СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

  • Наталья Мосина Югорский государственный университет Email: mosinanv@mail.ru
  • Наталья Черницына Email: cherni62@mail.ru
Ключевые слова: психофизиологические особенности, личностные особенности, начальный этап спортивной подготовки, младший школьный возраст, виды спорта

Аннотация

В современном спорте психофизиологическим и личностным особенностям юных спортсменов уделяется особое внимание. Эти аспекты играют ключевую роль в успешном освоении новых навыков, адаптации к тренировочным нагрузкам и достижении спортивных результатов. На начальном этапе спортивной подготовки формируются не только физические навыки, но и проявляются психофизиологические особенности, которые могут существенно влиять на дальнейшее становление юных спортсменов. Цель: сравнить психофизиологические и личностные особенности детей, занимающихся различными видами спорта на начальном этапе спортивной подготовки. Материалы и методы исследования. Проведена оценка психофизиологических и личностных особенностей 30 детей, занимающихся в группах начальной подготовки: баскетбол, художественная гимнастика, единоборства. Все респонденты имеют стаж занятий избранным видом спорта от 1 года до 3 лет, возраст детей 7-9 лет. Исследование проводилось с помощью Аппаратно-программного комплекса «Спортивная ориентация детей и подростков», учитывались результаты модуля психофизиологические тесты и модуля личностные тесты. Полученные в ходе исследования результаты подвергнуты математической обработке. Результаты. Психофизиологические особенности детей, занимающихся различными видами спорта, существенно отличаются и имеют достоверные различий в показателях реакция на свет и реакция выбора. Ответная реакция на световой стимул достоверно выше у детей, занимающихся единоборствами, чем у юных гимнасток. Время реакции выбора в группах начальной подготовки единоборств достоверно лучше, чем у ребят, занимающихся баскетболом. Во всех группах отмечается низкий уровень реакции на звук. Личностные особенности имеют достоверные различия в показателе психическая устойчивость, которая существенно ниже у баскетболистов в сравнении с группами по виду спорта единоборства и художественная гимнастика. Эффективность работы у детей всех групп находится на низком уровне, достоверные различия (p <0,05) выявлены между группами детей, занимающихся художественной гимнастики и юными спортсменами, занимающимися единоборствами. Наиболее быструю степень врабатываемости, показали юные баскетболисты. Выводы. В ходе проведенного исследования удалось установить, что в группах начальной подготовки различных видов спорта наблюдаются существенные отличия в показателях: реакция на свет, реакция выбора, эффективность работы и психическая устойчивость. Выраженность психофизиологических и личностных особенностей детей в группах начальной подготовки, позволила оценить сформированность психофизиологического статуса юного спортсмена, под воздействием тренировочного процесса избранного вида спорта.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Наталья Мосина , Югорский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы физической культуры и спорта

Наталья Черницына

кандидат биологических наук, доцент

Литература

Безруких М. М., Любомирский Л. Е. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков. М.: Образование от А до Я, 2000. 256 с. 3.
Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека. СПб.: Питер, 2003. 384 с. 8
Козак Л. М., Коробейников Г. В., Коробейникова Л. Г. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. 2002. Т. 28, № 2. С. 35–43.
Мосина Н.В., Бондарева А.А. Релевантность существующих методов оценки предрасположенности ребенка к занятиям конным видом спорта //Международный журнал Гуманитарных и естественных наук. 2021 г. №1-2 С. 106-112.
Никандров, В. В. Психомоторика. СПб.: Речь, 2004. 104 с.
Нопин С.В. Разработка компьютерной программы "Спортивная ориентация детей и подростков" / С.В. Нопин, Ю.В. Корягина, Г.Н. ТерАкопов // Современные вопросы биомедицины. - 2017. - Т. 1. № 1 (1). - С. 5. – Текст: непосредственный.
Практикум по возрастной физиологии: для студентов институтов физической культуры и спорта / Изд. 2-е. переработанное и дополненное, Автор-составитель И. В. Гуштурова, Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2018. 140с.
Пугачева В.А. Важность спорта в жизни детей / В.А. Пугачева // Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 11 (38). – С. 72–75
Харитонова Л. Г. Технология мониторинга психофизиологического состояния организма юных спортсменов циклических и ациклических видов спорта / Л. Г. Харитонова, О. С. Антипова, И. В. Павлова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014. - № 1 (Том 2). - С. 10-22.
Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000. 96 с
Черницына Н.В., Аксарина И.Ю., Мосина Н.В. Влияние занятий различными видами спорта на формирование осанки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Человек. Спорт. Медицина. 2024. Т. 24, № S1. С. 158–165. DOI: 10.14529/hsm24s121
Чесноков Н.Н. Современные тенденции и подходы к развитию детско-юношеского спорта / Н.Н. Чесноков, В.Г. Никитушкин, А.П. Морозов // Физ. культура, спорт – наука и практика. – 2022. – № 1. – С. 77–82
Яковлев Б.П., Мосина Н.В., Аксарина И.Ю., Аксарин И.В. Психолого-педагогический аспект исследования предрасположенности к выявлению и развитию спортивной одаренности детей //Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1 (58). С. 283-287.
De Souza-Lima, J. Detecting sporting talents with z-strategy-cross sectional study / J. De SouzaLima, J.L. Zamora // Revista Brasileira de Medicina do Esporte. – 2020. – Vol. 26 (2). – Р. 147–152
Talent Research in Sport 1990–2018: A Scoping Review / J. Baker, K. Johnston, S. Wilson et al. //Frontiers in Psychology. – 2020. – Vol. 11. – Р. 607–710.
The use of individual sports profiles of child athletes and nonathletes in recommending sports to be practiced / R. Kandrac, M. Kokinda, T. Peric et al. // Physical Activity Review. – 2020. – Vol. 8 (1). – Р. 1–8.
Understanding the “gut instinct” of expert coaches during talent identification / A.H. Roberts, D. Greenwood, M. Stanley et al. // Journal of Sports Sciences. – 2021. – Vol. 39 (4). – Р. 359–367.
Опубликован
2025-05-22
Как цитировать
Мосина Н., Черницына Н. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2025. Т. 38, № 2. URL: https://hpcas.ru/article/view/17358.
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Bookmark and Share