ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ВУЗЕ
Аннотация
Представлена проблема изучения свойств личности, механизмов проявления психоэмоционального напряжения студентов в период адаптации и становления психофизического потенциала в вузе. Адаптация студентов обусловливается не только внешними, но и сугубо психологическими особенностями, среди которых одно из важнейших мест занимает направленность личности, так как она задает систему отношений человека к миру и деятельности, систему ценностей и основные линии поведения, специфику взаимодействия и общения с другими людьми. В ее структуру входят потребности, установки, мотивы, идеалы, ценности, интересы. Предполагалось, что студенты с различным видом направленности могут иметь определенные различия в общей структуре личностных свойств. Характер взаимосвязи направленности личности с другими личностными образованиями, такими как мотивация успеха, ценностные ориентации, достижения целей и другие, влияют на социально-психологическую адаптацию студентов. Исследование проводилось при добровольном участии 280 студентов первых курсов Сибирского федерального университета. Использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы; эмпирические методы: опрос, тестирование на определение направленности личности; методы математической статистики. Выводы. 1. Существенную роль в структуре личностных качеств, влияющих на адаптацию к новым социокультурным образовательным условиям, играют такие личностные образования, как направленность личности, ценностные ориентации, мотивация к успеху, мотивация к успеху и избеганию неудачи, стремление достижения цели, стремление к соперничеству, стремление к социальному престижу и другие особенности. 2. Выявлены определенные различия в общей структуре личностных свойств групп с различным типом направленности. 3. Полученные эмпирические данные показали, что на успешность социально-психологической адаптации влияет характер взаимосвязи направленности личности, как ведущего свойства личности, с другими личностными образованиями, такими как мотивация успеха, личностные ценности, стремление к цели и другие особенности. 4. Установлены особенности проявления психоэмоционального напряжения студентов женского и мужского пола в период адаптации и становления психофизического потенциала в вузе.
Скачивания
Литература
Божович Л. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М. : Педагогика. 1978. С. 168–178.
Браун Т. П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 2007. 21 с.
Вальтеран Е. В., Крылова М. А. Теоретические основы исследования дидактической адаптации студентов // Адаптация первокурсников к вузовской среде в системе студенческого самоуправления: сборник статей и тезисов по итогам круглого стола, посвященного проблемам адаптации студентов-первокурсников / под ред. Н. И. Иванова, М. В. Борисовой, В. В. Меньших, Н. А. Михалевой. М. : ГУЗ, 2016. 135 с.
Гагарин А. В., Глазачев С. Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация : учебное пособие. М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012. 240 с.
Дзукаева В. П. Исследование психологической сепарации с родителями среди студентов вузов // ЛОМОНОСОВ-2014 : материалы Международного молодежного научного форума / отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, К. К. Андреев, М. В. Чистякова. М. : МАКС Пресс, 2014. https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2014/section_21_2632.htm.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Серия «Мастера психологии». СПб. : Питер, 2000. С. 415– 417.
Карпов А. В., Орел В. Е., Тернопол В. Я. Психология профессиональной адаптации : монография. Ярославль : Институт «Открытое Общество», 2003. 161 с.
Ковалев В. П., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. 1982. Т. 3, № 6. С. 35–44.
Комбу А. С. О социализированности студентов вуза (на примере студентов ТУВГУ) // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2013. № 4 (19). С. 12–22.
Копина О. С., Суслова Е. А., Заикин Е. В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 119–132.
Корепанова Е. В. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников в диаде «преподаватель — студент» : дис. … канд. псих. наук: 19.00.03. Тамбов, 2003. 275 с.
Леонтьева Э. О. Стандарты и реальность: можно ли в российских вузах учиться по правилам? // Вопросы образования. 2010. № 1. С. 208–224.
Мацкевич А. Л. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего молодого специалиста : автореф. дис. … канд. психол. наук:19.00.05. Л., 1987. 16 с.
Муратова Е. И., Федоров И. В. Модель адаптации студентов к профессиональной среде // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 91–97.
Нижегородцева Н. В., Жукова Т. В. Основные результаты исследования динамики психологической структуры учебной деятельности студентов, специалистов и бакалавров // Евразийский союз ученых (ЕСУ). 2015. № 3 (12). С. 117–119. Осадчая Е. А. Адаптация студентов различных психофизиологических групп к учебному процессу // Образование и общество. 2003. № 2. С. 76–79.
Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Ярославль : Канцлер, 2008. 400 с.
Реан А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 255 с.
Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. 365 с.
Хасянова М. Г., Салтанова Е. В. Адаптация иногородних студентов как один из аспектов воспитательной работы в вузе // Современные проблемы воспитательного процесса в вузе : сб. докл. рег. науч.-практ. конф. Кемерово : КемГМА, 2010. С. 165–169.
Чикина Т. Е. Учебно-профессиональная адаптация первокурсников // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 137–140.
Чурсина Е. М. Освоение иногородними студентами социального пространства г. Хабаровска // Власть и управление на востоке России. 2011. № 4. С. 236–240.
Юркина М. С. Структурно-функциональные характеристики вузовской адаптации студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук.19.00.05. Ярославль, 2015. 25 с.
Яницкий М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики : учеб. пособие. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. 84 с.
Chapdelaine R. S. & Alexitch L. Social skills difficulty: Model of culture shock for international graduate students. Journal of College Student Development. 2004;45:167–184.
Friedlander L. J., Reid G. J., Shupak N., Cribbie R. Social Support, Self-Esteem, and Stress as Predictors of Adjustment to University Among First-Year Undergraduates? Journal of College Student Development. 2007;48 (3):259–274. doi: 10.1353/csd.2007.0024
Gall T. L., Evans D. R. & Bellerose S. Transitions to first-year university: Patterns of change in adjustment across life domains and time. Journal of Social and Clinical Psychology. 2000;19 (4):544–567.
Gerdes H. & Mallinckrodt B. Emotional, social, and academic adjustment of college students: A longitudinal study of retention. Journal of Counseling and Development. 1994;72 (3):281–288.
Hoffman J. A. Psychological separation of late adolescents from their parents. Journal of Counseling Psychology. 1984;31:170–178.
Hurtado S., Carter D. F., Spuler A. Latino Students Transition to College: Assessing Difficulties and Factors in Successful College Adjustment. Research in Higher Education. 1996;37 (2):135–157. doi: 10.1007/BF01730113
Lopez-Fernandez O. Investigating university students’ adaptation to a digital learner course portfolio / O. Lopez-Fernandez, J. L. Rodrigues-Illera // Computer & Education. 2009; April:608–616.
Martin C. M., Li-tze H., Ben G. F. Academic Self-Efficacy and First Year College Student Performance and Adjustment. Journal of Educational Psychology. 2001;93 (1):55–64. doi: 10.1037/0022–0663.93.1.55
Mattanah J. F. Parental attachment, separation-individuation, and college student adjustment / J. F. Mattanah, G. Hancock, B. L. Brand // Journal of Counseling Psychology. 2004;51:213–225. doi: 10.1037/0022–0167.51.2.213
Rosa Pia Fontana, Amelia Manuti. Reformulating the Student Retention Model in the Italian Academic Context: The Role of Communities Learning. American Journal of Educational Research. 2016;4 (19):1289–1294. doi: 10.12691/education-4–19–2 Smith M. L. The Transition to University: Adaptation and Adjustment : Dis. … Master of Arts. University of Saskatchewan, 2008:122.
Tinto V. Dropout from Higher Education: A Theoretical Synthesis of Recent Research. Review of Educational Research. 1975;45 (1):89–125.
Van de Vijer, F. J. R. & Phalet, K. Assessment in multicultural groups: The role of acculturation // Applied Psychology: An International Review. 2004;53:215–236.
Copyright (c) 2022 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.