РАЗРАБОТКА ПРОТОКОЛА ТЕСТИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

  • Софья Усанина Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина Email: skison88@mail.ru
  • Нина Дубровина Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина Email: poletaevanina@gmail.com
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, координационные способности, протокол тестирования, средний и старший дошкольный возраст

Аннотация

Введение. В статье рассматривается необходимость решения проблемы диагностирования основных видов координационных способностей детей с расстройством аутистического спектра и разработка универсального протокола тестирования, который может быть применен к ребенку с любыми отклонениями в поведенческой, интеллектуальной и коммуникативной сфере.

Цель исследования – разработка, апробация и усовершенствование универсального протокола тестирования координационных способностей детей с РАС с учетом развития их двигательной сферы, коммуникативных и когнитивных особенностей.

Материалы и методы исследования. Использованы методы анализа и обобщения научно-методической литературы, протокол тестирования координационных способностей для детей с расстройством аутистического спектра, педагогическое наблюдение, метод апробации. Разработанный протокол тестирования был апробирован и усовершенствован при проведении тестирования координационных способностей детей с РАС дошкольного возраста. Результаты исследования и выводы. По окончанию педагогического эксперимента было выявлено, что разработанный протокол тестирования универсален и применим к детям с РАС разного функционального уровня. Протокол тестирования может быть применим к детям среднего и старшего дошкольного возраста. Научная новизна заключается в том, что представленный протокол тестирования рассматривает все основные виды координационных способностей и может быть применим при проведении тестирования ребенка с РАС любого функционального уровня.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Софья Усанина , Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина

Магистрантка 2 курса образовательной программы «физическая реабилитация»

Нина Дубровина , Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина

Кандидат психологических наук, доцент кафедры сервиса и оздоровительных технологий

Литература

Мельников Е. Ю., Ходасевич Л. С., Полякова А. В., Легкая Е.Ф. Двигательные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра: причины возникновения и возможности коррекции // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 2023. – Т. 100, № 4. – С. 54–61. DOI: 10.17116/kurort202310004154

Bhat, А.N. (2021). Motor impairment increases in children with autism spectrum disorder as a function of social communication, cognitive and functional impairment, repetitive behavior severity, and comorbid diagnoses: a spark study Autism Research, 14(1), 202—219. http://doi.org/10.1002/aur.2453
Kazari, K. (2016), “Current state of behavioral interventions in autism and developmental disorders”, Autism and developmental disorders, No. 14 (4), pp. 68–76.
Schmahmann J. An emerging concept. The cerebellar contribution to higher function //Arch. Neurol. 1991. Vol.48. P.1178-1187.

Schmahmann J. The cerebellar cognitive affective syndrome //Brain. 1998. Vol.121. P.561-579.

Schmahmann J., Handya D. Posterior parietal projections to the basis pontis in rhesus monkey: possible anatomic substrate for the cerebellar modulation of complex behavior //Neurology. 1987. Vol.37. P.284-291.

Snider S.R. Cerebellar pathology in schizophrenia: cause or consequence //NeurosciBehav Rev.1982. Vol.6. P.47-53.

Wang L, Wang B, Wu C, Wang J, Sun M. Autism Spectrum Disorder: Neurodevelopmental Risk Factors, Biological Mechanism, and Precision Therapy. Int J Mol Sci. 2023;24(3):1819. Published 2023 Jan 17. doi:10.3390/ijms24031819

Weinberger D.R., Kleinman J.E., Luchins D.J. Cerebellar pathology inschizophrenia: a controlled postmortem study //Am J Psychiatry.1980. Vol.137.P.359-361.

Zeidan J, Fombonne E, Scorah J, et al. Global prevalence of autism: A systematic review update. Autism Res. 2022;15(5):778-790. doi:10.1002/aur.2696
Опубликован
2025-12-19
Как цитировать
Усанина С., Дубровина Н. РАЗРАБОТКА ПРОТОКОЛА ТЕСТИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2025. Т. 40, № 4. URL: https://hpcas.ru/article/view/18446.
Раздел
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Bookmark and Share