ПСИХИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ
Аннотация
Оценка компонентов функционального состояния спортсменов позволяет объективно применить принципы индивидуализации. Цель исследования: оценить психический компонент функционального состояния студентов-спортсменов (лыжников-гонщиков n=16 и футзалисток n=10) на подготовительном и межсессионном этапах. Методы. Исследовали уровень ситуативной тревожности по Спилбергеру в модификации Ханина, внимание (Шульте-Платонова) и общий уровень саморегуляции (методика «Стиль саморегуляции поведения», В.И. Моросанова) с использованием облачных сервисов YandexFormes. Результаты. Выявлено, что студентов-спортсменов с высоким уровнем тревожности 18,8-20%, низким уровнем внимания 10-25%, и с низким уровнем саморегуляции 12,5% лыжников. В условиях двойных нагрузок важно обеспечить мониторинг функционального состояния студентов-спортсменов.
Скачивания
Литература
Бочарин И., Гурьянов М., Мартусевич А. Способы повышения успешности спортсменов в учебной и спортивной деятельности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2022. Т. 27, № 3. С. 3-12.
Будагаев Д.С., Лебединский В.Ю. Подготовка студентов лыжников-гонщиков с использованием контроля их функционального состояния по методу С. А. Душанина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 4. С. 80-84.
Быков Е.В., Макунина О.А., Харина И.Ф. [и др.]. Мониторинг здоровья студентов вуза физической культуры за период 2016-2021 гг. М. : Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2021. 148 с.
Губа В.П., Скорович С.Л. Определение и анализ эффективности потенциальных возможностей высококвалифицированных игроков в мини-футбол (футзал) на основе комплексной диагностики функциональных показателей // Теория и практика физической культуры. 2012. № 1. С. 66-68.
Ефимова Н.В., Соколова Т.Л., Шилкова Т.В. Интегральные критерии адаптации студентов 1 курса университета в динамике учебного года // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15). С. 91-97.
Кучерова А.В. Комплексный анализ тренировочной деятельности лыжника-гонщика на основании показателей электронного дневника самоконтроля // Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни в XXI веке : сборник научных статей Международной научнопрактической конференции, 12-13 декабря 2019 г., г. Могилев. Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2020. С. 98-101.
Литвинова Н.А., Иванов В.И., Березина М.Г. Оценка психофизиологического потенциала в процессе адаптации к учебной деятельности // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 2. С. 108-122.
Макунина О.А., Харина И.Ф. Компоненты психофизиологического статуса, определяющие успешность студентов в условиях учебной и спортивной деятельности // Современные вопросы биомедицины. 2021. Т. 5, № 4 (17).
Макунина О.А., Якубовская И.А. Полифункциональное медико-биологическое тестирование как средство управления тренировочным процессом спортсменов в спорте высших достижений // Современное образование, физическая культура и спорт : Сб. м-лов региональной науч.-практ. конф. Челябинск : Уральский государственный университет физической культуры, 2016. С. 116-119.
Макунина О.А., Харина И.Ф. Психофизиологические характеристики студентовспортсменов в условиях «двойной карьеры» // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 4. С. 94-105.
Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. В помощь практическому психологу : опросник Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности (ССУД-М)» // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени : Коллективная монография. Москва : Психологический институт Российской академии образования, 2020. С. 151-175.
Реуцкая Е.А., Носкова Л.Н. Комплексный контроль функционального состояния юных лыжников и биатлонистов на различных этапах годичного цикла подготовки // Роль экспериментальной и инновационной деятельности в развитии системы подготовки спортивного резерва : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 14-15 ноября 2019 года. Омск : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», 2019. С. 313-319.
Харина И.Ф., Аминов Р.Х. Управление спортивной деятельностью на этапе начальной подготовки на основе контроля параметров адаптации к физическим нагрузкам // Научноспортивный вестник Урала и Сибири. 2022. № 2 (34). С. 74-77.
Baron-Thiene A., Alfermann D. Personal characteristics as predictors for dual career dropout versus continuation – A prospective study of adolescent athletes from German elite sport schools // Psychology of Sport and Exercise. 2015. Vol. 21. P. 42-49.
Condello G., Capranica L., Doupona M., Varga K., Burk V. et al. Dual-career through the elite university student-athletes' lenses : The international FISU-EAS survey // PLoS One. 2019. Oct 2. № 14 (10).
Vidal-Vilaplana A., Valantine I., Staskeviciute-Butiene I., Capranica L. et al. Combining sport and academic career: Exploring the current state of student-athletes' dual career research field // Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education. 2022. Vol. 31 (4).
Copyright (c) 2023 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.