СУСТАВНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Аннотация
В статье рассматривается проблема коррекции нарушений в технике вы-полнения движений детьми с нарушениями слуха благодаря увеличению подвижностив суставах. Целевой установкой при этом было не стремление к максимально возможномуувеличению объема движений в суставах, а к обучению управлению движениям многозвен-ной биомеханической системой. Установлено, что нарушения слуховой сенсорной систе-мы отрицательно сказываются на технике движений, которую осваивают младшие школьники на уроках физической культуры. В исследовании приняли участие 10 детей младшегошкольного возраста с различным типом высшей нервной деятельности. Выделение под-групп лептосомного и эурисомного телосложения проходило с использованием индексаРорера. Среди школьников не было детей с сильной нервной системой, для остальных де-тей были разработаны алгоритмы с учетом особенностей телосложения и типа нервной си-стемы. Исследование проводилось на уроках физической культуры в течение учебного годав Центре образования № 44 г. Череповца. Оценка двигательной подготовленности позволя-ет заключить о ее низком уровне у детей младшего школьного возраста с нарушением слухана этапе констатирующего эксперимента. Авторы анализируют результаты систематическо-го использования одно- и многосуставных упражнений как средства становления соответ-ствующих кинематических и динамических характеристик основных движений с учетомтелосложения и типа высшей нервной деятельности. Показано, что успешность использо-вания суставной гимнастики обеспечивается благодаря использованию двух не связанныхмежду собой конституциональных признаков. На этапе контрольного эксперимента выяв-лено улучшение техники выполнения прыжка, гладкого и челночного бега у детей во всехтипологических группах. Тем не менее нормативный характер выполнения основных дви-жений достигнут при сохранении отдельных отклонений, не искажающих технику их вы-полнения. Не удалось устранить рассогласование движений при выполнении сложногодвигательного акта, сохранились трудности быстрого переключения движений, измене-нии направления, дифференцирования движений. Перспективным представляется вклю-чение большего количества кинезиологических упражнений в суставную гимнастику с це-лью развития сложных координационных навыков и межполушарного взаимодействияу детей с нарушениями слуха.
Скачивания
Литература
Health Effects of Wrist-Loading Sports During Youth: A Systematic Literature Review / L. S. Kox, P. P. F. M. Kuijer, D. A. J. Thijssen et al. J. of Phys. Activity and Health. 2018; 15:9, P. 708–720.
Исмаилова А. С., Менхин А. В., Новикова Л. А. Динамика подвижности в суставах спортсменок в художественной гимнастике в процессе многолетней подготовки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 2. С. 44–46.
Использование комплексной системы упражнений при формировании осанки детей с ограниченными возможностями / А. С. Кударинова, Н. А. Садвакасова, Г. С. Ашимханова, К. С. Тебенова, К. М. Туганбекова // Успехи современного естествознания. 2015. № 9–1. С. 57–59.
Correlation between hypermobility score and injury rate in artistic gymnastics / B. Bukva, G. Vrgoč, D. M., Madić G. Sporiš, N. Trajković. J. Sports Med. Phys. Fitness 2019; 59: P. 330–334.
Перемазова Р. Г., Воргова Л. В. Влияние упражнений по методике суставной психодвигательной гимнастики на состояние кровоснабжения головного мозга у лиц пожилого возраста //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2013. Т. 13, № 4. С. 33–37.
Сонькин В. Д., Левушкин С. П. Принцип природосообразности в физическом воспитании детей и подростков // Фундаментальные и прикладные исследования физической культуры, спорта, олимпизма: традиции и инновации ГЦОЛИФК 1918–2017. М., 2017. С. 155–167.
Воробьев В. Ф. Специфика дифференциации физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. Т. 10, № 4. С. 36–46.
Полетаева В. А., Воробьев В. Ф. Учет конституциональных особенностей младших школьников с нарушениями слуха в практике физического воспитания // Олимпизм, олимпийское движение, олимпийские игры (история и современность): сборник статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXVIII Всеуральской Олимпийской научной сессии молодых ученых и студентов. Сургут, 2016. С. 189–192.
Воробьев В. Ф. Оценка физического развития и физической подготовленности подгрупп девочек 11 лет, различающихся по значениям индекса Рорера // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 4. С. 19–21.
Левушкин С. П. Сенситивные периоды в развитии физических качеств школьников 7–17 лет с разными типами телосложения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 6. С. 1–5.
Криволапчук И. А. Кондиционные двигательные способности и неспецифическая реактивность детей младшего школьного возраста на различные виды нагрузок // Новые исследования. 2008. № 4 (17). С. 39–51.
Недельный объем физической нагрузки как фактор, определяющий изменения физического состояния детей 5–6 лет / И. А. Криволапчук, М. Б. Чернова, А. А. Герасимова, М. М. Герасимов // Новые исследования. 2018. № 2 (55). С. 102–108.
Gentil P., Fisher J., Steele J. A Review of the Acute Effects and Long-Term Adaptations of Singleand Multi-Joint Exercises during Resistance Training. Sports Med. 2017; May; 47 (5): P. 843–855.
Типологическая характеристика физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников 6–7 лет / И. А. Криволапчук, М. Б. Чернова, А. А. В. В. Мышъяков, А. А. Герасимова // Новые исследования. 2017. № 2 (51). С. 54–63.
Томилова Т. И., Чуракова М. Д., Афанасенкова Н. В. Динамика физических качеств у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе физической реабилитации // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 5. — С. 198.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.