ПОВСЕДНЕВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СЕЛЬСКОМ СООБЩЕСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

  • Павел Снежицкий Гродненский государственный медицинский университет Email: snezhickij@gmail.com
Ключевые слова: двигательный режим, двигательная деятельность, индивидуальный ранг, оценка, сельские жители

Аннотация

Несколько последних десятилетий в двигательно-деятельностном развитии человека преобладают процессы гипокинезии, безусловно являющиеся причиной снижения уровня его физических кондиций и, как следствие, прогресса связанных с этим так называемых «заболеваний цивилизации» у большинства представителей современного мирового сообщества, в том числе и в сельской популяции. Второй закон Ж.Б. Ламарка о биологической адаптации позволяет утверждать о непосредственной взаимосвязи этих явлений, поскольку функциональное состояние большинства систем живого организма зависит непосредственно от интенсивности и напряженности двигательно-деятельностного взаимодействия индивида с окружающим биогеосоциоценозом. Разработка инновационных педагогических методов диагностики двигательно-поведенческой деятельности человека, обладающих общедоступностью, информативностью и простотой исполнения, позволила бы более эффективно выполнять планирование, формирование и сохранение его двигательной сферы в современном мире на здоровьеобеспечивающем уровне. Цель исследования: разработка и апробация инновационных методик педагогической диагностики двигательно-поведенческой деятельности сельских жителей. Материал. Исследование было выполнено на базе 24 учреждений общего среднего образования Брестской, Гродненской и Минской областей Республики Беларусь на контингенте 4135 человек в возрасте от 6 до 75 лет, являющихся субъектами образовательного пространства сельской школы. Методы. В основу исследования были положены методы повседневного педагогического контроля (ведение дневника) двигательной активности (шагометрия), двигательной пассивности (хронометрия продолжительности малоподвижных видов деятельности) и постурального контроля (подсчет коррекций осанки) сельских жителей; анализ описательных статистик эмпирических данных педагогического контроля; теоретический анализ и синтез научно-исследовательской литературы и результатов собственных исследований. Результаты: разработана и апробирована инновационная методика педагогической диагностики двигательно-поведенческой деятельности человека и выполнена оценка повседневного двигательного режима сельского сообщества Республики Беларусь. Комплексная педагогическая оценка индивидуального ранга двигательно-поведенческой деятельности субъектов образовательного пространства сельской школы составила 2,74 % из 100 возможных или 1 балл (низкий уровень). Выводы. Согласно результатам исследования, инновационная методика педагогической диагностики двигательно-поведенческой деятельности субъектов образовательного пространства сельской школы является общедоступной, достаточно информативной и простой в исполнении, что является основанием для ее массового применения в сфере физической культуры на базе учреждений общего среднего образования сельской местности. Анализ описательных статистик позволяет заключить, что двигательно-поведенческое взаимодействие субъектов образовательного пространства сельской школы с современным сельским биогеосоциоценозом находится на низком уровне. Это может привести к значительному снижению функции основных систем организма человека и как следствие к регрессу функции двигательно-деятельностной сферы личности сельской популяции в целом.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Павел Снежицкий , Гродненский государственный медицинский университет

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта

Литература

Агаджанян Н. А., Чижов А. Я., Ким Т. А. Болезни цивилизации // Экология человека. 2003. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolezni-tsivilizatsii (дата обращения: 28.05.2024).
Балышева Н.В., Богоева М.Д., Ковалева М.В. Общая характеристика проблемы дефицита двигательной активности студентов с ограниченными возможностями кардиореспираторной системы // Культура физическая и здоровье. 2013. № 4. С. 82-87. URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/291324 (дата обращения: 29.05.2024).
Бойко Г.М., Турлак А.Н. Двигательный режим и его значение // Молодой ученый. 2021. № 52 (394). С. 284-285. URL: https://moluch.ru/archive/394/87268/ (дата обращения: 29.05.2024).
Борщенко И. Изометрическая гимнастика доктора Борщенко. Полный курс! Москва: Издательство АСТ, 2018. 352 с.
Городничев Р.М. Шляхтов В.Н. Физиология силы : монография. М. : Спорт-Человек, 2016. 232 с.
Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека // ТиПФК. 2003. № 11. URL: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003n11/p20-23.htm (дата обращения: 29.05.2024).
Колпакова Е. М. Двигательная активность и её влияние на здоровье человека // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. №1 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvigatelnaya-aktivnost-i-eyo-vliyanie-na-zdorovie-cheloveka (дата обращения: 29.05.2024).
Курамшин Ю.Ф., Григорьев В.И., Латышева Н.Е. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов ; под ред. Ю.Ф. Курамшина . М. : Советский спорт , 2004. 463 с.
Лексическое значение слова режим / Толковые онлайн-словари русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://lexicography.online/explanatory/ (дата обращения: 29.05.2024).
Постуральная гигиена и гигиена движений: Физкультура. URL : https://aupam.ru/pages/fizkult/diag_lech_poz_uria/page_53.htm (дата обращения: 29.05.2024).
Прохоров Н.И., Шашина Е.А., Макарова В.В., Матвеев А.А. Изучение показателей двигательной активности студентов медицинского университета // Гигиена и санитария. 2020. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-pokazateley-dvigatelnoy-aktivnostistudentov-meditsinskogo-universiteta (дата обращения: 29.05.2024).
Самородская И. В. Индекс массы тела и парадокс ожирения. РМЖ. 2014. 2. С.170-178. URL: https://www.rmj.ru/articles/kardiologiya/Indeks_massy_tela_i_paradoks_oghireniya/ (дата обращения: 29.05.2024).
Снежицкий П.В. Генезис двигательной культуры личности // Восточно-Европейский научный журнал. 2021. № 7 (71), часть 3. С. 50-57. DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.3.71
Снежицкий П.В. К вопросу о двигательной культуре личности в сельском сообществе Республики Беларусь // Мир спорта. 2020. № 2. С. 75-79.
Снежицкий П.В. К вопросу о формировании двигательной культуры как основы здорового образа жизни населения Республики Беларусь в социальных и профессиональных сообществах // Ученые записки : cб. рец. науч. тр. / редкол. : С. Б. Репкин (гл. ред.) [и др.] ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2018. С. 184-189.
Снежицкий П.В. Проблема здоровьесозидающей двигательной активности личности как социально-биологический феномен в сельском сообществе // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры : cб. науч. тр. / редкол. : С. Б. Репкин (гл. ред.) [и др.] ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2020. Вып. 23. С. 352359.
Снежицкий П.В. Двигательная культура: генезис, состояние, проблемы : монография. – Гродно : ГГАУ, 2022 . 299 с.
Снежицкий П.В. Двигательно-поведенческий аспект физической культуры личности в сельском сообществе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2021. Т. 24, № 4. С. 4-24. URL: http://hpcas.ru/article/view/10666 (дата обращения: 29.05.2024).
Снежицкий П.В. Проблемы педагогической диагностики двигательной культуры личности в сельском сообществе // Мир спорта. № 1 (90), 2023. С. 76-83.
Сосуновский В.С. Двигательная активность детей во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении // ТиПФК. 2022. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvigatelnaya-aktivnost-detey-vo-vremya-prebyvaniya-vdoshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 30.05.2024).
Ураев Р. Р., Рахматуллин Р. Ю., Юнусбаева В. Ф. Познание в свете операционального подхода // Манускрипт. 2019. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznanie-v-sveteoperatsionalnogo-podhoda (дата обращения: 29.05.2024).
Ушакова Е. В., Наливайко Н. В., Воронцов П.Г. О понимании здоровья в медицинском, педагогическом, социальном и физкультурном аспектах // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2017, № 1(4). С. 18-29. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/1735 (дата обращения: 29.05.2024).
Цибульникова В.Е., Богатикова А.Н. Взаимосвязь величины двигательной активности, уровня эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания учителя // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. № 1. С. 41 – 46 URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/311475 (дата обращения: 29.05.2024).
Шебеко Л.Л., Власова С.В., Германович Л.В., Беляковская Н.В. Физическая реабилитация пациентов с артериальной гипертензией // Вестник ЗабГУ. 2013. №2. URL: упа : https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-reabilitatsiya-patsientov-s-arterialnoy-gipertenziey (дата обращения: 29.05.2024).
Cappellini G. et al. Motor patterns in human walking and running //Journal of neurophysiology. – 2006. – Т. 95. – №. 6. – С. 3426-3437.
Snezhitsky P., Romanova E., Kolokoltsev M., Vorozheikin A., Smirnov S., Bolotin A., Tarasov A., Aganov S., Suldin P. Complex pedagogical diagnostics of personal motor activity // Journal of Physical Education and Sport ® (JPES) Vol. 22 (issue 11), Art 341, pp. 2681- 2687, November 2022 online ISSN: 2247 - 806X; p-ISSN: 2247 – 8051; ISSN - L = 2247 - 8051 © JPES.
Snezhitsky Pavel, Romanova Elena, Bolotin Alexander [and others]. Results of testing an improved methodology for assessing the dynamic performance of rural population in Belarus . Journal of Physical Education and Sport ® (JPES), Vol. 24 (issue 1), Art 4, pp. 29 - 35, January 2024 online ISSN: 2247 - 806X; p-ISSN: 2247 – 8051; ISSN - L = 2247 - 8051 © JPES
Опубликован
2024-06-21
Как цитировать
Снежицкий П. ПОВСЕДНЕВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СЕЛЬСКОМ СООБЩЕСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2024. Т. 34, № 2. URL: http://hpcas.ru/article/view/zosh%282024%292.02.
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Bookmark and Share