ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ОСВЕДОМЛЁННОСТИ И ОТНОШЕНИЯ К ДЕМЕНЦИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ДАРХАНСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ (МОНГОЛИЯ): ПОПЕРЕЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Аннотация
Деменция представляет собой нарастающую глобальную проблему общественного здравоохранения, затрагивающую отдельных лиц, семьи и системы здравоохранения. Обеспечение эффективного сестринского ухода за пациентами с деменцией требует как достаточных знаний, так и сострадательного отношения. Однако в программах бакалавриата по сестринскому делу в Монголии, включая Монгольский национальный университет медицинских наук (МНУМН), в настоящее время отсутствует специализированное обучение по деменции, что может ограничивать готовность студентов к клинической практике.
Цель: данное исследование было направлено на оценку уровня знаний и установок в отношении деменции у студентов-медсестёр медицинского колледжа провинции Дархан-Уул при МНУМН, а также на выявление пробелов в образовании, которые могут препятствовать формированию профессиональных компетенций.
Методы: было проведено перекрёстное исследование среди 58 студентов-медсестёр (37 обучающихся на программе дипломированной медсестры и 21 — на программе бакалавриата) в возрасте 20–24 лет. Для оценки знаний и установок, связанных с деменцией, использовался валидированный опросник. Применялись методы описательной статистики, рассчитывался коэффициент альфа Кронбаха для оценки внутренней согласованности и коэффициент ранговой корреляции Спирмена для изучения взаимосвязи между уровнем знаний и установками.
Результаты: средний балл знаний составил 16,1 ± 2,29. Лучшие результаты студенты показали в области понимания течения заболевания (68,8 %), худшие — в знаниях, связанных с уходом (39,2 %). Только 8 % правильно указали, что умственные упражнения не предотвращают болезнь Альцгеймера. Установки в целом были позитивными (средний балл: 33,3 ± 10,2), особенно в отношении ранней диагностики и участия семьи. Однако более низкие баллы были получены по вопросам эффективности лечения и роли первичной медико-санитарной помощи. Корреляция Спирмена выявила слабую и статистически незначимую обратную связь между уровнем знаний и установками (ρ = –0,091, p = 0,496), что предполагает более сильное влияние культурных факторов на формирование установок по сравнению с формальным образованием.
Заключение: хотя студенты-медсёстры МНУМН демонстрируют ограниченные фактические знания о деменции, их установки остаются в целом позитивными — вероятно,
под влиянием культурных норм, а не содержания учебной программы. Полученные результаты подчеркивают настоятельную необходимость включения специализированных модулей по деменции в программы подготовки медсестёр, определения ключевых компетенций и приведения учебных планов в соответствие с международными стандартами для повышения качества ухода за пациентами с деменцией в Монголии.
Скачивания
Литература
NSO +976-326414 information@nso.mn. МОНГОЛ УЛСЫН ҮНДЭСНИЙ СТАТИСТИКИЙН ХОРОО. Darkhan-uul.nso.mn. Published 2023. Accessed February 5, 2025. https://darkhan-uul.nso.mn/
Nichols E. Steinmetz JD, Emil VS, et al. Estimation of the global prevalence of dementia in 2019 and forecasted prevalence in 2050: an analysis for the Global Burden of Disease Study 2019. The Lancet Public Health. 2022;7(2):e105-e125. doi:https://doi.org/10.1016/S24682667(21)002498
World Health Organisation. Risk Reduction of Cognitive Decline and Dementia. www.who.int. Published 2019. https://www.who.int/publications/i/item/risk-reduction-of-cognitive-decline-and-dementia
Vrijsen J., Matulessij TF., Joxhorst T, de Rooij SE, Smidt N. Knowledge, health beliefs and attitudes towards dementia and dementia risk reduction among the Dutch general population: A cross-sectional study. BMC Public Health. 2021;21(1):857. https://doi.org/10.1186/s12889-021-10913- 7
Vorozheikin, A.V., & Volkov, A.P. (2021). Research of sports activity motivation at different stages of longterm training girls in the form of sport handfight. Health, Physical Culture and Sports, 21(1), 57-69. Retrieved from http://hpcas.ru/article/view/9436. DOI: 10.14258/zosh(2021)1.07
Cahill S, Pierce M, Werner P, Darley A, Bobersky A. A systematic review of the public’s knowledge and understanding of Alzheimer’s disease and dementia. Alzheimer Dis Assoc Disord 2015;29:255–75.
Chenoweth B, Spencer B. Dementia: The experience of family caregivers. The Gerontologist 1986;26:267 72.
Cariñanos-Ayala, S., Arrue, M., & Zarandona, J. (2022). Teaching and learning about dementia care among undergraduate nursing students: A scoping review. Nurse Education in Practice, 61, 103326. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2022.103326
Gandesha, A., Souza, R., Chaplin, R., & Hood, C. (2012). Adequacy of training in dementia care for acute hospital staff. Nursing Older People, 24(4), 26–31. https://doi.org/10.7748/nop2012.05.24.4.26.c9070
Al-Awad, F. A., AlAbdulkader, A., Shammari, M. A., Rohaiem, S. N., AlHarkan, K., Mohammedin, A. S., AlShurem, M. A., AlBakr, D. M., AlKhunaizi, F., Almaslami, M., & AlNajidi, A. (2024). Knowledge levels and sociodemographic influences on dementia awareness in the Eastern Province of Saudi Arabia. Electronic Journal of General Medicine, 21(1), em567. https://doi.org/10.29333/ejgm/14159
World Health Organization. Comprehensive mental health action plan 2013-2020. 2013.
https://www.who.int/mental_health/action_plan_2013/en/. Accessed 3 May 2020.
Wilcock J, Iliffe S, Turner S, Bryans M, O’Carroll R, Keady J, et al. Concordance with clinical practice guidelines for dementia in general practice. Aging Ment Health. 2009;13(2):155–61.
Eichler T, Thyrian JR, Hertel J, Köhler L, Wucherer D, Dreier A, et al. Rates of formal diagnosis in people screened positive for dementia in primary care: results of the DelpHi-trial. J Alzheimers Dis. 2014;42(2):451–8.
Effect of carbohydrate intake on endogenous hormones: Anabolic and catabolic orientation content of highly qualified sportsmen–combat athletes / А. Gryaznykh, M. Butakova, L. Grebenyuk [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2021. – Vol. 21, No. 3. – P. 1421-1428. – DOI 10.7752/jpes.2021.03181.
Prince M, Livingston G, Katona C. Mental health care for the elderly in low-income countries: a health systems approach. World Psychiatry. 2007;6(1):5–13.
Тranscranial electrical stimulation to increase psychophysiological stability, technical and tactical readiness of MMA fighters / T. Selitrenikova, E. Ageev, M. Kolokoltsev [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2022. – Vol. 22, No. 6. – P. 1419-1425. – DOI 10.7752/jpes.2022.06178.
Tyupa, P., & Vorozheikin, A. (2021). Substantiation of the need to develop a methodology for the formation of an individual manner of conducting a competitive combat among athletes in hand-to-hand combat. Health, Physical Culture and Sports, 23(3), 49-56. Retrieved from http://hpcas.ru/article/view/10467. DOI: 10.14258/zosh(2021)3.07
Anu Partanen. The theory of everything In search of a better life. Harper Collins Publishers. 2016.
Bowman, RA. Changes in the Acvtivities, Functions, and Roles of Public Health Educators. Health Education Monographs; 4(2), 1976, 226-245.
Gilmore GD, Olsen LK, Taub A, Connell D. Overview of the National Health Educator Competencies Update Project, 1998-2004.
Green, LW, Kreuter, MW. Anu Partanen. Health Promotion Planning: An Educational and Environmental Approach. Mountain View, Mayfield, CA, 19, 1991.
Joint Committee on Health Education Terminology. Report of the 2000 Joint Committee on Health Education Terminology. Journal of Health Education: 22(2), 1991, 105-106.
Ken TAKAYAMA. Recent Tasks of School Health Administration in Japan. JMAJ 53(3): 144-147, 2010.
McKenzie, Pinger, Kotecki. An Introduction for Community Health. Sudbury, Massachusetts: Jones and Barlett, Fourth Edition, 2012.
Nam CH, Park CM, Kim HK, Kim M. Certification System of Health Education Specialist in Korea. Korean Public Health Research; 30(2), 2004. 207-217.
Society for Public Health Education. Guidelines for the Preparation and Practice of Professional Health Educators. Health Education Monographs; 5(1), 1977. 75-89.
US Department of Health and Human Services. Healthy People 2020: Understanding and Improving Health. 3rd ed. Washington, DC: US Government Printing Office, 2010.
Yajima Sh, Takano T, Nakamura K, Watanabe M. Effectiveness of a community leaders' programme to promote healthy lifestyles in Tokyo, Japan. Health Promot Int 2011; 16:235-43.
Wolle, JM, Cleary, HP, Stone, EJ. Initiation of Voluntary Certification Program for the Health Education Specialists. Public Health Reports; 104(4), 1989. 396-402.
World Health Organization. Health Education: a Programme Review. Offset publication no.7 Geneva: WHO, 2016.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.
