https://hpcas.ru/issue/feed Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта 2025-05-29T15:57:20+07:00 Романова Елена Вениаминовна romanovaev.2007@mail.ru Open Journal Systems <p><strong>ISSN</strong><strong> 2414-0244.(Online)</strong></p> <p><strong>Периодичность выхода - 4 раза в год.&nbsp;</strong>Размещение электронного журнала: июнь, сентябрь, декабрь, март.</p> <p><strong>Разделы журнала</strong></p> <ol> <li class="show">Писхолого-педагогические, социально-философские вопросы духовной и физической культуры</li> <li class="show">Медико-биологические проблемы здоровья человека</li> <li class="show">Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм</li> </ol> <p><strong>В журнал могут быть включены дополнительные разделы:<em>&nbsp;</em></strong></p> <ul> <li class="show">Аналитические обзоры</li> <li class="show">Отзывы, рецензии и краткие сообщения</li> <li class="show">&nbsp; Жизнь и труды выдающихся людей: история и современность</li> </ul> <p>Журнал включен в международные библиографические и реферативные базы данных : <strong><span lang="EN-US">E-Library.ru; ROAD;&nbsp;</span>Base; OpenDoar; WorldCat; IndexCopernicus;&nbsp; JournalTOCs; Openaire; Google Scholar; CyberLeninka&nbsp;</strong></p> <p><strong>Журнал входит в систему РИНЦ&nbsp; &nbsp;<a href="https://elibrary.ru/title_about.asp?id=56927">https://elibrary.ru/title_about.asp?id=56927</a></strong> Двухлетний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования - фактор РИНЦ 2017 – 0,442</p> https://hpcas.ru/article/view/17356 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОВЗ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АДАПТИВНЫМИ ИГРАМИ 2025-05-27T18:10:49+07:00 Сергей Кохан ispsmed@mail.ru Долгорма Дашиева dolgorma2006@yandex.ru <p>Развитие познавательных процессов при поступлении&nbsp;студентов&nbsp;с ОВЗ&nbsp; в университет —&nbsp; является крайне важной и актуальной задачей. Помощь в развитии и совершенствовании собственной&nbsp; интеллектуальной системы&nbsp;во многом зависит от созданных благоприятных условий получения высшего образования, а также психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Цель данного исследования&nbsp;было изучение влияния адаптивных настольных спортивных игр на оценку свойств внимания у юношей и девушек &nbsp;с ОВЗ. В исследовании принимало 20 студентов с нарушением здоровья , относящихся к&nbsp;специальной&nbsp;медицинской&nbsp;группе (гр.Б) , занимающихся на элективных курсах по физкультуре адаптивными играми. Исследование&nbsp; внимания осуществлялось с помощью компьютерного комплекса « НС- ПсихоТест». Результаты исследования показали , что у&nbsp;юношей устойчивость внимания&nbsp; в период игровой практики&nbsp;была&nbsp; выше в&nbsp; сравнении с&nbsp; показателями&nbsp;девушек, данные которых были ниже нормы&nbsp;Достоверных различий по концентрации внимания&nbsp; в исследуемых группах не выявлено, полученные результаты&nbsp; были в пределах нормы. показатели устойчивости реакции и уровня функциональных возможностей по критерию Т. Д. Лоскутовой, также были выше у юношей.&nbsp;Можно предположить наибольшую&nbsp;заинтересованность в игровой практике адаптивными играми&nbsp; юношей, отдающих наибольшее предпочтение&nbsp; занятиям&nbsp;адаптивными играми, чтобы&nbsp; добиться лучших результатов и побед. Администрациям вузов необходимо обеспечивать доступные условия для занятий адаптивной физической культурой и спортом студентов с ОВЗ.</p> 2025-05-20T00:00:00+07:00 Copyright (c) https://hpcas.ru/article/view/17358 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ 2025-05-26T12:57:18+07:00 Наталья Мосина mosinanv@mail.ru Наталья Черницына cherni62@mail.ru <p>В современном спорте психофизиологическим и личностным особенностям юных спортсменов уделяется особое внимание. Эти аспекты играют ключевую роль в успешном освоении новых навыков, адаптации к тренировочным нагрузкам и достижении спортивных результатов. На начальном этапе спортивной подготовки формируются не только физические навыки, но и проявляются психофизиологические особенности, которые могут существенно влиять на дальнейшее становление юных спортсменов. <strong>Цель</strong>: сравнить психофизиологические и личностные особенности детей, занимающихся различными видами спорта на начальном этапе спортивной подготовки. <strong>Материалы и методы исследования.</strong> Проведена оценка психофизиологических и личностных особенностей 30 детей, занимающихся в группах начальной подготовки: баскетбол, художественная гимнастика, единоборства. Все респонденты имеют стаж занятий избранным видом спорта от 1 года до 3 лет, возраст детей 7-9 лет. Исследование проводилось с помощью Аппаратно-программного комплекса «Спортивная ориентация детей и подростков», учитывались результаты модуля психофизиологические тесты и модуля личностные тесты. Полученные в ходе исследования результаты подвергнуты математической обработке. <strong>Результаты. </strong>Психофизиологические особенности детей, занимающихся различными видами спорта, существенно отличаются и имеют достоверные различий в показателях реакция на свет и реакция выбора. Ответная реакция на световой стимул достоверно выше у детей, занимающихся единоборствами, чем у юных гимнасток<strong>.</strong> Время реакции выбора в группах начальной подготовки единоборств достоверно лучше, чем у ребят, занимающихся баскетболом. Во всех группах отмечается низкий уровень реакции на звук. Личностные особенности имеют достоверные различия в показателе психическая устойчивость, которая существенно ниже у баскетболистов в сравнении с группами по виду спорта единоборства и художественная гимнастика. Эффективность работы у детей всех групп находится на низком уровне, достоверные различия (p &lt;0,05) выявлены между группами детей, занимающихся художественной гимнастики и юными спортсменами, занимающимися единоборствами. Наиболее быструю степень врабатываемости, показали юные баскетболисты. <strong>Выводы.</strong> В ходе проведенного исследования удалось установить, что в группах начальной подготовки различных видов спорта наблюдаются существенные отличия в показателях: реакция на свет, реакция выбора, эффективность работы и психическая устойчивость. Выраженность психофизиологических и личностных особенностей детей в группах начальной подготовки, позволила оценить сформированность психофизиологического статуса юного спортсмена, под воздействием тренировочного процесса избранного вида спорта.</p> 2025-05-22T00:00:00+07:00 Copyright (c) https://hpcas.ru/article/view/17378 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЮНОШЕЙ 2025-05-26T12:59:15+07:00 Дарья Волженина volzehinadasa@gmail.com Екатерина Чижова chizhova001@bk.ru <p>Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и играет ключевую роль в достижении спортсменами высоких результатов. Благодаря ей спортсмены преодолевают трудности и соответствуют высоким требованиям предъявляемым к ним.&nbsp; Мотивация спортсмена обусловлена потребностями, целями, мировоззрением, направленностью личности и личностными особенностями . По этой причине мотивация к занятию спортом является важнейшим фактором отражающим интерес и осознанное отношение к спорту. В своих исследованиях Р.А. Пилоян одной из главных причин прекращения тренировок спортсменами выделяет ослабление мотивации (Пилоян, 1984) .</p> <p>Мотивация достижения представляет особый интерес, поскольку высокие результаты спортсменов тесно связаны с ней. Авторы отмечают, что мотивация достижения успеха у спортсменов высокой квалификации&nbsp; более выражена, чем мотивация избегания неудач. Для формирования мотивации достижения у спортсменов важно изучать факторы способствующие её формированию. Исходя их вышесказанного целью данного исследования стало выявление взаимосвязи между личностными особенностями и мотивацией к спортивной деятельности у юношей.</p> <p>В качестве методов исследования были использованы следующие опросники: опросник мотивации достижения С.А. Шапкин; опросник «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас; пятифакторный опросник личности (в адаптации А.Б. Хромова).</p> <p>Для обработки данных был использован T- критерий и пакет прикладных программ статистической обработки данных «SPSS».</p> <p>Полученные результаты свидетельствуют о том, что спортсмены, у которых преобладает мотивация достижения, обладают такими чертами личности, как активность, доминирование, общительность, способность к сотрудничеству, уважение к окружающим, а также чувство ответственности и настойчивость.</p> <p>Кроме этого, было обнаружено, что мотивация&nbsp; достижения связана с желанием получать эмоциональное удовлетворение от занятий спортом. Это говорит о том, что радость от физических упражнений и спортивных мероприятий может стимулировать спортсменов к достижению поставленных целей.</p> 2025-05-22T00:00:00+07:00 Copyright (c) https://hpcas.ru/article/view/17379 ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2025-05-26T12:59:58+07:00 Дмитрий Белоуско beloyskod@rambler.ru Елена Карпенко karpenkoelen@list.ru Елена Романова romanovaev.2007@mail.ru <p>Определение отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности в контексте многолетнего исследования представляется важным условием повышения эффективности процесса физического воспитания в вузе.</p> <p>Общее значение показателя продуктивного отношения к физкультурно-спортивной деятельности у студентов Алтайского государственного университета составило в 2016 году&nbsp; 110,0 баллов, в 2022 году – 109,6&nbsp; балла, в 2025 году –114,6 балла. По смысловым группам вопросов наибольшее значение было зафиксировано в категории, иллюстрирующей степень понимания значимости физической культуры как вида культуры, отдельной области знания, важной сферы социального бытия человека, – 30,0 балла. На втором месте оказался показатель, указывающий на характер отношения к предметам «Физическая культура и спорт», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», как известно, являющимися основой физкультурно-спортивного воспитания, – 28,9 балла. Дальше можно отметить величину накопленного потенциала факторов готовности к эффективной практической деятельности в рассматриваемой области – 29,6 балла. Наименьшее количество баллов было набрано студентами при ответе на вопросы, касающиеся осознания занимающимися важности физической культуры, спорта для осуществления важнейших сторон их жизнедеятельности, – 25,2 балла. В связи с этим можно отметить, что&nbsp; студенты осознают значимость физической культуры, спорта, понимают важность предметов «Физическая культура и спорт», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», достаточно справедливо оценивают свою готовность к деятельности в исследуемой сфере. Однако обучающиеся не до конца ясно видят значимость физической культуры, спорта для осуществления ключевых аспектов их жизнедеятельности, это указывает на некоторую декларативность высказываний и пробелы в сформированности теоретической основы физической культуры. Таким образом, студенты продемонстрировали средний уровень отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Полученные результаты указывают на необходимость повышения эффективности процесса физического воспитания в вузе и фокусировании его на потребностно-мотивационной сфере обучающихся, глубоких личностных механизмах интериоризации ценностей физической культуры.</p> 2025-05-22T00:00:00+07:00 Copyright (c) https://hpcas.ru/article/view/17380 ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2025-05-26T13:01:33+07:00 Дмитрий Белоуско beloyskod@rambler.ru Наталья Губарева n.gubareva@mail.ru Елена Карпенко karpenkoelen@list.ru Оксана Зацепина zov.valeriy@list.ru <p>Определение степени привлекательности двигательной деятельности для студентов&nbsp; различных специальностей в рамках одного вуза представляется важным условием повышения эффективности процесса физического воспитания. Для решения поставленной задачи использовалась одноименная методика. Ее смысловая основа базируется на выделении таких факторов, как а) привлекательность собственно процесса выполнения двигательных действий, б) привлекательность ощущений, возникающих вследствие воздействия факторов социального характера, сопутствующих двигательной деятельности, в) привлекательность ощущений борьбы, победы, преодоления себя, характерных для физкультурно-спортивной деятельности, г) привлекательность ощущений собственной состоятельности, успешности в физкультурно-спортивной деятельности, достижения намеченного результата.</p> <p>По результатам проведенного исследования можно отметить следующее. Общее значение исследуемого показателя у всех опрошенных составило 137,3 ( 37,1) балла, что соответствует среднему значению. Среди студентов первого курса он составил 135,7 ( 38,6), среди студентов второго был равен 138,7 ( 36,3) балла.</p> <p>По отдельным факторам, составившим функциональную основу методики, можно отметить следующее: наиболее привлекательны для студентов оказались ощущения от самого процесса выполнения двигательных действий. Среднее значение составило 37,9 ( 9,2) балла. Далее по степени привлекательности расположились такие блоки вопросов, как привлекательность ощущений, возникающих вследствие воздействия факторов социального характера, – 34,0 ( 10,9) балла; привлекательность ощущений борьбы, победы, преодоления себя – 34,7 ( 10,3) балла; привлекательность ощущений собственной состоятельности, успешности в физкультурно-спортивной деятельности – 32,9 ( 10,6) балла.&nbsp; При рассмотрении результатов в разрезе предполагаемой будущей профессиональной деятельности, лучшие результаты показали студенты специальностей география – 157,4 ( 40,1), социология –152,4 ( 28,3), психология – 152,2 ( 24,1); филологи 134,6 ( 33,0) и журналисты 137,3 ( 34,1)&nbsp; заняли промежуточную позицию, и худшие результаты продемонстрировали математики 119,6 ( 42,0) и искусствоведы 115,5 ( 18,4).</p> <p>Таким образом, можно отметить, что студенты Алтайского государственного университета демонстрируют среднестатистическое значение привлекательности двигательной деятельности. Это указывает на основной вектор приложения педагогических усилий, побуждающий расширять арсенал применения прямых, а также косвенных мотивационных факторов физкультурно-спортивной деятельности.</p> 2025-05-22T00:00:00+07:00 Copyright (c) https://hpcas.ru/article/view/17382 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ДО 2010 ГОДА И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 2025-05-27T18:11:34+07:00 Тулеген Ботагариев Tulegen_079@mail.ru Светлана Кубиева Kubieva_S@mail.ru <p><strong>.</strong> В современном мире любое государство на первые&nbsp; позиции ставит развитие науки&nbsp; в обществе. Об этом свидетельствуют достижения мировых держав (Сингапура и др.), которые достигли&nbsp; высоких результатов в продвижении своих стран благодаря уделению внимания научным достижениям.</p> <p>Цель исследования – выявление закономерностей&nbsp; исследований диссертационного характера по физическому воспитанию&nbsp; и спорту в&nbsp; Казахстане за годы независимости до 2010 года и на современном этапе.</p> <p>&nbsp;Материал и методы исследования. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (сентябрь 2024 года) формировался научный аппарат исследования. Создавалась идея, структура статьи, изучались аналогичные работы.&nbsp; На втором этапе (октябрь-ноябрь 2024 года) решались первая, вторая задачи работы. Анализировались диссертации, научные статьи, касающиеся этих вопросов. На третьем этапе (декабрь 2024 года) решалась третья задача нашей работы и шло оформление статьи.&nbsp;</p> <p>В работе получены следующие результаты. Обнаружена интеграционная координация научных исследований с российскими учеными в направлениях концептуальных основ движения спартианского стиля; содержания физкультурно- спортивной деятельности личностно-ориентированной направленности. После 2010 года среди закономерностей по защите дисссертаций можно выделить следующие: незначительное их количество; ограниченная их направленность. Определены ориентиры совершенствования&nbsp; научных проектов по физическому воспитанию&nbsp; и спорту в Казахстане.</p> 2025-05-22T00:00:00+07:00 Copyright (c) https://hpcas.ru/article/view/17395 РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ПЕДИАТРОВ 2025-05-29T15:57:20+07:00 Ярослав Киселев yaroslav.kiseliv88@mail.ru Максим Гурьянов msg210411@yandex.ru Мария Кадышева mashakad0103@yandex.ru <p>В научной статье поднимается актуальный вопрос об значимости физической культуры и спорта для современной молодежи, проходящей обучение в медицинском Вузе. Основным объектом изучения являлись студенты педиатры 1-2 курсов Приволжского Исследовательского Медицинского Университета. Целью исследования являлось выявление основных мотивов выбора по профессии «Педиатрия» у студентов медиков, какими профессиональными качествами личности и знаниями в области физической культуры и спорта должен владеть современный врач педиатр, по мнению студентов медиков, для успешной реализации дальнейшей профессии. В исследовании применялся метод социологического опроса в виде анкетирования и метод индивидуального интервьюирования. Всего в педагогическом исследовании участвовало 157 студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия». В результате глубокого анализа анкет было выявлено, какие профессиональные компетенции может сформировать дисциплина «Физическая культура и спорт» у будущих педиатров.</p> <p>Данная работа может быть полезна преподавателям дисциплин «Физическая культура», «Физическое воспитание», осуществляемым работу в высшей медицинской школе, а также методистам и завучам по учебной работе на профильных кафедрах, которые являются разработчиками и составителями новых учебных программ в области Российского Здравоохранения.</p> 2025-05-25T00:00:00+07:00 Copyright (c) https://hpcas.ru/article/view/17393 ПОКАЗАТЕЛИ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ И ДИСПАНСЕРНОГО УЧЕТА ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ У ДЕТСКИХ ХИРУРГОВ В АБАЙСКОЙ ОБЛАСТИ, 2023-2024 ГГ. 2025-05-29T15:44:21+07:00 Ерлан Жумажанов ezhumazhanov@bk.ru Наталья Балашкевич balashkevich.nat@mail.ru Гульнар Шалгумбаева gul6868@mail.ru <p>Настоящее исследование направлено на оценку текущего состояния и выявление тенденций развития детской хирургической помощи в Абайской области Казахстана путём сравнения ключевых показателей за 2023 и 2024 годы. Особое внимание уделяется числу детей, находящихся под диспансерным наблюдением, а также уровню госпитализаций по поводу хирургических заболеваний на 100 000 детского населения. <em>Материалы и методы:</em> Исследование основано на официальной статистике медицинских учреждений региона и включает данные о количестве специализированных детских хирургических коек, эндоскопических вмешательствах, численности медицинского персонала, операционных залах и диагностическом оборудовании. Проведён количественный и сравнительный анализ инфраструктуры, кадрового состава и объёмов медицинской помощи. Показатели диспансерного учёта и госпитализации рассчитаны на 100 000 детей. <em>Результаты:</em> Результаты выявили значительные различия между районами. В некоторых из них (например, Жарминский и Аягозский) отмечены положительные тенденции по диспансерному наблюдению и увеличению числа госпитализаций, в то время как в других (Кокпектинский, Курчатов и Бородулихинский) полностью отсутствует хирургическая активность в педиатрии. Эти различия отражают неравномерное распределение ресурсов, кадровый дефицит и возможные проблемы в системе маршрутизации пациентов. Исследование выявляет как положительные изменения, так и критические недостатки в системе детской хирургии Абайской области. <em>Вывод</em>: Несмотря на отдельные успехи, детская хирургическая служба в Абайской области по-прежнему испытывает нехватку ресурсов, особенно в сельских и отдалённых районах. Полученные данные требуют принятия управленческих мер по устранению дефицита кадров, модернизации инфраструктуры и обеспечению равного доступа к специализированной помощи на всей территории региона</p> 2025-05-22T00:00:00+07:00 Copyright (c) https://hpcas.ru/article/view/17359 ВЛИЯНИЕ СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ОСВЕЩЕННОСТИ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ ВИТАМИНА D У СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА 2025-05-26T13:02:04+07:00 Алексей Цинис a.tsinic@narfu.ru Дмитрий Мишуков mishukov.d.a@edu.narfu.ru <p class="20" style="text-align: justify; text-indent: 28.1pt; tab-stops: 480.95pt 504.0pt;"><span style="font-size: 12.0pt;">Введение и цель исследования: Витамин D имеет важное значение для поддержания здоровья костной ткани, работы мышц и иммунитета, что особенно актуально для спортсменов. Основной путь получения витамина D — это его синтез в коже под действием солнечных лучей. В северных регионах, где наблюдается значительное колебание уровня инсоляции в зависимости от сезона, у спортсменов существует повышенный риск развития дефицита витамина D. Целью настоящего исследования было изучение влияния сезонных изменений освещения на содержание витамина D у спортсменов, занимающихся командными видами спорта и живущих в северных широтах.</span></p> <p class="20" style="text-align: justify; text-indent: 28.1pt; tab-stops: 480.95pt 504.0pt;"><span style="font-size: 12.0pt;">Материал и методы: В исследование были включены 60 спортсменов (мужчин и женщин) в возрасте от 18 до 35 лет, представляющих игровые виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол), проживающие в северных районах. Участники были распределены на две группы: группа A (n = 30) состояла из спортсменов, принимавших добавки витамина D в дозе 2000 МЕ/день во время зимы; группа B (n = 30) включала спортсменов, не получающих дополнительный витамин D. Уровень 25(OH)D в сыворотке крови определялся дважды: в начале зимнего периода (в ноябре) и в конце (в марте) методом иммуноферментного анализа.</span></p> <p class="20" style="text-align: justify; text-indent: 28.1pt; tab-stops: 480.95pt 504.0pt;"><span style="font-size: 12.0pt;">Результаты: В начале зимы средний уровень 25(OH)D в группе A составлял 30 ± 5 нг/мл, тогда как в группе B — 28 ± 4 нг/мл (p &gt; 0,05). К концу зимы в группе A уровень 25(OH)D слегка увеличился до 32 ± 6 нг/мл (p &gt; 0,05), в то время как в группе B наблюдалось существенное падение до 20 ± 3 нг/мл (p &lt; 0,05). Дефицит витамина D (&lt; 20 нг/мл) был зафиксирован у 40% участников группы B и всего у 10% спортсменов группы A.</span></p> <p class="20" style="text-align: justify; text-indent: 28.1pt; tab-stops: 480.95pt 504.0pt;"><span style="font-size: 12.0pt;">Выводы: Сезонные изменения уровня солнечного света в северных регионах оказывают значительное воздействие на уровень витамина D у спортсменов игровых видов спорта. Без дополнительного употребления витамина D зимой происходит заметное снижение его содержания в организме, что потенциально может отрицательно влиять на состояние здоровья и спортивные результаты. Рекомендуется рассмотреть вопрос о дополнительном приеме витамина D в зимний период для профилактики его дефицита среди спортсменов, проживающих в регионах с низким уровнем солнечной активности.</span></p> 2025-05-22T00:00:00+07:00 Copyright (c) https://hpcas.ru/article/view/17375 ИССЛЕДОВАНИЕ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ ОКСИТОЦИНА НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ В КОМАНДНЫХ ВИДАХ СПОРТА 2025-05-27T18:08:58+07:00 Пальмена Ангелова palmena.angelova@gmail.com Петко Калчев petko.kalchev@abv.bg Марина Мурадян palmena.angelova@gmail.com Христо Милушев palmena.angelova@gmail.com <p>В этой статье рассматривается нейрофизиологическое воздействие окситоцина на командные спортивные результаты, подчеркивая его роль в регуляции социальных эмоций, перцептивных процессов и командной динамики. Окситоцин (ОТ) усиливает эмпатию, доверие, сотрудничество и социальную мотивацию среди членов команды, способствуя сплоченности и единству. Он улучшает интерпретацию невербальных коммуникационных сигналов и усиливает внимание к выражениям лица, способствуя улучшению командной координации и коммуникации на поле. Кроме того, ОТ укрепляет командную сплоченность и идентичность посредством своей связи с этноцентрическими тенденциями, влияя на общую командную динамику и результаты выступлений. Понимание роли гормона в формировании командных спортивных результатов дает ценную информацию для оптимизации коллективной эффективности и улучшения спортивных достижений.</p> 2025-05-22T00:00:00+07:00 Copyright (c) https://hpcas.ru/article/view/17376 ИССЛЕДОВАНИЕ МНОГОГРАННОГО ВЛИЯНИЯ ОКСИТОЦИНА НА ФИЗИОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПОЗНАНИЯ, ЭМОЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ. РОЛЬ ДЛЯ АВТОНОМНЫХ ФУНКЦИЙ. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРИМЕНЕНИЯ. 2025-05-27T18:09:59+07:00 Пальмена Ангелова palmena.angelova@gmail.com Петко Калчев petko.kalchev@abv.bg Екатерина Петрова palmena.angelova@gmail.com Тим Владимиров palmena.angelova@gmail.com <p>Окситоцин (ОТ), пептидный гормон, синтезируемый в первую очередь в гипоталамусе, привлек значительный научный интерес из-за его широкого физиологического и психологического воздействия. В этой статье предпринята попытка всестороннего изучения участия окситоцина в различных физиологических процессах и его потенциального терапевтического применения, опираясь на систематический обзор рецензируемых исследований, охватывающих экспериментальные исследования, клинические испытания и обзорные статьи. Наше исследование углубляется в основные вклады ОТ в репродуктивную физиологию, желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые и иммуномодулирующие функции, а также его влияние на социальное поведение, реакции на стресс, эмоциональную реактивность и обработку страха. В частности, окситоцин играет важную роль в укреплении социальных связей, модулируя когнитивный контроль от префронтальных областей до миндалевидного тела, регулируя эмоциональность и ослабляя возбуждающий поток от миндалевидного тела к участкам ствола мозга, вовлеченным в реакцию страха. Его эмпатогенные свойства предполагают перспективные терапевтические пути для улучшения социально мотивированного обучения и эмоциональной эмпатии с потенциальным терапевтическим применением при таких состояниях, как расстройство аутистического спектра (РАС), шизофрения, болезнь Альцгеймера (БА) и наркотическая зависимость. Однако воздействие окситоцина зависит от индивидуальной изменчивости плотности рецепторов, генетических факторов и контекстуальных влияний, что требует дальнейших исследований для всестороннего понимания его эффектов и оптимизации терапевтических стратегий. Кроме того, ОТ способствует привязанности матери и ребенка, способствуя интерактивной синхронности между родителем и ребенком и укрепляя отзывчивый родительский уход. Повышенные уровни вариабельности сердечного ритма (ВСР), связанные с положительными эмоциями, такими как жизнерадостность и спокойствие, служат надежными маркерами психологического фона и мотивации, связанной с подходом, отражая равновесие автономной нервной системы.</p> 2025-05-22T00:00:00+07:00 Copyright (c) https://hpcas.ru/article/view/17360 ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 14-15 ЛЕТ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ 2025-05-27T18:12:55+07:00 Елена Воронова voronova_helena@mail.ru <p><em><strong>Цель работы</strong>: разработать систему подготовки </em><em>лыжников-гонщиков 14-15 лет в летне-осенний подготовительный период для улучшения соревновательного результата. <strong>Материал и методы исследования.</strong> Изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; выполнение контрольных заданий; педагогический эксперимент; статистическая обработка полученных данных.</em><em> <strong>Результаты исследования.</strong> Анализ полученных результатов изменения общей физической подготовленности позволяет отметить тенденцию улучшения всех показателей в обеих группах. Однако особенно высокого прироста показателей не отмечено ни по одному контрольному упражнению. </em></p> <p><em>Индивидуальные результаты лыжников-гонщиков в пяти контрольных упражнениях улучшились в 90% случаев и только в 10% остались на прежнем уровне у испытуемых экспериментальной группы.</em></p> <p><em>В контрольной группе результаты испытуемых улучшились в 78% случаев, в 22% - остались неизменными. Согласно полученным данным, спортсмены экспериментальной группы статистически значимо улучшили свои результаты на дистанции 10 км свободным стилем в сравнении со спортсменами контрольной группы. <strong>Выводы</strong>. Результаты проведённого исследования показывают, что разработанные и апробированные системы тренировок лыжников-гонщиков в летне-осеннем подготовительном периоде дают отчётливый положительный эффект, выражающийся в улучшении результатов общей и специальной физической подготовленности.</em></p> 2025-05-22T00:00:00+07:00 Copyright (c)