Зеркальная индивидуализация как педагогическая система
Аннотация
В статье представлена система зеркальной индивидуализации. Ее функционально-технологическое ядро состоит из таких элементов, как социально-психологические предпосылки, методы зеркальной индивидуализации, индивидуализирующие, мотивирующие и формирующие условия. Данные элементы собраны в единую организационно-функциональную структуру, состоящую из базового, операционного и фокусирующего компонентов.
Целью системы зеркальной индивидуализации выступает обеспечение индивидуализированного формирования необходимых личностных качеств обучающихся при активном содействии овладению ими осваиваемой деятельностью и повышении эффективности учебного процесса.
Базовый компонент системы зеркальной индивидуализации представлен социально-психологическими предпосылками построения индивидуализирующих условий. Это своеобразные социально-психологические обоснования состоятельности будущих индивидуализирующих условий, гарантия их важности, персональной значимости для всего круга обучающихся, к которым будет «применена» индивидуализация. Операционный компонент может быть обозначен как то, что нужно непосредственно сделать педагогу для получения намеченного результата. Он представлен методами зеркальной индивидуализации – комплексами взаимосвязанных действий как общепедагогического, так и специального характера разрабатываемыми в каждом отдельном случае под конкретную задачу. Фокусирующий компонент в контексте рассматриваемой системы показывает, через что, каким образом будет достигнут результат. Это позволяет более эффективно управлять процессом зеркальной индивидуализации, в том числе осуществлять своевременную коррекцию, привлекать широкий круг дополнительных педагогических средств. Данный компонент образован индивидуализирующими, мотивирующими и формирующими условиями. Индивидуализирующие условия обеспечивают индивидуализацию. Мотивирующие условия ответственны за трансформацию мотивационной сферы. Формирующие условия воплощают общепедагогическую составляющую. Названные условия образуют отдельную подсистему, рассматриваются как единое целое. Подобная конфигурация указывает на возможность использовать не только индивидуализацию как таковую, но и мощный комплекс тесно взаимосвязанных педагогический мероприятий. Результат зеркальной индивидуализации определяется ее целью и заключается в эффективном индивидуализированном формировании необходимых личностных качеств обучающихся при активном содействии овладению осваиваемой деятельностью и повышении эффективности учебного процесса. Особенности устройства рассмотренной системы указывают на возможность решать педагогические задачи повышенной сложности, в частности осуществлять глубокую индивидуализацию, выносить личность в центр учебно-воспитательного процесса.
Скачивания
Литература
2. Чернякова И.Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. – 2009. – №4. – С. 18-23.
3. Герт В.А. Индивидуальность и индивидуализация человека / В.А. Герт // Педагогическое образование в России. – 2014. – №4. – С. 209-213.
4. Гинецинский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической ан-тропологии // Педагогика. –1999. – № 3. – С. 46-49.
5. Жураковская В.М. Концепция развития индивидуальности обучающегося в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей с позиции реализации ФГОС ООО // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 6. – С. 55–61.
6. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе: автореф. дис. … докт. пед. наук / Т.В. Бурлакова. – Ярославль, 2009. – 23 с.
7. Белоуско Д.В. Опосредованная индивидуализация в педагогической деятельности / Д.В. Белоуско // Дискуссия. – 2016. – №10(73). – С.110-115.
8. Быков, В. С. Формирование потребности в физическом самовоспита-нии у студентов / В. С. Быков, С. А. Ярушин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 1. — С. 7–12.
9. Гуща Р. А, Бережнова Л. Н. Оптимальность – основа организации процесса обучения в современной российской системе образования // Философия образования. – 2018. - № 77, Вып. 4. –С. 34-44
10. Попов А. А. (Москва, Россия), Ермаков С. В., Аверков М. С. (Красноярск, Россия). Метод открытого образования: от отражения действительности к конструированию практик // Философия образования. – 2018. - № 76, Вып. 3. – С. 126-154
11. Яковлева И. В., Истюфеева Ж. Н. Ценностно-целевые ориентиры как основа модернизации содержания образования // Философия образования. – 2018. - № 76, Вып. 3. – С. 126-154
12. Вахрушева С. Н., Машарова Т. В. Роль самообразования в формировании профессиональной компетентности студентов // Философия образования. – 2018. - № 75, Вып. 2. –С. 186-197
13. Белоуско Д.В. Зеркальная индивидуализация // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. – № 4(7). – С. 36-43. Режим доступа: URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/213 (дата обращения 15.01.18)
14. Белоуско Д.В. Индивидуализация посредством делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся (гуманистический аспект) / Д.В. Белоуско // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2016. – №2. – С. 54-58. Режим доступа: URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 1.10.2017)
15. Романова Е. В. Мотивация молодежи к занятиям физической культурой (на примере студентов Алтайского края) / Е. В. Романова, Л. В. Готовчикова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. – №1(4). – С. 49-59 Режим доступа: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/1739 (дата обращения: 23.01.2019)
16. Кузнецова Т.А. Мотивационная структура личности студентов, занимающихся оздоровительным бегом / Т.А. Кузнецова, М.П. Лебедева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2016. – Т. 1, № 3. – С. 72–74.

Copyright (c) 2019 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.