Значение спортивной психология в системе физической подготовки
Аннотация
В статье рассматривается роль спортивной психологии как ключевого фактора достижения высоких результатов в современном профессиональном спорте. Актуальность исследования обусловлена возрастающей конкуренцией, при которой психологическая устойчивость становится решающим условием успеха, предотвращения выгорания и продления спортивной карьеры.
Цель работы — продемонстрировать значение спортивной психологии в системе спортивной подготовки, раскрыть ключевые психологические компоненты спортивной деятельности, методы психологической подготовки спортсменов, способы преодоления типичных психологических барьеров, а также определить роль психолога в командном и индивидуальном спорте.
В ходе исследования применены теоретические методы: анализ научных публикаций, сравнительно‑сопоставительный анализ, обобщение данных спортивных федераций, результатов опросов, интервью и психологического тестирования.
В выводах сформулированы ключевые принципы оптимизации психологической подготовки: внедрение персонализированных программ, интеграция психологической работы в ежедневный тренировочный процесс, повышение квалификации тренеров и введение штатных спортивных психологов. Подчёркивается, что только комплексный подход, объединяющий физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку, позволяет максимально реализовать спортивный потенциал атлета.
Скачивания
Литература
Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни // СПб.: СПбГМУ, 2019. – 236 с.
Китаева М.В. Психология победы в спорте: учебное пособие // Ростов н/Д.: Феникс, 2018 – 208 с.
Колесник И. С. «Факторы, обуславливающие надежность соревновательной деятельности боксера» // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 11. – С. 18-20.
Крюкова Т.Л. Основные подходы к изучению совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2015. – №4. – С.58-68.
Крюкова Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. – 2018. – № 3. – С. 93-112.
Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека // М.: Смысл, 2019. – 268 с.
Либина Е.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // М.: Смысл, 2017. – 275 с.
Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Проспект, 2018. – 380 с.
Ложкин Г.В. Психология спорта: схемы, комментарии, практикум: учеб. пособие. // М.: Владос, 2016. – 483 с.
Маленова А.Ю. Особенности представления о копинг-поведении и выбора копинг-стратегий студентами в ситуации экзамена // Вестник Омского университета. Серия «Психология». – 2017. – №1. – С.12-19.
Веракса А. Н. Профессия «Спортивный психолог» 1 // Национальный психологический журнал. 2012. №1. С.134-138
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.
