Образовательный потенциал музеев спорта для студентов высшей школы

  • Елена Анатольевна Труевцева преподаватель кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет, пр. Ленина 61, г. Барнаул, 656049, Россия, E-mail: boyarkinae87@mail.ru Email: boyarkinae87@mail.ru
  • Валерий Андреевич Мильхин доцент кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет, пр. Ленина 61, г. Барнаул, 656049, Россия, E-mail: milchin22@mail.ru Email: milchin22@mail.ru
Ключевые слова: студенты, музеи спорта, образовательный потенциал, музейный предмет, физическая культура и спорт, students, sport museums, educational potential, museum subject, physical culture and sport

Аннотация

Аннотация.Данная статья посвящена музеям спорта, их образовательному потенциалу, функциям и значению в учебном процессе у студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт». Значимость музейного предмета определяется его основными свойствами. В музеях спорта основу коллекций составляют:  спортивные кубки и призы, одежда, обувь, плакаты, спортивное снаряжение и инвентарь, спортивные вымпелы, флаги, знамена, открытки, спортивные знаки и медали, спортивная атрибутика и спортивный сувенир. Музеи спорта обладают уникальным свойством воздействовать на эмоциональную составляющую в человеке. А именно, спортивные рекорды, установленные на соревнованиях, проявление воли к победе,  что может быть запечатленным на фотографиях, видео, могут 

вызывать чувство восхищения, радости, гордости, а в иной момент и чувство сострадания. Совокупность свойств музейного предмета, вступающего во взаимодействие с другими предметами (в коллекции, экспозиции), выступает не только как специфическое средство образовательного процесса, но и является основой реализации музеем  образовательной функции. Средствами спортивно-исторического наследия являются:   инфраструктура сохранения и передачи материальных и духовных традиций в сфере физической культуры и спорта; экспонаты спортивной истории и истории развития физической культуры; технологии распространения спортивно-исторического материала. Многообразие существующих музеев спорта и разнообразие выполняемой ими деятельности позволяют осуществить попытку определения места рассматриваемых музеев в музееведческой классификации. Все-таки говорить об окончательном распределении или же существовании оформившейся и унифицированной самостоятельной классификации музеев спорта пока не представляется возможным. Однако требуется последовательное обращение к решению данной проблемы, что необходимо при ретроспективном анализе и дальнейшем исследовании современного состояния музеев спорта как в России, так и за рубежом. Включение в учебный процесс экскурсий в региональный (национальный) музей спорта дает возможность студентам расширить кругозор в области физической культуры и спорта, сформировать ценностное отношение к спортивно-историческому наследию региона (страны), способствовать физическому развитию. 

Annotation. This article is devoted to the museums of sport, their educational potential, functions and significance in the students' educational process in the discipline "Physical Culture and Sport". The significance of a museum object is determined by its basic properties. In sports museums, the basis of the collections are sports cups and prizes, clothes, shoes, posters, sports equipment and inventory, sports pennants, flags, banners, postcards, sports signs and medals, sports attributes and a sports souvenir. Museums of sport have a unique ability to influence the emotional component in a person. Namely, sports records established in competitions, the manifestation of the will to win, which can be captured in photographs, video, can cause a feeling of admiration, joy, pride, and at other times a feeling of compassion. The totality of the properties of the museum object, which interacts with other objects (in the collection, exposition), acts not only as a specific means of the educational process, but also serves as the basis for the educational function of the museum. Means of sports and historical heritage are: the infrastructure of preservation and transfer of material and spiritual traditions in the field of physical culture and sports; exhibits of sports history and history of development of physical culture; technology of distribution of sports and historical material. A variety of existing sports museums and a variety of their activities allow an attempt to determine the location of the museums in the museum classification classification. Still, it is not yet possible to talk about the final distribution or the existence of a formalized and unified independent classification of sports museums. However, a consistent appeal to the solution of this problem is required, which is necessary for a retrospective analysis and further study of the current state of sport museums both in Russia and abroad. Inclusion in the educational process of excursions to the regional (national) sport museum enables students to broaden their horizons in the field of physical culture and sports, to form a value attitude to the sports and historical heritage of the region (country), to promote physical development.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Елена Анатольевна Труевцева, преподаватель кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет, пр. Ленина 61, г. Барнаул, 656049, Россия, E-mail: boyarkinae87@mail.ru

 

 

Литература

Библиографический список

Шитов С.Б. Инновационное образование в формирующемся обществе знаний // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - №4. - С. 35–41.

Кристиан В. Роль олимпийских музеев в культуре и образовании // Наука в олимпийском спорте. – 2013. - № 2. - С. 26.

Юрина А. А. Место музеев спорта в музееведческой классификации: к постановке проблемы // Вестник СПбГУКИ. - 2016. - №1 (26). - С. 114-116

Истягина-елисеева Елена Александровна Социальные аспекты управления спортивно-историческим наследием Российской Федерации // Вестник спортивной науки. - 2013. - №6. - С. 52-57

Шляхтина Л. М. Образовательная деятельность художественного музея // Труды Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики. – 2000. - №6. - С. 45-51.

Сорокина О. Г. Роль преподавателей вузов в становлении студенческого спорта в Чувашской республике // Вестник ЧГУ. - 2016. - №4. - С. 140-145

Шакирова М. В. Воспитание гражданственности студентов на основе олимпийских знаний // ОНВ. - 2011. - №2 (96). - С. 161-163

Ахтырская Ю. В. Музейная педагогика в ДОО: новые перспективы развития // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С.233-234

Галкина Т. В. Музейная педагогика: опыт инновационной деятельности в детском музее Томского государственного педагогического университета // Вестник ТГПУ. - 2011. - №10. - С. 89-93

Муравская С. В. Музеи высших учебных заведений: некоторые особенности существования // ВМ. - 2012. - №2 (6). - С. 114-121

REFERENCE

Shitov S.B. 2009. Innovatsionnoe obrazovanie v formiruyushchemsya obshchestve znanii. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Gumanitarnye nauki, 4, рр. 35–41. (in Russian).

Kristian V. 2013. Rol' olimpiiskikh muzeev v kul'ture i obrazovanii. Nauka v olimpiiskom sporte, 2, рр. 26. (in Russian).

Yurina A. A. 2016. Mesto muzeev sporta v muzeevedcheskoi klassifikatsii: k postanovke problem. Vestnik SPbGUKI, 1 (26), рр. 114-116 (in Russian).

Istyagina-eliseeva E. A. 2013. Sotsial'nye aspekty upravleniya sportivno-istoricheskim naslediem Rossiiskoi Federatsii. Vestnik sportivnoi nauki, 6, рр. 52-57 (in Russian).

Shlyakhtina L. M. 2000. Obrazovatel'naya deyatel'nost' khudozhestvennogo muzeya. Trudy Rossiiskogo nauchno-prakticheskogo tsentra po problemam muzeinoi pedagogiki, 6, рр. 45-51. (in Russian).

Sorokina O. G. 2016. Rol' prepodavatelei vuzov v stanovlenii studencheskogo sporta v Chuvashskoi respublike. Vestnik ChGU, 4, рр. 140-145 (in Russian).

Shakirova M. V. 2011. Vospitanie grazhdanstvennosti studentov na osnove olimpiiskikh znanii, ONV, 2 (96), рр. 161-163 (in Russian).

Akhtyrskaya Yu. V. 2016. Muzeinaya pedagogika v DOO: novye perspektivy razvitiya. Sbornik materialov Ezhegodnoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Vospitanie i obuchenie detei mladshego vozrasta», 5, рр. 233-234 (in Russian).

Galkina T. V. 2011. Muzeinaya pedagogika: opyt innovatsionnoi deyatel'nosti v detskom muzee Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Vestnik TGPU, 10. рр. 89-93 (in Russian).

Muravskaya S. V. 2012. Muzei vysshikh uchebnykh zavedenii: nekotorye osobennosti sushchestvovaniya. VM, 2 (6). рр. 114-121 (in Russian).

Опубликован
2017-11-30
Как цитировать
Труевцева Е. А., Мильхин В. А. Образовательный потенциал музеев спорта для студентов высшей школы // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2017, № 4(7). С. 26-35. URL: http://hpcas.ru/article/view/3464.
Раздел
Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Bookmark and Share