Межпредметная интеграция школьного курса биологии с профильным спортивным образованием

  • Алексей Николаевич Корольков Email: KorolkovAN@mgpu.ru
  • Наталья Владимировна Крымова Email: KrymovaNV@mgpu.ru
Ключевые слова: игры, квесты, профильное спортивное образование, развивающее обучение, анатомия, физиология

Аннотация

В статье рассмотрены особенности межпредметной интеграции школьного курса биологии с профильным спортивным образованием.  Показана актуальность изучения предмета биологии для учреждений профильного спортивного образования (училищ олимпийского резерва, детско-юношеских спортивных школ, специализированных спортивных школ и спортивных классов).  Учтены особенности преподавания некоторых дисциплин в специализированных спортивных учреждениях, влияющие на подготовку абитуриентов физкультурных ВУЗов, а также предыдущий опыт авторов по интеграции школьных курсов физики, географии, истории с занятиями физической культурой. Применены общетеоретические методы исследования, проанализированы информационные источники, включая Федеральный государственный образовательный стандарт, приказы Министерства образования РФ, публикации в профильных периодических изданиях и учебную литературу по физическому воспитанию. Приведены примеры некоторых принципов, методических приемов и двигательных заданий, которые, по мнению авторов, могут успешно использоваться для усвоения биологических знаний, как на уроках физической культуры, так и во время неурочных тренировочных занятий в системе дополнительного образования и специализированной спортивной подготовки. Особое внимание уделено принципу логичности и достоверности соотношения предлагаемых учащимся физических действий и вводимых биологических понятий на примерах функционирования пищевых цепей, рефлекторных дуг, синаптических передач, особенностей охоты и передвижения животных разных таксономических групп, базовых основ цитологии и генетики, метаморфозов Членистоногих. Таким образом, в качестве основания для межпредметной интеграции спорта и биологии использованы пространственно-временные параметры и характеристики процессов энергетического и информационного обмена, происходящие внутри биологических объектов, и такие параметры взаимодействия биологических объектов с внешним окружением, позволяющие их физическое и теоретическое моделирование как на уроках биологии, так и во время групповых или индивидуальных занятий физической культурой в спортивном зале или на стадионе. 

Abstract.In the article features of intersubject integration of a school course of biology with profile sports formation are considered. The relevance of studying the subject of biology for institutions of profile sports education (schools of the Olympic reserve, children's and youth sports schools, specialized sports schools and sports classes) is shown. The peculiarities of teaching some disciplines in specialized sports institutions, influencing the preparation of university entrants, as well as the previous experience of the authors in integrating the school courses of physics, geography, history with physical training are considered. The examples of some principles, methodical methods and motor tasks are given. According to the authors, they can be successfully used for mastering biological knowledge, both in physical education lessons and during uncompleted training sessions in the system of additional education and specialized sports training. Particular attention is paid to the principle of the logicality and reliability of the correlation of the physical actions and introduced biological concepts offered by the students on the examples of the functioning of food chains, reflex arches, synaptic transmissions, hunting and movement characteristics of animals of different taxonomic groups, the basic bases of cytology and genetics, metamorphoses of Arthropods. Thus, as a basis for the interdisciplinary integration of sport and biology, spatio-temporal parameters and characteristics of energy and information exchange processes occurring within biological objects and such parameters of the interaction of biological objects with the external environment that allow their physical and theoretical modeling both in biology lessons, and during group or individual employment by physical training in a sports hall or on a stadium.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Алексей Николаевич Корольков

кандидат технических наук, доцент, кафедра физического воспитания и спортивной тренировки. Московский городской педагогический университет. Балаклавский пр-т, 32, к.4, Москва, 117303, Россия.

E-mail: KorolkovAN@mgpu.ru

 

 

Наталья Владимировна Крымова
студент, кафедра физического воспитания и спортивной тренировки. Московский городской педагогический университет, Балаклавский пр-т, 32, к.4, Москва, 117303, Россия. E-mail: KrymovaNV@mgpu.ru

Литература

Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 / Министерство образования и науки Российской Федерации URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (Дата обращения 04.04.2018).

Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Гольф» / А.Н. Корольков, В.Г. Никитушкин, Д.С. Жеребко, В.В. Верченов. - М.: 2016. – 158 с.

Программа по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе гольфа / Д.С. Жеребко, А.Н. Корольков, К.К. Сокол. - М.: Физическая культура в школе. Электронное периодическое издание, 2016, № 1, – 78 с.

Корольков, А.Н. Школьное физическое воспитание: межпредметный аспект / А.Н. Корольков // Глава в книге: Инновационные технологии российского и зарубежного образования. - Ульяновск: Научное издательство «ЗЕБРА», 2018, С. 33-57.

Корольков, А.Н., Жеребко, Д.С. Уроки физики в средней школе и

гольф: межпредметный аспект / А.Н. Корольков, Д.С. Жеребко // XII заочная Международная научно-практическая конференция «Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте», Смоленск, СГАФК, 29-31 января 2018, С. 61-65.

Смелова, В.Г. Музыка, искусство, движение и драма в биологии / В.Г. Смелова // Биология в школе. 1996. № 2. С. 38-41.

Юшина, Е.В. Уроки биологии как фактор развития коммуникативных компетенций обучающихся во вновь сформированных классах / Е.В. Юшина // Преемственность в образовании. 2016. Т. 1. № 14 . С. 96-102.

Недельская, Н.О. Метод проектов с использованием ИКТ на уроках биологии / Н.О. Недельская // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2012. № 24. С. 63-67.

Лопатина, Н.В. Использование ИКТ при объяснении нового материала на уроках биологии / Н.В. Лопатина // Педагогическое образование на Алтае. 2013. № 1. С. 125-126.

Елгина, Е.Ю., Арбузова, Е.Н. Формирование ИКТ-компетентности школьников на уроках биологии средствами инфографики / Елгина Е.Ю., Арбузова Е.Н. // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 1. С. 473-478.

Фролова, Т.Г. Использование информациюнно-коммуникационных технологий при обучении биологии / Т.Г. Фролова // На путях к новой школе. 2015. № 4. С. 60-67.

Шулепова, А.Ф.Интерактивные уроки-экскурсии по музеям и природным комплексам. ИКТ в преподавании биологии / А.Ф. Шулепова // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2016. № 1 (39). С. 398-402.

Ефимова, В.В., Коколова, Л.М. Применение информационно-компьютерных технологий на уроках биологии как способ повышения качества урока в условиях реализации ФГОС // В.В. Ефимова, Л.М. Коколова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 1 (6). С. 180-182.

REFERENCES

Prikaz ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii (In Russian). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (Аccessed: 04.04.2018).

Primernaya programma sportivnoi podgotovki po vidu sporta «Gol'f». 2016. A.N. Korol'kov, V.G. Nikitushkin, D.S. Zherebko, V.V. Verchenov. Moscow, 158 p. (In Russian).

Programma po fizicheskoi kul'ture dlya obshcheobrazovatel'nykh organizatsii na osnove gol'fa 2016, D.S. Zherebko, A.N. Korol'kov, K.K. Sokol. Moscow, Fizicheskaya kul'tura v shkole. Elektronnoe periodicheskoe izdanie, 1, 78 р. (In Russian).

Korol'kov, A.N. 2018. Shkol'noe fizicheskoe vospitanie: mezhpredmetnyi aspekt. Glava v knige: Innovatsionnye tekhnologii rossiiskogo i zarubezhnogo obrazovaniya. Ul'yanovsk: Nauchnoe izdatel'stvo «ZEBRA», pp. 33-57. (In Russian).

Korol'kov, A.N., Zherebko, D.S. 2018. Uroki fiziki v srednei shkole i gol'f: mezhpredmetnyi aspekt . XII zaochnaya Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Sportivnye igry v fizicheskom vospitanii, rekreatsii i sporte», Smolensk, SGAFK, 29-31 yanvarya, рр. 61-65. (In Russian).

Smelova, V.G. 1996. Muzyka, iskusstvo, dvizhenie i drama v biologii / V.G. Smelova. Biologiya v shkole, 2, рр. 38-41. (In Russian).

Yushina, E.V. 2016. Uroki biologii kak faktor razvitiya kommunikativnykh kompetentsii obuchayushchikhsya vo vnov' sformirovannykh klassakh / E.V. Yushin. Preemstvennost' v obrazovanii, T. 1, 14, рр. 96-102. (In Russian).

Nedel'skaya, N.O. 2012. Metod proektov s ispol'zovaniem IKT na urokakh biologii / N.O. Nedel'skaya . Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizatsiya obrazovaniya, 24. рр. 63-67.

Lopatina, N.V. 2013. Ispol'zovanie IKT pri ob"yasnenii novogo materiala na urokakh biologii. Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae, 1, рр. 125-126. (In Russian).

Elgina, E.Yu., Arbuzova, E.N. 2017. Formirovanie IKT-kompetentnosti shkol'nikov na urokakh biologii sredstvami infografiki . Konferentsium ASOU: sbornik nauchnykh trudov i materialov nauchno-prakticheskikh konferentsi, 1, рр. 473-478. (In Russian).

Frolova, T.G. 2015. Ispol'zovanie informatsiyunno-kommunikatsionnykh tekhnologii pri obuchenii biologii . Na putyakh k novoi shkole, 4, рр. 60-67. (In Russian).

Shulepova, A.F. 2016. Interaktivnye uroki-ekskursii po muzeyam i prirodnym kompleksam. IKT v prepodavanii biologii. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii, 1 (39). рр. 398-402. (In Russian).

Efimova, V.V., Kokolova, L.M. 2016. Primenenie informatsionno-komp'yuternykh tekhnologii na urokakh biologii kak sposob povysheniya kachestva uroka v usloviyakh realizatsii FGOS. Pedagogicheskii opyt: teoriya, metodika, praktika, 1 (6), рр. 180-182. (In Russian).

Опубликован
2018-05-31
Как цитировать
Корольков А. Н., Крымова Н. В. Межпредметная интеграция школьного курса биологии с профильным спортивным образованием // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2018, № 2(9). С. 63-74. URL: http://hpcas.ru/article/view/4101.
Раздел
Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Bookmark and Share