РИНЦ 2017 – 0,442</p>http://hpcas.ru/article/view/16574ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ГЕНДЕРНОМУ НЕРАВЕНСТВУ (ИССЛЕДОВАНИЕ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ, ПРОВЕДЁННОГО В ТИХООКЕАНСКОМ ГОСУДАРСВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)2024-12-15T22:22:08+07:00Яна Артемьева natojasaito3416@gmail.comЭрик Рогожин e.rogozhin@m.tgmu.ruЕлена Стурова e.sturova@m.tgmu.ru<p>Данная статья, рассматривает гендерное неравенство, как проблему, с которой сталкиваются спортсмены в наше время. Сталкиваясь с гендерными стереотипами, спортсмены попадают в ситуации несправедливости и испытывают сложности в достижении результатов. В последние годы все, больше внимания уделяется проблемам равенства полов, в том числе и в спорте. Цель исследования - изучить актуальность проблемы гендерного неравенства среди молодых людей, и отследить ее влияние на спортивную сферу. В ходе исследования былаиспользована Google-форма, для наблюдения за мнениями и ситуациями гендерного неравенства. В результате исследования выяснилось, что проблема гендерного неравенства все еще существует. Женщины чаще подвергаются гендерному неравенству, могут отказаться от какой-либо спортивной деятельности из-за ограничений, осуждений и сложностями с продвижением в карьере.</p>2024-12-15T22:08:16+07:00Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спортаhttp://hpcas.ru/article/view/16575ГИПОДИНАМИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ КАК ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ИСКРИВЛЕНИЯ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА У ШКОЛЬНИКОВ2024-12-15T22:22:09+07:00Наталия Пац pats_nataly.2003@mail.ru<p>Одним из последствий длительного использования смартфонов детьми и подростками, испытывающими гиподинамический стресс, может быть искривление в шейном отделе позвоночника.</p> <p>Цель исследования<strong> - </strong>выявить взаимосвязь времени использования мобильных телефонов в течение суток детьми и подростками, испытывающими гиподинамический стресс, с нарушением у них осанки в виде бокового искривления шейного отдела позвоночника.</p> <p>Материал и методы.Объект исследования - дети и подростки в возрасте от 12 до 15 лет (121 человек), учащиеся средних школ в г. Гродно. У них оценен тип телосложения, они протестированы на предмет отнесения их к группе правшей и левшей, у школьников измерен угол наклона шейного отдела позвоночника. С использованием анкетного метода произведен опрос родительской аудитории учащихся этих школ о продолжительности времени использования их детьми мобильных телефонов в течение суток и внешкольной спортивной занятости. На основании показателей шагомера оценена двигательная активность в сутки. </p> <p>Результаты.65% учеников 6–8 классов пользуются мобильными телефонами более 3-х часов в сутки, а 15% из них - больше 7 часов в сутки.</p> <p>90,9 % из числа обследованных школьников являются правшами, среди них 96,35% пользуются мобильным телефоном преимущественно правой рукой. У школьников в возрасте 12-15 лет, проживающих в Гродно, использующих мобильные телефоны более 3 часов в сутки, отмеченонарушение осанки в виде бокового искривления в шейном отделе позвоночника. Боковое искривление в шейном отделе зафиксировано с наклоном вправо.</p> <p>Суточная двигательная активность детей долихоморфного типа телосложения, ограничивающихся спортивной деятельностью только в виде двух уроков физической культуры в неделю, составила в среднем всего лишь 6689 шагов. А у школьников, посещающих секции, среднее количество шагов в сутки - 11335.</p> <p>Искривление шейного отдела позвоночника находится в линейной зависимости от времени использования мобильного телефона, времени, в течении которого школьник находится в сидячем положении и его двигательной активности (коэффициент корреляции r = -0,951708183). </p> <p>Выявлена линейная корреляционная связь угла наклона в шейном отделе позвоночника с двигательной активностью школьников (коэффициент корреляции r = 0,920631651)</p> <p>Выводы.</p> <ol> <li class="show">У школьников в возрасте 12-15 лет, проживающих в Гродно, использующих мобильные телефоны более 3 часов в сутки, отмеченонарушение осанки в виде бокового искривления в шейном отделе позвоночника.</li> <li class="show">Боковое искривление в шейном отделе позвоночника находится в линейной зависимости от времени использования мобильного телефона.</li> <li class="show">Выявлена линейная корреляционная связь угла наклона в шейном отделе позвоночника с двигательной активностью школьников. Больше угол наклона в шейном отделе позвоночника у школьников долихоморфного типа телосложения, с более низкой двигательной активностью.</li> <li class="show">Гиподинамический стресс и использование средств мобильной связи являются факторами риска развития искривления шейного отдела позвоночника у школьников.</li> </ol>2024-12-15T22:09:09+07:00Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спортаhttp://hpcas.ru/article/view/16576СПЕЦИФИКА МЕТОДИКИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА2024-12-15T22:22:09+07:00Тулеген Ботагариев Tulegen_079@mail.ruЕлена Голикова gks-07@mail.ruСветлана Кубиева Kubieva_S@mail.ruАсемгуль Диарова Assemgul.diyarova@gmail.comМурат Зулянов Mureno92@mail.ru<p>Введение. Как известно, для детей, имеющих заболевания с расстройствами аутистического спектра, одним из направлений работы является подготовка их ко взрослой жизни. Как показывает практика, в обществе имеется проблема между формированием необходимых навыков бытовой деятельности у детей с расстройством аутистического спектра и недостаточностью эффективных методик воздействия коррекционного характера на таких детей.</p> <p>Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать методику адаптивного физического воспитания детей 7-9 лет с расстройством аутистического спектра, основывающуюся на дифференцированном внедрении адаптивного плавания, физических упражнений общеразвивающего и оздоровительного направления в условиях нейрокоррекционного центра «Еркемай».</p> <p>Материал и методы исследования. Исследование реализовывалось на протяжении 2023-2024 учебного года. Первый этап был связан с анализом научно-методической литературы по проблеме исследования. На втором этапе нашего исследования нами определялись особенности физического развития и двигательной подготовленности детей. На третьем этапе нашего исследования посредством метода педагогического экперимента внедрялась методика совершенствования адаптивного физического воспитания детей 7-9 лет с расстройством аутистического спектра.</p> <p>В работе получены следующие результаты. По сравнению со школьниками общеобразовательной школы у детей 7-9 лет с РАС отмечались более пониженные величины показателей жизненной емкости легких, окружности грудной клетки, экскурсии грудной клетки, силы кисти правой и левой руки. Дети 7-9 лет с РАС имели относительно пониженные величины показателей количества шагов в беге на месте за 5 сек; прыжка в длину с места; броска набивного мяча, статического равновесия на левой ноге. Методика адаптивного физического воспитания детей 7-9 лет с РАС включает в себя реализацию элементов плавания и физических упражнений оздоровительного характера, ориентированных на коррекцию недостатков в физическом развитии и двигательной подготовленности детей. Доказана эффективность разработанной нами технологии адаптивного физического воспитания детей 7-9 лет с РАС.</p>2024-12-15T22:09:36+07:00Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спортаhttp://hpcas.ru/article/view/16577НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ2024-12-15T22:22:09+07:00Дмитрий Белоуско beloyskod@rambler.ruЕлена Карпенко karpenkoelen@list.ruЕлена Новичихина nowichihina_lena@mail.ruОлеся Подольская olesja.podolskaja@rambler.ruНаталья Простихина nata.raduga777@yandex.ru<p>В статье рассматривается позиция, согласно которой процесс индивидуализации формирования физической культуры личности студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья должен решать как тактические, так и стратегические задачи гармонизации физического и духовного в человеке. Для этого необходимо опираться на собственную индивидуальную активность человека, его субъектность.</p> <p>Казалось бы, идея индивидуализации изначально присуща инклюзивному образованию и соразмерна проблемам педагогического взаимодействия с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья</p> <p>Однако построение процесса индивидуализации с крайне утилитарной позиции провоцирует деление обучающихся на «слабых» и «сильных», «полноценных» и «неполноценных» и т.д., что неприемлемо с этической точки зрения. В ходе привычной всем дифференциации потока обучающихся на группы по уровню освоения учебной программы воспроизводится, по сути, процедура преодоления разнородности совокупности объектов, выравнивания их качеств в выделенных группах. Однако возможно предположить наличие принципиально иного подхода, заключающегося не в преодолении индивидуальных различий, а целенаправленном их использовании и развитии, и это, конечно, открывает новые педагогические горизонты.</p> <p>Естественно, что данный подход требует пересмотра традиционно используемых средств и методов индивидуализации в сторону обеспечения большей глубины педагогического влияния, достижения уровня, где субъект индивидуализации предстает как индивидуальность, целостная личность. Необходим субъектный подход к индивидуализации как проекция субъектно-деятельностного подхода, основы которого были заложены С.Л. Рубенштейном, К.А. Абульханово-Славской, А.В. Брушлинским и др.</p> <p>Проведенный в Алтайском государственном университете «Фестиваль адаптивной физической культуры», как следует из результатов наблюдения и опроса, продемонстрировал интерес у студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к предложенным формам двигательной активности квазисоревновательного характера, показал состоятельность идеи целенаправленного развития у данной категории лиц активной позиции в освоении физической культуры, инициировал проявление продуктивного эмоционального всплеска, способствуя работе механизма сдвига внешнего мотива на внутренний.</p> <p>Таким образом, лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья требуют более глубокой индивидуализации в процессе формирования физической культуры личности, что логично и понятно. Однако обозначенная плоскость рассмотрения проблемы требует нетривиальных подходов и смелых решений, активизирует педагогический поиск. Используемые в данном контексте методы индивидуализации должны охватывать субъекта обучения в целостности, биосоциокультурном единстве. Они должны быть заряжены факторами, стимулирующими внутреннюю активность студента, вести его к саморазвитию, самосовершенствованию, утверждать субъектность.</p>2024-12-15T22:11:28+07:00Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спортаhttp://hpcas.ru/article/view/16578ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ2024-12-15T22:22:09+07:00Екатерина Трушкова boltachewa33@gmail.comАлексей Трушков aleksey.trushkov.85@mail.ru<p>В данной статье рассматривается индивидуальный подход как эффективный инструмент для повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом. Актуальность данной темы в научной литературе обусловлено как проблема низкой физической активности молодежи, особенно в условиях современных образовательных учреждений. Исследование направлено на выявление целей, задач и методов, которые могут способствовать улучшению мотивации студентов к занятиям физической культурой. Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются высшие учебные заведения, является недостаточная мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом. Многие студенты не осознают важность физической активности для их общественного благополучия и здоровья, что приводит к снижению уровня их физической подготовки и активности. Индивидуальный подход в физическом воспитании - это такой подход к каждому студенту, который помогает ему осознать свою уникальность, раскрыть потенциал и реализовать себя. Суть индивидуального подхода заключается в создании таких образовательных условий, которые способствуют формированию положительных отношений студентов к физической культуре, их самосознанию и саморазвитию. Важным аспектом данного подхода является поддержка студентов в процессе самовоспитания и самосовершенствования, что в свою очередь способствует укреплению здоровья и повышению физической активности. Преподаватель, применяя данный подход должен учитывать индивидуальные особенности каждого студента, его интересы и потребности, что делает занятия более интересными и уникальными. В статье также представлены конкретные показатели улучшения физической подготовки студентов. Они достигнуты благодаря индивидуальному подходу. Результаты выполнения контрольных нормативов, таких как наклон вперед из положения сидя, подтягивания на высокой перекладине и прыжок в длину демонстрируют положительную динамику в физической подготовке студентов. Это свидетельствует о том, что индивидуальный подход может значительно повысить интересы студентов к занятиям физической культурой и спортом. Таким образом, индивидуальный подход в физическом воспитании не только способствует повышению мотивации студентов, но и формирует у них устойчивую привычку к физической активности. Это достаточно перспективно влияет на их качество жизни и здоровье. В условиях современного общества, где физическая культура становится все более важной, внедрение таких подходов в образовательный процесс является необходимым шагом к созданию здорового и активного поколения.</p>2024-12-15T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спортаhttp://hpcas.ru/article/view/16579РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ2024-12-15T22:22:09+07:00Елена Стурова e.sturova@m.tgmu.ruИрина Степанова iri_ska@inbox.ruОлеся Летуновская olesyaletunovskaa16@gmail.comЕкатерина Рудакова rudakova_ekaterina_2004@mail.ru<p>Спортивный туризм является неотъемлемой частью жизни большей части населения всего мира, оказывая положительное влияние на организм человека. Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многовековые исторические традиции. В работе изучены распространенность и перспективы развития спортивного туризма в Приморском крае.</p>2024-12-15T22:12:14+07:00Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спортаhttp://hpcas.ru/article/view/16580МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ СПОРТСМЕНОВ АКРОБАТИЧЕСКОГО РОК-Н-РОЛЛА В ВОЗРАСТЕ 12-14 ЛЕТ2024-12-15T22:22:09+07:00Диана Михаревич diana.mikharevich@gmail.com<p>Акробатический рок-н-ролл — это сложно координированный вид спорта, требующий высокой гибкости и большой амплитуды движения, особенно в области тазобедренных суставов.</p> <p>Целью исследования было оценить влияние авторской методики, направленной на развитие гибкости спортсменов акробатического рок-н-ролла, с акцентом на улучшение подвижности тазобедренных суставов у подростков 12-14 лет.</p> <p>Задачи исследования включали в себя: оценку общего текущего состояния гибкости у спортсменов, занимающихся акробатическим рок-н-роллом; разработку и применение методики развития гибкости с акцентом на разнообразие упражнений для тазобедренных суставов; оценку изменения в амплитуде движений и анализ обратной связи от участников в процессе тренировок.</p> <p>В исследовании участвовали четыре спортсмена акробатического рок-н-ролла в возрасте 12-14 лет (2 девушки и 2 юноши). Экспериментальная программа включала еженедельные тренировки в течение одного месяца, продолжительностью по одному часу. Занятия включали общую и специальную разминку, статическую и динамическую растяжку, разнообразные упражнения на мышцы ног и тазобедренные суставы, с акцентом на расслабление и контроль дыхания. Контроль прогресса осуществлялся с помощью регулярных замеров гибкости и анализа обратной связи от участников. Для обработки полученных данных применялись статистические методы.</p> <p>Все участники продемонстрировали улучшение гибкости и увеличение амплитуды движений. 75% спортсменов отметили значительное повышение подвижности в суставах, что улучшило выполнение танцевальных элементов. Девочки показали большую предрасположенность к улучшению гибкости по сравнению с юношами. Участники отметили, что постепенное увеличение нагрузки, дробление упражнений на подходы, контроль дыхания и акцент на расслаблении способствовали комфортному ощущению натяжения во время тренировок, особенно на упражнениях для тазобедренных суставов.</p> <p>Методика, примененная в исследовании, продемонстрировала свою эффективность. Благодаря ей удалось улучшить амплитуду движений, что положительно сказалось на технике исполнения элементов в акробатическом рок-н-ролле</p>2024-12-15T22:13:04+07:00Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спортаhttp://hpcas.ru/article/view/16581РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ С ПОМОЩЬЮ МИОФАСЦИАЛЬНОГО РЕЛИЗА2024-12-15T22:22:09+07:00Юлия Плюснина julia.fominykh@yandex.ruАлексей Трушков aleksey.trushkov.85@mail.ru<p>В данной статье рассматривается влияние миофасциального релиза как средства развития гибкости студентов на занятиях физической культурой в высшем учебном заведении. Актуальность данной темы обусловлена отсутствием научной литературы в применении миофасциального релиза на занятиях физической культурой в высших учебных заведениях. Данное исследование направлено на определение целей, задач и методов, способствующих повышению такого физического качества как гибкость на занятиях физической культурой. Фитнес очень популярен среди студентов, так как студенты идут в ногу со временем.</p> <p>Помимо этого, они поддерживают свое здоровье на хорошем уровне, развивают разные физические качества, тем самым улучшая свое психоэмоциональное состояние. Миофасциальный релиз - это один из методов самомассажа, выполняемый с использованием специального оборудования, такого как роллеры и мячики, в сочетании с техниками мягкого растяжения. Он может применяться как до, так и после основных тренировок, а также в качестве самостоятельного средства, в зависимости от поставленной задачи. Миофасциальный релиз поможет снять мышечное напряжение и болевые ощущения. Также он подготовит тело к предстоящей физической нагрузке и увеличит подвижность всех суставов. Двигательная активность имеет особое значение для студентов, большинство из которых много времени в сидячем положении на учебе. В данный момент имеется огромное количество различных средств и методов для повышения физического и психологического состояния учащихся в повседневной жизни.</p> <p>В данном исследовании представлены результаты педагогического эксперимента, который оценивал эффективность применения миофасциального релиза для повышения гибкости и пластичности студенток 18-22 лет, занимающихся физической культурой в высшем учебном заведении.</p> <p>Результаты выполнения контрольных нормативов, таких как наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье, гимнастический мост из положения лежа на спине,наклон вперед сидя к прямым ногам, поднимание рук вверх из положения лежа на животе с гимнастической палкойдемонстрируют положительную динамику в развитии гибкости студентов.</p>2024-12-15T22:13:45+07:00Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта