БОЛЬ: ЭТИЧЕСКИЕ РАКУРСЫ
Аннотация
Аннотация. Как представляется, БОЛЬвыступает едва ли не самой выраженной альтернативой здоровью. Она не позволяет нам в полную меру радоваться жизни, по-умному и по-доброму общаться, мешает работать и отдыхать, заниматься самосовершенствованием. Она препятствует созданию взвешенной и объективной картины мира, производит против нашей воли перефокусировку внимания, сил, эмоций, сознания. Задача статьи – в первую очередь разобраться в природе боли, и поскольку профессиональные мои интересы располагаются в сфере этики, то мне хотелось бы всмотреться в нравственно-ценностные аспекты боли. Сразу подчеркну: именно ощущений боли, а не устойчивых болезненных изменений, дисфункций. Итак, боль – это не дисфункция, а сигнал субъекту о конкретной дисфункции. И в зависимости от того, в каких обстоятельствах возникает боль, какие дисфункции имеют место, насколько они серьёзны, насколько без искажений воспринимаются тревожные сигналы, насколько адекватно они осмысливаются, как субъекту удаётся вписать своё поведение в происходящие события, в зависимости от всего этого бывают очень разные виды боли. Боль телесная и душевная. Острая и тупая. Кратковременная и длительная. Посильная и непереносимая. Локализованная и рассеянная. Ровная и пульсирующая. Незаметная окружающим и демонстрируемая, причём иногда нарочито или даже имитируемая. Реальная и фантомная. Нечаянная и намеренно причиняемая, бывает даже себе. Предвидимая и неожиданная. Боль своя – и чужая. Боль-предвидение и боль-воспоминание. Боль роста и боль ухода. Боль-наказание и боль-расплата. Боль мести и боль сострадания. Причём вновь надо подчеркнуть, в контексте разворачиваемых рассуждений важно не столько дать исчерпывающий перечень разновидностей боли, сколько обозначить основные этически значимые ракурсы тех ситуаций, в которых боль бытует, осознаётся, переживается, преодолевается, избывается. Боль, таким образом, – многомерное, многофакторное явление. Чрезвычайно трудно поддающееся рациональной оценке и тем более управлению.
Abstract. It seems that the pain is almost the most pronounced alternative to health. It does not allow us to enjoy life in full measure, to communicate in an intelligent and kind way, interferes with work and rest, and engage in self-improvement. It prevents the creation of a balanced and objective picture of the world, refocusing attention, forces, emotions, and consciousness against our will. The task of the article is first of all to understand the nature of pain, and since my professional interests are located in the field of ethics, I would like to look at the moral and value aspects of pain. Immediately emphasize: it is the sensations of pain, and not sustained painful changes, dysfunctions. So, pain is not a dysfunction, but a signal to the subject about a particular dysfunction. And depending on the circumstances in which pain arises, what dysfunctions occur, how serious they are, how alarming signals are perceived without distortion, how adequately they are being comprehended, how the subject manages to write his behavior into the events taking place, depending on all this there are very different types of pain. Pain is corporeal and spiritual. Sharp and dull. Short-term and long-term. Affordable and intolerable. Localized and scattered. Smooth and throbbing. Unseen by others and demonstrated, and sometimes deliberately or even imitated. Real and phantom. Unintentional and deliberately inflicted, it happens even to yourself. Foreseeable and unexpected. The pain is different - and alien. Pain-foresight and pain-remembering. Pain growth and pain care. Pain-punishment and pain-repayment. Pain of revenge and pain of compassion. And again it must be emphasized that in the context of the unfolding reasoning, it is important not only to give an exhaustive list of the types of pain, but rather to identify the main ethically significant foreshortenings of situations in which pain exists, is realized, experienced, overcome, and escapes. Pain, therefore, is a multidimensional, multifactorial phenomenon. It is extremely difficult to rationally evaluate and, even more so, to manage.
Скачивания
Литература
Библиографический список
Ананьев В.А. Введение в потрясающую психологию // Журнал практического психолога. - 1999. - № 7 – 8.– С. 41–71.
Аристотель. Собрание сочинений в 4 томах. Т.4. – М.: Мысль, 1983. – 830 с.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: МГУ, 1984. – 200 с.
Виктимология. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/531056 (дата обращения: 23.01.18)
Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1970. – 501 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.: Т.1 – М.: Государственное Изд-во иностранных и национальных словарей, 1956. – 699с.
Достоевский Ф.М. Записки из подполья. URL: http://www.vehi.net/dostoevsky/izpodpol.html#_ftn1 (дата обращения: 21.01.2018)
Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1. – М.: Мысль, 1972. – 363с.
Зимбули А.Е. Ворчание как этическая проблема / Международный научный журнал // Символ науки. – 2015. - № 8 – С. 150–157. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vorchanie-kak-eticheskaya-problema (дата обращения: 20.12.2017)
Зимбули А.Е. Нравственное пространство культуротворческой школы // Проблемы поликультурного образования: государство и школа: Материалы XI международной конференции «Ребёнок в современном мире. Государство и дети» 21-23 апреля 2004 года. – СПб., СПбГПУ, 2004. - С. 226–244.
Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // Ницше Ф. Соч. в двух томах. Т.2. – М.: Мысль, 1990. – С. 556 – 630.
Полный церковно-славянский словарь. – Москва: Издательский отдел Московского патриархата, 1993. – 1120c.
Психологическая энциклопедия. 2-е издание. Под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. – 1095с.
Словарь по этике. 6-е изд. – М.: Изд-во политической литературы, 1989. – 448 с.
Словарь русского языка: в четырёх томах. Т. 1. – М.: Русский язык, 1981. – 696 с.
Толковый словарь русского языка. URL: https://www.vedu.ru/expdic/10352/ (дата обращения: 20.01.2018)
Франк С. Предмет знания. Душа человека. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. – 991 с.
Этика: словарь афоризмов и изречений. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995. – 335 с.
Этика: Энциклопедический словарь. – М .: Гардарики, 2001. – 669 с.
REFERENCES
Anan'ev V.A. 1999. Vvedenie v potryasayushchuyu psikhologiyu . Zhurnal prakticheskogo psikhologa, 7– 8, рр. 41–71 (in Russian).
Aristotel'. 1983. Sobranie sochinenii v 4 tomakh, T.4. , M.: Mysl', 830 р. (in Russian).
Vasilyuk F.E. 1984. Psikhologiya perezhivaniya. M.: MGU, 200 р. (in Russian).
Viktimologiya. (in Russian). URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/531056 (Аccessed: 23.01.2018).
Gegel' G.V.F. 1970. Nauka logiki. V 3-kh tomakh,T.1. M.: Mysl', 501 р. (in Russian).
Dal' V.I. 1956. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka: V 4 t.: T.1, M.: Gosudarstvennoe Izd-vo inostrannykh i natsional'nykh slovarei, 699 р. (in Russian).
Dostoevskii F.M. Zapiski iz podpol'ya. (in Russian). URL: http://www.vehi.net/dostoevsky/izpodpol.html# (Аccessed: 20.05.2017).
Drevnekitaiskaya filosofiya. 1972. Sobranie tekstov v dvukh tomakh, T.1. M.: Mysl', 363 р. (in Russian).
Zimbuli A.E. 2015. Vorchanie kak eticheskaya problema . Simvol nauki, 8, рр. 150–157 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vorchanie-kak-eticheskaya-problema (Аccessed: 20.12.2017).
Zimbuli A.E. 2004. Nravstvennoe prostranstvo kul'turotvorcheskoi shkoly . Problemy polikul'turnogo obrazovaniya: gosudarstvo i shkola: Materialy XI mezhdunarodnoi konferentsii «Rebenok v sovremennom mire. Gosudarstvo i deti» 21-23 aprelya 2004 goda. SPb., SPbGPU, рр.
–244 (in Russian).
Nitsshe F. 1990. Sumerki idolov, ili kak filosofstvuyut molotom . Nitsshe F. Soch. v dvukh tomakh,T.2, M.: Mysl', рр. 556 – 630 (in Russian).
Polnyi tserkovno-slavyanskii slovar'. 1993. Mosсоw: Izdatel'skii otdel Moskovskogo patriarkhata, 1120 р. (in Russian).
Psikhologicheskaya entsiklopediya. 2003. 2-e izdanie. Pod red. R. Korsini i A. Auerbakha. SPb.: Piter, 1095 р. (in Russian).
Slovar' po etike. 6-e izd. 1989. M.: Izd-vo politicheskoi literatury, 448 р. (in Russian).
Slovar' russkogo yazyka: v chetyrekh tomakh. 1981. T. 1. M.: Russkii yazyk, 696 р. (in Russian).
Tolkovyi slovar' russkogo yazyka. (in Russian). URL: https://www.vedu.ru/expdic/10352/ (Аccessed: 20.01.2018)
Frank S. 2000. Predmet znaniya. Dusha cheloveka. – Mn.: Kharvest; Moscow.: AST, 991 p. (in Russian).
Etika: slovar' aforizmov i izrechenii. 1995. Moscow.: AO «Aspekt Press», 335 p. (in Russian).
Etika: Entsiklopedicheskii slovar'2001. M.: Gardariki, 669 p. (in Russian).
Copyright (c) 2018 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.