МОТИВАЦИОННО – СМЫСЛОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПОРТСМЕНОВ
Аннотация
Профессиональный спорт характеризуется следующими психологическими особенностями: ориентация на высокий уровень достижений, высокие эмоциональные и физические нагрузки, острота соперничества, публичность выступлений в соревнованиях. С данными особенностями связано внимание исследователей к влиянию психологических факторов на достижения спортсменов. Согласно исследованию, Дж. Раглин и В. Морган 47% спортсменов испытывали выгорание, а 81% из них признались, что это состояние было худшей реакцией на нагрузки во время тренировок и соревнований. Профессиональное выгорание спортсменов лежит в основе снижения результативности тренировочного и соревновательного процесса, травматизма, преждевременного ухода спортсмена из спорта.
Целью данного исследования стало выявление мотивационно- смысловых предпосылок профессионального выгорания у спортсменов.
В качестве методов исследования были использованы следующие опросники: «Шкала выгорания спортсмена» Е.И. Бериловой, «Мотивы занятий спортом» А.В Шаболтас, Тест смысложизненных ориентаций А.Д. Леонтьева, Опросник профессиональной мотивации в адаптации Е.Н. Осина.
Для обработки данных был использован T- критерий и пакет прикладных программ статистической обработки данных «SPSS». В результате проведенного исследования был сделан вывод, что в зависимости от мотивов занятий спортом, смысложизненных ориентаций, спортсмены могут быть в разной степени быть подвержены профессиональному выгоранию.
Скачивания
Литература
Берилова Е.И. Адаптация опросника T. Raedeke, A. Smith для оценки психического выгорания у российских спортсменов // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2016. №4.
Ворожейкин, А. В. Исследование мотивации спортивной деятельности на различных этапах многолетней подготовки девушек в таком виде спорта, как рукопашный бой / А. В. Ворожейкин, А. П. Волков // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2021. – № 1(21). – С. 57-69.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005 С. 236.
Гринь Е.И. Психическое выгорание в спорте: теоретические модели и причины феномена // Южно-российский журнал социальных наук. 2009. №4. С 68-70
Дидусь Е. И. Адаптация Опросника эмоционального выгорания у спортсменов: предварительные результаты // Тезизы докладов ХХХ научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального окрута. –КГУФКСТ, Краснодар, 2004. С.43-44.
Ильинский С. В. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2013. №1. С. 75-84.
Левина И.Л., Артемьев А.А. Эмоциональное Выгорание У Спортсменов // ТиПФК. 2023. №3.
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007. С.352.
Попова Т.А., Горская Г.Б. Профилактика Выгорания В Спортивной Деятельности // Вестник науки. 2022. №4 (49).
Садов Н.В. Эмоциональное выгорание в различных видах спорта // Тенденции развития науки и образования. 2019 № 6, С. 77-80.
Akhmerova K., Bochaver K., Kasatkin V. Mental competencies of Russian multiple Olympic gold medalists: a study of seven cases // В сборнике: 14th European Congress of Sport Psychology. Sport Psychology. Theories and Applications for Performance. Health and Humanity, 2015. P. 382.
Leiter M.P., Malach C., Frame K. Burnout // The Encyclopedia of Clinical Psychology / R.L. Cautin, S.O. Lilienfeld (eds.). John Wiley & Sons, 2015. P. 1-7.
Olusoga P., Bentzen M., Kentta G. Coach burnout: A scoping review // International Sport Coaching Journal. 2019. Vol. 6. Nº 1. P. 42-62. DOI: 10.1123/iscj.2017-0094
Instrumental control of functional indicators in students with health deviation / I. Bocharin, M. Guryanov, E. Romanova [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 5. – P. 1096-1102. – DOI 10.7752/jpes.2023.05137.
Young men's body hemodynamics variability in different states of motor activity / I. Bocharin, M. Guryanov, A. Martusevich [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2022. – Vol. 22, No. 3. – P. 562-569. – DOI 10.7752/jpes.2022.03070.
Complex pedagogical diagnostics of personal motor activity / P. V. Snezhitsky, E. Romanova, M. Kolokoltsev [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2022. – Vol. 22, No. 11. – P. 2681-2687. – DOI 10.7752/jpes.2022.11341.
Comparative screening of sexual dimorphism inversion of girls from different populations / M. Kolokoltsev, B. Gunchin, A. Dubovaya [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2021. – Vol. 21, No. 4. – P. 1688-1694. – DOI 10.7752/jpes.2021.04214.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.