ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЮНОШЕЙ
Аннотация
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и играет ключевую роль в достижении спортсменами высоких результатов. Благодаря ей спортсмены преодолевают трудности и соответствуют высоким требованиям предъявляемым к ним. Мотивация спортсмена обусловлена потребностями, целями, мировоззрением, направленностью личности и личностными особенностями . По этой причине мотивация к занятию спортом является важнейшим фактором отражающим интерес и осознанное отношение к спорту. В своих исследованиях Р.А. Пилоян одной из главных причин прекращения тренировок спортсменами выделяет ослабление мотивации (Пилоян, 1984) .
Мотивация достижения представляет особый интерес, поскольку высокие результаты спортсменов тесно связаны с ней. Авторы отмечают, что мотивация достижения успеха у спортсменов высокой квалификации более выражена, чем мотивация избегания неудач. Для формирования мотивации достижения у спортсменов важно изучать факторы способствующие её формированию. Исходя их вышесказанного целью данного исследования стало выявление взаимосвязи между личностными особенностями и мотивацией к спортивной деятельности у юношей.
В качестве методов исследования были использованы следующие опросники: опросник мотивации достижения С.А. Шапкин; опросник «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас; пятифакторный опросник личности (в адаптации А.Б. Хромова).
Для обработки данных был использован T- критерий и пакет прикладных программ статистической обработки данных «SPSS».
Полученные результаты свидетельствуют о том, что спортсмены, у которых преобладает мотивация достижения, обладают такими чертами личности, как активность, доминирование, общительность, способность к сотрудничеству, уважение к окружающим, а также чувство ответственности и настойчивость.
Кроме этого, было обнаружено, что мотивация достижения связана с желанием получать эмоциональное удовлетворение от занятий спортом. Это говорит о том, что радость от физических упражнений и спортивных мероприятий может стимулировать спортсменов к достижению поставленных целей.
Скачивания
Литература
Белозерова Л. А., Брагина Е. А., Николаева И. А. Мотивация достижения и преодоление стрессовых ситуаций студентами-спортсменами // ТиПФК. 2023. №3 С. 33-35.
Бочарова Елена Евгеньевна Социально-психологические детерминанты мотивации достижения в учебной деятельности // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. №1 С. 60-65.
Брайент Дж., Кретти А. Психология в современном спорте. — Москва : Физкультура и спорт, 1978. — 224 с
Дрожалкин В.А. Спортивная мотивация как ведущий фактор результативности в спортивно-соревновательной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5.
Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. — СПб. : Питер, 2004. — 701с.
Ильин Е. П. Психология спорта. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — 352 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2011. 268 с.
Кузьмин Е. Б., Денисенко Ю. П., Драндров Г. Л. Формирование спортивной мотивации как психолого-педагогическая проблема // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2009. №4 (13).
Ловягина А.Е., Ильина Н.Л., Медников С.В. Психология физической культуры и спорта – M.: Юрайт. 2023.
Макклелланд Д. Мотивация человека. —СПб.: Питер, 2007. 259 с.
Набойченко, Е. С., Носкова М. В., Шершнев В. Н. Психическая устойчивость спортсменов высших достижений в индивидуальных и командных видах спорта как ключ успешной спортивной деятельности // ПНиО. — 2022. — № 6 (60). — С. 445–458.
Носкова М. В. Психическая устойчивость и мотивация достижения успеха у спортсменов.//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2024. Nº 9 С. 285-289.
Обуховский К. Психология влечений человека. — Москва : Прогресс, 1971. — 247 с.
Сиденко Е. А. О некоторых теоретических аспектах формирования у работников образования мотивации достижения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. №4 С. 35-48.
Таран В. А., Щербина В. А. Роль мотивации в спортивных достижениях // МНКО. 2014. №4 (47) С 47-48.
Туровский В. Ф., Корягина Ю. В., Блинов В. А. Психофизиологические особенности футболистов различного игрового амплуа // ТиПФК. 2013. №7 С. 68-72.
Biglari S., Sanatkaran A., Bahari S.M., Montazeri M. The Comparison of Team and Individual Male Athletes, Mental Toughness at Different Levels of Skills // International Journal of Basic Sciences and Applied Research. 2015. Nº 2. P. 127-132.
Elmaqd M.A. General Psychological Factors Affecting Physical Performance and Sports // International Journal of Physical Education, Sports and Health, 2016, P. 255-264.
Krems J. A., Kenrick D. T., Neel R. Individual perceptions of self-actualization: What functional motives are linked to fulfilling one's full potential? Personality and Social Psychology Bulletin, 2017, Nº 43, 1337-1352. https://doi.org/10.1177/0146167217713191.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.