ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  • Дмитрий Белоуско Алтайский государственный университет Email: beloyskod@rambler.ru
  • Наталья Губарева Алтайский государственный педагогический университет Email: n.gubareva@mail.ru
  • Елена Карпенко Алтайский государственный университет Email: karpenkoelen@list.ru
  • Оксана Зацепина Алтайский государственный университет Email: zov.valeriy@list.ru
Ключевые слова: Привлекательность двигательной деятельности, студенты, мотивация, физическая культура личности, физическое воспитание

Аннотация

Определение степени привлекательности двигательной деятельности для студентов  различных специальностей в рамках одного вуза представляется важным условием повышения эффективности процесса физического воспитания. Для решения поставленной задачи использовалась одноименная методика. Ее смысловая основа базируется на выделении таких факторов, как а) привлекательность собственно процесса выполнения двигательных действий, б) привлекательность ощущений, возникающих вследствие воздействия факторов социального характера, сопутствующих двигательной деятельности, в) привлекательность ощущений борьбы, победы, преодоления себя, характерных для физкультурно-спортивной деятельности, г) привлекательность ощущений собственной состоятельности, успешности в физкультурно-спортивной деятельности, достижения намеченного результата.

По результатам проведенного исследования можно отметить следующее. Общее значение исследуемого показателя у всех опрошенных составило 137,3 ( 37,1) балла, что соответствует среднему значению. Среди студентов первого курса он составил 135,7 ( 38,6), среди студентов второго был равен 138,7 ( 36,3) балла.

По отдельным факторам, составившим функциональную основу методики, можно отметить следующее: наиболее привлекательны для студентов оказались ощущения от самого процесса выполнения двигательных действий. Среднее значение составило 37,9 ( 9,2) балла. Далее по степени привлекательности расположились такие блоки вопросов, как привлекательность ощущений, возникающих вследствие воздействия факторов социального характера, – 34,0 ( 10,9) балла; привлекательность ощущений борьбы, победы, преодоления себя – 34,7 ( 10,3) балла; привлекательность ощущений собственной состоятельности, успешности в физкультурно-спортивной деятельности – 32,9 ( 10,6) балла.  При рассмотрении результатов в разрезе предполагаемой будущей профессиональной деятельности, лучшие результаты показали студенты специальностей география – 157,4 ( 40,1), социология –152,4 ( 28,3), психология – 152,2 ( 24,1); филологи 134,6 ( 33,0) и журналисты 137,3 ( 34,1)  заняли промежуточную позицию, и худшие результаты продемонстрировали математики 119,6 ( 42,0) и искусствоведы 115,5 ( 18,4).

Таким образом, можно отметить, что студенты Алтайского государственного университета демонстрируют среднестатистическое значение привлекательности двигательной деятельности. Это указывает на основной вектор приложения педагогических усилий, побуждающий расширять арсенал применения прямых, а также косвенных мотивационных факторов физкультурно-спортивной деятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Дмитрий Белоуско , Алтайский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания

Наталья Губарева , Алтайский государственный педагогический университет

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания

Елена Карпенко , Алтайский государственный университет

кандидат исторических наук, доцент кафедры физического воспитания

Оксана Зацепина , Алтайский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент кафедры доцент кафедры социальной психологии и педагогического образования

Литература

Аницоева Л., Первушина А. Современные условия развития физического воспитания в российских вузах (на примере Санкт-Петербургского гуманитарного университета проф-союзов) // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 3. С. 3-15. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/6418

Белоуско Д.В. Методика исследования привлекательности двигательной деятельно-сти для студентов// Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2022. № 1. С. 24-31. URL: http://hpcas.ru/article/view/11144

Воронцов П.Г., Дейс Д.А., Лобыгина Н.М., Недорезков К.В. Ценностный потенциал физической культуры в системе профессиональной подготовки студентов медицинского университета // Философия образования. 2020. №1. С. 81-93

Ирхин В.Н., Гут Ю.Н., Корнеева С.А., Рыльский С.В. Отличительные особенности мотивации к занятиям по физической культуре студентов первых и выпускных курсов // Теория и практика физической культуры. 2022. №3. С. 53

Оплетин А.А. Педагогическая система саморазвития личности студентов в совре-менном образовательном процессе физической культуры вуза // Теория и практика физиче-ской культуры. 2022. №3. С. 106

Снежицкий П.В. Двигательно-поведенческий аспект физической культуры личности в сельском сообществе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2021. № 4. С. 4-24. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/10666

Спирина Е.В., Зарубина В.В. Мотивационно-психологическое восприятие обучаю-щимися занятий по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2022. №1. С. 42
Опубликован
2025-05-22
Как цитировать
Белоуско Д., Губарева Н., Карпенко Е., Зацепина О. ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2025. Т. 38, № 2. URL: https://hpcas.ru/article/view/17380.
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Bookmark and Share

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)