Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников Забайкальского края
Аннотация
Цель исследования заключается в обосновании необходимости разработки технологии физкультурно-оздоровительных занятий с направленностью на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у старших дошкольников.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в 2019-2020 годах на базе МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №22» и «Детский сад комбинированного вида №74» г. Читы (в рамках инновационного проекта «Технологии реализации здоровьесозидающей функции физкультурного образования дошкольников»). Исследование уровня состояния здоровья, уровня физической подготовленности и оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата проводилась у 143 дошкольников; использовались методы: анализ документов планирования образовательного процесса, паспортов здоровья воспитанников; анкетирование родителей для выявления информированности в вопросах профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата; педагогическое тестирование силовой выносливости мышц брюшного пресса и гибкости; педагогический констатирующий эксперимент; медико-биологические методы: соматоскопия, плечевой показатель, плантография по В.А. Штритеру; методы математической статистики.
Результаты исследования. Отмечается преобладающе количество детей, имеющих II группу здоровья. У 43% исследуемых дошкольников выявлены нарушения осанки, у 60,3% детей имеются признаки плоскостопия. Уровень развития силовой выносливости мышц брюшного пресса и гибкости отмечается как средний у 70% дошкольников. В структуре детской заболеваемости преобладают заболевания дыхательной системы (15%) и функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (16%). Результаты анкетирования свидетельствует о достаточной информированности родителей в вопросах профилактики нарушений осанки и стопы у детей, но, при этом, о недостаточной их готовности самостоятельно осуществлять этот процесс.
Выводы. Разработка технологии физкультурно-оздоровительных занятий с учетом возрастных морфофункциональных особенностей детей является необходимым компонентом, действие которого направленно на оптимизацию функционального состояния опорно-двигательного аппарата старших дошкольников. Обеспечение оптимального уровня двигательной активности детей должно учитываться при разработке экспериментальной технологии. В разработанной технологии направляющая роль должна быть призвана инструктору физического воспитания, активными субъектами должны стать дети, родители, педагоги.
Скачивания
Литература
Иванова Л.А. Формирование двигательной активности у детей дошкольного возраста через новые здоровьеформирующие технологии Концепт. 2014. № 12. С. 1-7.
Иванова Л.А., Казакова О.А. Применение методики ранней спортивной специализации в дошкольных учреждениях Мир науки. Педагогика и психология. 2015. №3. С. 18.
Иванова Л.А., Савельева О.В., Звонова Т.А. Одно из направлений здоровьесберегающей, оздоровительно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении Ученые записки университета Лесгафта. 2013. №3 (97). С. 72-77.
Козлов, Ю.В. Лазарева Е.Б. Детерминанты возникновения нефиксированных нарушений ОДА у детей дошкольного возраста Педагогiка та медико – бiологiчнi. 2011. № 7. С. 34 - 37.
Козлова И.П. Проблема поиска новых форм и видов оздоровительной деятельности, направленных на укрепление здоровья дошкольников Наука и образование сегодня. 2018. №2 (25). C. 62-65.
Кротова В.Ю., Григорьев О.А. Формирование и укрепление здоровья детей дошкольного возраста средствами лечебной физической культуры Наука-2020. 2016. №1(7). С. 147-152.
Леонова Л.А. Особенности физического развития детского организма, исследование и оценка состояния телосложения у детей 5-7 лет Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2008. № 2. С. 92-96.
Петрякова, В.Г., Егорова С.А. Новый взгляд на причины плоскостопия и его профилактику средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье». 2010. № 1(49). C. 45 - 49.
Покатилов А.Б., Новак А.П., Хворостова А.В. Профилактика нарушения осанки у детей Главный врач Юга России. 2017. №3 (56). С. 13-17.
Разумовский, А.Ю. Детская хирургия Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2016. - 784 с.
Симанова, С.Н., Киргизов И.В., Терлецкая Р.Н. Медико – социальные особенности формирования ортопедической патологии у дошкольников Вопросы современной педиатрии. 2010. № 1. С.177 - 178. Фадеева, О.В. Сумарокова Т.С. Современное образование «Осанка и основные методы ее коррекции» Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 11. С. 29-34.
Чайченко, М.В. Золотова М.Ю. Динамика показателей физического развития у детей 5 -7 лет при использовании специально – корригирующих упражнений на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 2.С. 170 - 175.
References
Drogomeretsky V. V., Tretyakov A. A. (2017) Low motor activity as a factor of manifestation of deviations in the state of health in children of preschool and school age. Scientific journal Discourse. 7(9), Pp. 27-34.
Ivanova L. A. (2014) Formation of motor activity in preschool children through new health-forming technologies. Concept. 12. Pp. 1-7.
Ivanova L. A., Kazakova O. A. (2015) Application of methods of early sports specialization in preschool institutions. Mir nauki. Pedagogy and psychology. 3. P. 18.
Ivanova L. A., Saveleva O. V., Zvonova T. A. (2013) One of the directions of health-saving, health-improving and developing work in preschool educational institutions. Scientific notes of Lesgaft University. 3 (97). Pp. 72-77.
Kozlov, Yu. V. Lazareva, E. B. (2011) Determinants of the occurrence of non-fixed disorders of ODE in preschool children. Pedagogika TA medico-biologichni. 7. P. 34-37.
Kozlova I. P. (2018) The Problem of searching for new forms and types of health-improving activities aimed at improving the health of preschool children. Nauka I obrazovanie Segodnya.2 (25). C. 62-65.
Krotova V. Yu., Grigoriev O. A. (2016) Formation and strengthening of health of preschool children by means of therapeutic physical culture. Science-2020.1(7). Pp. 147-152.
Leonova L. A. (2008) Features of physical development of the child's body, research and assessment of the state of the physique in children 5-7 years. Izvestiya of the Tula state University. Physical Culture. Sport.2. Pp. 92-96.
Petryakova, V. G., Egorova S. A. (2010) A New view on the causes of flat feet and its prevention by means of physical culture. Text of a scientific article on the specialty "health Sciences". 1(49). C. 45 - 49.
Pokatilov A. B., Novak A. P., Hvorostova A.V. (2017) Prevention of posture disorders in children. Chief doctor of the South of Russia. 3 (56). Pp. 13-17.
Razumovsky, A. Yu. (2016) Children's surgery. GEOTAR-Media publishing group. P.784.
Simanova, S. N., Kirghizov I. V., Terletskaya R.N. (2010) Medico-social features of orthopedic pathology formation in preschool children. Questions of modern Pediatrics. 1. P. 177 - 178.
Fadeeva, O. V. Sumarokova T. S. (2018) Modern education "Posture and basic methods of its correction". International journal of experimental education.11. Pp. 29-34.
Chaichenko, M. V. Zolotova M. Yu. (2017) Dynamics of indicators of physical development in children aged 5 -7 years when using special corrective exercises in physical education classes in preschool educational institutions. Izvestiya of the Tula state University. Physical Culture. Sport.2. P. 170-175.
Copyright (c) 2020 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.