СООТНОШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ С ПРАКТИКАМИ ЗАБОТЫ О ЗДОРОВЬЕ

  • Лейла Нацун Вологодский научный центр Российской академии наук Email: leyla.natsun@yandex.ru
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье

Аннотация

Введение и цель исследования. Изучение образа жизни детского населения приобретает особую значимость в виду обострения проблем сохранения здоровья населения, а также учитывая определяющее влияние поведенческих факторов на риск возникновения хронических заболеваний. Цель настоящей работы состоит в рассмотрении соотношения между представлениями детей о том, что такое здоровый образ жизни, и сложившимися у них практиками заботы о здоровье.

Материал и методы. Информационную базу исследования составили данные когортного лонгитюдного исследования «Изучение условий формирования здорового поколения», проводимого ФГБУН ВолНЦ РАН. Медико-социальный мониторинг проводится ежегодно, охватывает весь период взросления детей каждой набранной когорты до достижения ими возраста 18 лет. Метод проведения исследования – письменное анкетирование респондентов по месту проживания. В рамках настоящей работы рассматривались ответы детей в возрасте 10 и 15 лет на вопросы об их понимании здорового образа жизни и практиках заботы о здоровье. Данные мониторинга позволили проследить, как менялись распределения мнений детей по мере их взросления на примере двух когорт – 2001 и 2004 гг. р.

Результаты. Показано, что представления о здоровом образе жизни меняются по мере взросления детей. На основе корреляционного анализа выявлена наиболее выраженная согласованность между включением в число основных компонентов здорового образа жизни и их реализацией для таких практик, как правильное, сбалансированное питание, отсутствие вредных привычек, прогулки на свежем воздухе.

Выводы. Показано, что на протяжении длительного периода сохраняется проблема недостаточной вовлечённости детей в занятия спортом и физкультурой на фоне осознания ими обязательности данной практики для укрепления здоровья. Обосновано, что высокий уровень профилактической медицинской активности среди детского населения достигается благодаря контролю прохождения обязательных медосмотров со стороны взрослых. При этом сами дети не воспринимают данную практику в качестве обязательного компонента здорового образа жизни. Полученные результаты могут представлять интерес для специалистов, занимающихся исследованиями здоровья детского населения.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Барг А. О., Несевря Н. А. Социальные факторы риска здоровью: теоретико-методологические проблемы анализа // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010. № 1(1). С. 99-108.

Безруких М. М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1(26). С. 16-21.

Журавлёва И. В., Лакомова Н. В. Региональные особенности отношения подростков к здоровью и окружающей среде // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 4. С. 88–104. DOI: 10.19181/snsp.2020.8.4.7658

Короленко А. В. Семейное воспитание как фактор формирования здоровья и человеческого потенциала детского населения // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25). С. 52-56.

Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. 510 с.

Модестов А. А., Косова С. А., Иванова А. А., Федоткина С. А. Здоровьесберегающее поведение подростков и молодежи как основа здоровья будущих родителей // Российский педиатрический журнал. 2012. № 3. С. 46-50.

Новоселова Е. Н. Роль семьи в формировании здорового образа жизни и смягчении факторов риска, угрожающих здоровью детей и подростков // Анализ риска здоровью. 2019. № 4. С. 175-185. DOI 10.21668/health.risk/2019.4.19

Потехина Н. Н., Дьячкова М. Г., Колесникова И. А., Чуйко А. В., Докучаева М. И., Борисова Т. А., Меньшикова Л. И. Особенности образа жизни и выработки самосохранительного поведения подростков и молодежи // Экология человека. 2009. № 8. С. 61-64.

Пилюшенко А. В. Вопросы теоретического осмысления категорий "образ жизни" и "здоровый образ жизни" // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398. С. 50-54. DOI 10.17223/15617793/398/8

Яковлева Т. В., Иванова А. А., Терлецкая Р. Н. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодёжи // Казанский медицинский журнал. 2012. Т. 93. № 5. С. 792-795.
Опубликован
2024-10-20
Как цитировать
Нацун Л. СООТНОШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ С ПРАКТИКАМИ ЗАБОТЫ О ЗДОРОВЬЕ // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2024. Т. 35, № 3. URL: http://hpcas.ru/article/view/15992.
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Bookmark and Share