ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

  • Наталья Анатольевна Першина Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет Email: nataly200672@mail.ru
  • Марина Валерьевна Шамардина Алтайский государственный университет Email: marav_sh@mail.ru
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная культура, дети с ограничен- ными возможностями здоровья, подростки

Аннотация

Авторами статьи рассмотрены преобразования системы образования, свя-занные с организацией доступной среды с ограниченными возможностями здоровья (да-лее — ОВЗ). Показано, что инклюзивное образование России находится на начальной ста-дии формирования, поэтому авторы статьи считают, что в школе необходимо проводить комплексную работу по развитию инклюзивной культуры. Особенно важной это работа ста-новится для подростков, так как в подростковом возрасте меняется ведущая деятельность, тем самым коммуникации со сверстниками выходят на первый план и определяют развитие. Проведенное исследование показало, что подростки подтверждают наличие дружеских от-ношений среди обучающихся, в том числе с детьми ОВЗ, однако у них нет твердой уверенно-сти в понимании содержания инклюзии и инклюзивной культуры. Общие результаты оценки уровня сформированности инклюзивной культуры у старшеклассников показали, что уро-вень сформированности инклюзивной культуры у подростков в целом недостаточно высок. Эти результаты говорят о необходимости формирования инклюзивной культуры в именно в подростковом возрасте. В свою очередь подростки с ОВЗ имеют часто более сформирован- ную инклюзивную культуру, также более высокий уровень сформированности инклюзивной культуры подростков был отмечен в тех классах, где обучаются подростки с ОВЗ совместно с другими детьми, и ниже уровень инклюзивной культуры там, где в классах нет учащихся с ОВЗ. В результате проведенного исследования был сделан общий вывод о том, что разви-тие общих инклюзивных ценностей и отношений сотрудничества может привести к измене-ниям в коммуникациях в целом, и начинать этот процесс надо на протяжении всего учебного процесса. Инклюзивная культура формируется в школе и определяет направления деятель-ности и организацию педагогического процесса в целом.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Алферова Г. В. Социализация и социальная адаптация ребенка инвалида в условиях инклюзивного образования // Гуманитарные исследования. 2013. № 4 (48). С. 120–126.

Малофеев Н. Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения (по материалам Доклада Европейского агентства по развитию специального образования) // Дефектология. 2005. № 5. С. 3–18.

Артюшенко Н. П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2010. 180 с.

Пронина Н. А. Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на примере дисциплин психологического цикла // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 287–289. URL: https://moluch.ru/archive/66/10962/ (дата обращения: 05.10.2019).

Бут Т. Показатели инклюзии: практическое пособие / пер. с англ. И. Аникеев; науч. ред. Н. Борисова, под общ. ред. М. Перфильевой. М.: РООИ «Перспектива», 2007. 124 с.

Щербинина Н. Г. Формирование инклюзивной культуры. Сургут: Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Добрый волшебник», 2017. 6 с.

Фоменко Н. В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2014. С. 201–204.

Гринина Е. С. Отношение молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Изв. Сарат. ун-та. 2015. Т. 4. Вып. 4 (16). С. 333–337.

Вачков И. В. Модели формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ у их сверстников // Психологический журнал. 2011. С. 155–157.

Першина Н. А. Становление и формирование инклюзивной культуры в контексте исследования готовности учителя // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции, г. Барнаул, 24–25 февраля 2017 г. Барнаул: АлтГПУ, 2017. С. 293–297.

Першина Н. А., Шамардина М. В. Оценка сформированности инклюзивной культуры в образовательных организациях родителями учащихся. Инклюзивное образование в сфере культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 20 апреля 2019 года; Алт. гос. ин-т культуры. Барнаул: Изд-во АГИК, 2019. С.140–148.

Опубликован
2019-10-30
Как цитировать
Першина Н. А., Шамардина М. В. ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2019, № 4(15). С. 198-203. URL: http://hpcas.ru/article/view/7096.
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Bookmark and Share

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)