ВЛИЯНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПАМЯТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
Аннотация
Статья посвящена особенностям формирования долговременной памяти и их влиянию на тренировочный процесс. С памятью связано два процесса – запоминания и забывания, нужная информация должна запоминаться, ненужная – забываться. Существует ряд факторов, способствующих процессу запоминания либо затрудняющих его. Один из факторов, способствующих забыванию, – это интерференция, явление, при котором происходит ухудшение запоминаемой информации под воздействием другой информации. Явление интерференции неоднократно было научно подтверждено, но должного практического применения в педагогике пока не нашло. Смысл этого явления следующий. В случае если индивиду поступает два блока информации подряд и между ними отсутствует пауза либо она очень короткая, то это приводит к забыванию как первого, так и второго блока (ретроактивная и проактивная интерференция).
В XXI в. явление интерференции памяти нашло свое научное объяснение. Оказалось, что при выполнении какого-либо действия (независимо от того известное это действие или изучаемое) информация поступает в кратковременную память, а после окончания выполнения происходит консолидация – процесс «перезаписи» в долговременную. Как и любая другая работа, этот процесс требует времени и энергии, а в случае их недостатки информация не будет консолидироваться, т.е. запоминаться. С целью снижения влияния интерференции на процесс консолидации двигательного действия предлагается: 1) на стадии разучивания при изучении сложнокоординированного двигательного действия необходимо закончить упражнение при получении положительного результата; 2) при изучении нескольких технических действий, следующих друг за другом, во время отдыха дать паузу, во время которой ученик не получает и не предает никакой информации.
Скачивания
Литература
Чернышов, М. Ю., Каверзина, А. В., Журавлёва, А. М., & Чернышова, Г. Ю. (2013). О механизмах ассоциативной памяти и психологическом приеме информационного насыщения поля памяти в дискурсе как средстве вспоминания забытого. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, (4), 67-78.
Нуркова Вероника Валерьевна, & Гофман Алёна Алексеевна (2016). Забывание: проблема наличия следа памяти, его доступности и намеренного контроля. Национальный психологический журнал, 3 (23), 64-71.
Ershova Regina V., & Tarnow Eugen (2018). Interference in working memory is not displacement nor competition - it is limited destruction. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 15 (4), 488-499.
Александрова Ю.И. Психофизиология.. СПб., 2004. 496 с.
Кандаков И.М. Психология : иллюстрированный словарь. СПб., 2003. 512 с.
Корпулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д., 2004. 640 с.
Созинов А.В. Об ассоциативной теории, механизмах запоминания и переключения между задачами : видеолекция. URL: https://postnauka.ru/video/48962 (дата обращения: 05.01.2020).
Анохин К.В. Мозг и разум : видеолекция. Ч. 1. URL:https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/156199/ (дата обращения: 05.01.2020).
Анохин К.В. Мозг и разум : видеолекция. Ч. 2. URL:https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/156648/ (дата обращения 05.01.2020).
References
Chernyshov, M. Yu., Kaverzina, A. V., Zhuravleva, A. M., & Chernyshova, G. Yu. (2013). O mekhanizmakh assotsiativnoi pamyati i psikhologicheskom prieme informatsionnogo nasyshcheniya polya pamyati v diskurse kak sredstve vspominaniya zabytogo. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya, (4), 67-78.
Nurkova Veronika Valer'evna, & Gofman Alena Alekseevna (2016). Zabyvanie: problema nalichiya sleda pamyati, ego dostupnosti i namerennogo kontrolya. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 3 (23), 64-71.
Ershova Regina V., & Tarnow Eugen (2018). Interference in working memory is not displacement nor competition - it is limited destruction. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika, 15 (4), 488-499.
Chernyshov, M. Yu., Kaverzina, A. V., Zhuravleva, A. M., & Chernyshova, G. Yu. (2013). O mekhanizmakh assotsiativnoi pamyati i psikhologicheskom prieme informatsionnogo nasyshcheniya polya pamyati v diskurse kak sredstve vspominaniya zabytogo. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya, (4), 67-78.
Nurkova Veronika Valer'evna, & Gofman Alena Alekseevna (2016). Zabyvanie: problema nalichiya sleda pamyati, ego dostupnosti i namerennogo kontrolya. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, (3 (23)), 64-71.
Ershova Regina V., & Tarnow Eugen (2018). Interference in working memory is not displacement nor competition - it is limited destruction. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika, 15 (4), 488-499.
Aleksandrova Yu.I. Psihofiziologiya. SPb., 2004. 496 (in Russuan).
Kandakov I.M. Psihologiya : illyustrirovannyj slovar'. SPb., 2003. 512 s. (in Russuan).
Korpulina V.N., Smirnova M.N., Gordeeva N.O. Psihologicheskij slovar'. 3-e izd., dop. i pererab. Rostov n/D., 2004. 640. (in Russuan).
Sozinov A.V. Ob associativnoj teorii, mekhanizmah zapominaniya i pereklyucheniya mezhdu zadachami : videolekciya. URL: https://postnauka.ru/video/48962 (Accessed on: 05.01.2020) (in Russuan).
Anohin K.V. Mozg i razum : videolekciya. Ch. 1. URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/156199/ (Accessed on: 05.01.2020) (in Russuan).
Anohin K.V. Mozg i razum : videolekciya. Ch. 2. URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/156648/ (Accessed on: 05.01.2020) (in Russuan).
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.