ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ У СТУДЕНТА

  • Александр Ромашов Вятский государственный университет Email: sasha.43.romika@mail.ru
  • Иван Посаженников Вятский государственный университет Email: stud159699@vyatsu.ru
Ключевые слова: физическая активность, психологическое здоровье, студенты, стресс, эндорфины, кортизол, качество сна, биоритмы, когнитивные функции, концентрация, память, успеваемость, прогулки, йога на открытом воздухе, тревожность, социальные связи, групповые занятия, командные игры, социальная поддержка, самооценка, уверенность в себе, эмоциональное состояние, физическая форма, нервная система, снятие напряжения

Аннотация

Физическая активность оказывает значительное влияние на поддержание психического здоровья, особенно в современном обществе, где стресс, информационная перегрузка и низкий уровень физической активности становятся нормой. Для студентов, которые сталкиваются с высокой учебной нагрузкой и эмоциональными переживаниями, регулярные физические тренировки могут стать важным инструментом для улучшения их психоэмоционального состояния. 

Один из наиболее заметных эффектов физической активности — это снижение стресса. При физических упражнениях или активной деятельности в организме происходит выделение эндорфинов — веществ, которые способствуют улучшению настроения и общего самочувствия. Регулярные тренировки также снижают уровень кортизола, гормона стресса, что особенно важно для студентов, которые часто переживают напряжение и стрессовые ситуации.

Физическая активность благоприятно влияет на качество сна, что напрямую связано с психоэмоциональным состоянием человека. Спортивные занятия помогают нормализовать биоритмы, сокращают симптомы бессонницы и способствуют лучшему восстановлению организма. Это особенно актуально для студентов, чей режим дня нарушается из-за экзаменов и постоянной учебы.

Кроме того, занятия физической активностью способствуют улучшению когнитивных функций. Улучшение кровообращения и поступления кислорода в мозг положительно сказывается на концентрации, памяти и скорости обработки информации, что помогает студентам лучше справляться с учебной нагрузкой и улучшать успеваемость.

Занятия спортом на свежем воздухе оказывают дополнительное положительное влияние на психоэмоциональное состояние. Прогулки, бег или йога на открытом воздухе помогают снизить уровень тревожности, снять напряжение и улучшить общее состояние нервной системы.

Социальный аспект физической активности также имеет большое значение для психологического благополучия. Групповые тренировки, участие в командных играх и спортивных мероприятиях создают возможности для общения, развития коммуникативных навыков, укрепления дружеских связей и социальной поддержки среди студентов.

Наконец, регулярные занятия физической активностью способствуют повышению самооценки и уверенности в себе. Достижение спортивных целей, улучшение физической формы и преодоление трудностей укрепляют веру в свои силы, что положительно отражается на психологическом состоянии студентов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Александр Ромашов , Вятский государственный университет

старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта

Иван Посаженников , Вятский государственный университет

студент, институт математики и информационных систем, факультет автоматики и вычислительной техники

Литература

ДиЛигро, К. М. Физическая активность и здоровье мозга / К. М. ДиЛигро, Г. Шьера// Genes. - 2019. - Т. 10. - № 9. - С. 720.
Миккельсен, К. Физические упражнения и психическое здоровье / К. Миккельсен, Л. Стояновская // Maturiras. - 2017. - Т. 106. - С. 48-56.
Секстон, Х. Как связаны настроение и упражнения? Результаты исследования Финнмарка / Х. Секстон, А. Согард // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. - 2001. -№ 36. - С. 348.
Статья: Влияние физической активности на эмоциональную составляющую человека[Электронный ресурс].URL:https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/266456/1/44-47.pdf.
Тейлор, С. В. Связь физической активности и упражнения с психическим здоровьем / С. В. Тейлор, Дж.Ф. Саллис // PublicHealthReport. - 1985. - Т. 100. - № 2. - С. 195-202
Барчуков,И.С.Физическая культура : учебник / Под общ. ред. Н.Н.Маликова. - М : Академия, 2011. - 528 с.
Волков, К.В. Влияние физических упражнений и спорта на работоспособность при умственном труде. / К.В. Волков - Л.,2006. -102с.
Гужаловский, А.А. Исследования различных вариантов активного отдыха в режиме дня начальных классов школ-интернатов. / А.А.Гужаловский - М.:2007. -356с.
Джамгоратова, Т.Т. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для ин-ов физ.культ. / Под ред. Т.Т. Джамгоратова.- М.: ФиС, 2010. - 143с.
Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] : учебник / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - М : Академия, 2013. - 387 с.
Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 520 с
Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" : учебное пособие / Под ред.Ю.Д.Железняка. - М : Академия, 2010. - 272 с.
Ивонина, В.В. Управление физкультурным движением / Учебник для институтов физической культуры. Под об. ред. В.В. Ивонина и К.А. Кулинковича. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 287 с.
Ирене, Э.К."Физическая культура: воспитание, образование, тренировка"/Э.К.Ирене - М.: №3 2009. – 489 с.
Колосков, А.Р. Оптимальная программа оздоровительных тренировок. / А.Р. Колосков – М.: Физкультура и спорт. № 9, 2011 – 119 с. 22
Котов, В.Э. "Теория и практика физической культуры"/ В.Э. Котов – М., № 7, июль 2008. - 348с.
Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Под ред.проф. Ю.Ф.Курамшина. - М : Советский спорт, 2010. - 464 с.
Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник.- 2-е изд., испр./ Ю.Ф. Курамшин.- М.: Советский спорт, 2007.-464 с
Pilates program use for high school girls' additional physical education / N. Mischenko, M. Kolokoltsev, E. Romanova [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2020. – Vol. 20, No. 6. – P. 3485-3490. – DOI 10.7752/jpes.2020.06470.
The dependence of the academic performance of university students on the level of their physical activity / E. Romanova, A. Vorozheikin, D. Konovalov [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 2. – P. 404-409. – DOI 10.7752/jpes.2023.02049.
Improving the physical health of female students using boxing specialization in physical education / M. Kudryavtsev, V. Kovalev, A. Osipov [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 7. – P. 1576-1582. – DOI 10.7752/jpes.2023.07193.
Effect of carbohydrate intake on endogenous hormones: Anabolic and catabolic orientation content of highly qualified sportsmen–combat athletes / А. Gryaznykh, M. Butakova, L. Grebenyuk [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2021. – Vol. 21, No. 3. – P. 1421-1428. – DOI 10.7752/jpes.2021.03181.
Опубликован
2025-05-22
Как цитировать
Ромашов А., Посаженников И. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ У СТУДЕНТА // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2025. Т. 38, № 2. URL: https://hpcas.ru/article/view/17449.
Раздел
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Bookmark and Share

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)