АГОНАЛЬНОСТЬ КРУГЛОГОДИЧНОГО КОМПЛЕКСА «ИГРЫ ПАТРИОТОВ» КАК МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Военно-патриотическое воспитание в учреждениях высшего образования в настоящее время становится все более актуальным. При этом организация работы со студенческой молодежью по формированию военно-прикладных навыков игровыми методами на принципах агональности является высокоэффективным мотивационным средством. Цель исследования: изучение эффективности военно-патриотического круглогодичного комплекса «Игры патриотов», организованного на основе агональной игровой деятельности студентов. Материалы и методы. Материалы: научно-исследовательская и материально-спортивная база учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»; 371 студент 1-6 курсов из учреждений высшего образования Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Узбекистан (социологическое исследование n – 338; педагогическое исследование n – 33); период – 2024-2025 учебный год. Методы: анализ теоретических, эмпирических и статистических данных результатов теоретического, социологического и педагогического исследований. Результаты. Разработаны, апробированы и предложены широкому кругу педагогов эффективные авторские методики аудиторных занятий и внеаудиторных спортивно-массовых мероприятий со студентами, разработанные на принципах агональности и позволившие повысить уровень физической (на 1/3) и военно-прикладной (на 2/5) подготовленности обучающихся. Выводы. Круглогодичный комплекс «Игры патриотов» как средство повышения физической и военно-прикладной подготовки студентов имеет достаточно высокую эффективность. Это позволяет рекомендовать его для использования в других учреждения высшего образования Республики Беларусь и Союзного государства.
Скачивания
Литература
Бузаров К. И. Комплексный подход как методологический принцип построения воспитательной системы школы (теоретический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-kak-metodologicheskiy-printsip-postroeniya-vospitatelnoy-sistemy-shkoly-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 16.06.2025).
Военная доктрина Республики Беларусь // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL : https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=P924v0006 (дата обращения: 16.06.2025).
Ворожейкин, А. В. Педагогическая модель подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий : специальность 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ворожейкин Антон Владимирович, 2017. – 218 с.
Ворожейкин, А. В. Исследование мотивации спортивной деятельности на различных этапах многолетней подготовки девушек в таком виде спорта, как рукопашный бой / А. В. Ворожейкин, А. П. Волков // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2021. – № 1(21). – С. 57-69.
Ершов В. А. Агональное как предмет социально-философского исследования // Автореф. дисс. … канд. филос. наук: 09.00.11. Москва. 2007. 24 с.
Игнатьев В. М., Потоцкая Е. А. Мотивация: виды, функции и факторы // Экономика и социум. 2014. № 3-4 (13). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-vidy-funktsii-i-faktory (дата обращения: 16.06.2025).
Магин В. А., Ярычев Н. У. Совершенствование методики подготовки обучающихся к военно-прикладным состязаниям на занятиях по физической культуре // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №77-1. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metodiki-podgotovki-obuchayuschihsya-k-voenno-prikladnym-sostyazaniyam-na-zanyatiyah-po-fizicheskoy-kulture (дата обращения: 16.06.2025).
О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 26 июня 2001 г. № 355 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL : https://pravo.by/upload/docs/op/P31400432_1411506000.pdf (дата обращения: 16.06.2025).
Образование. Система образования Республики Беларусь // Президент Республики Беларусь. URL : https://president.gov.by/ru/belarus/social/education (дата обращения: 16.06.2025).
Плетников В. В. Агональность как тип состязательности: характеристика и сущностные черты // Социум и власть. 2017. №4 (66). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/agonalnost-kak-tip-sostyazatelnosti-harakteristika-i-suschnostnye-cherty (дата обращения: 16.06.2025).
Родионов А. С. Информационные технологии в физической подготовке курсантов военного вуза // Вестник спортивной науки. 2019. № 1. С. 81-85.
Снежицкий М. П., Снежицкий П. В., Марчук А. Н. Внеаудиторная работа по формированию военно-прикладных двигательных навыков у студентов в непрофильных учреждениях высшего образования : учебно-методическое пособие. Гродно : ГГАУ, 2020. 99 с.
Снежицкий М. П., Снежицкий П. В. Новое содержание и формы организации внеаудиторной работы по физическому и военно-патриотическому воспитанию студентов аграрного вуза / Физическая культура и спорт в образовательном пространстве вуза: сб. науч. труд. Участ. III Междунар. науч.-практ. конф. (заоч. фор.) / редкол.: С.А. Архипова (ответ. ред.) [и др.]. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. С 126-137.
Снежицкий М. П. , Снежицкий П. В. Система военно-патриотического воспитания в «Гродненский государственный аграрный университет» // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2023. Т. 30, № 2. С. 26-42. URL : http://hpcas.ru/article/view/13049 (дата обращения: 16.06.2025).
Снежицкий П. В. Военно-патриотический игровой комплекс «Игры патриотов» как эффективное средство обеспечения преемственности военно-прикладной подготовки в системе образования Республики Беларусь // Совершенствование системы подготовки кадров в вузе: направления и технологии : сборник научных статей / Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» ; редколлегия: В. И. Гавроник (гл. ред.) [и др.]. Гродно : ГрГУ им. Янки Купалы, 2024. С. 331-334.
Хоконов М. А., Соблирова З. Х., Журтова А. А. Агональность как универсалий социокультурных систем (культурфилософский анализ) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2017. №3 (195). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/agonalnost-kak-universaliy-sotsiokulturnyh-sistem-kulturfilosofskiy-analiz (дата обращения: 16.06.2025).
Яровой А. В. Агональность как стремление бытия быть // ИСОМ. 2010. №4. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/agonalnost-kak-stremlenie-bytiya-byt (дата обращения: 16.06.2025).
Pilates program use for high school girls' additional physical education / N. Mischenko, M. Kolokoltsev, E. Romanova [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2020. – Vol. 20, No. 6. – P. 3485-3490. – DOI 10.7752/jpes.2020.06470.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.