Коррекция предсоревновательной психологической подготовленности юных спортсменов
Аннотация
Анализ специальной научной свидетельствует о недостаточной проработанности проблемы предсоревновательной психологической подготовки юных спортсменов. При подготовке юных спортсменов к соревнованиям психологической подготовке не уделяется достаточного внимания, как со стороны исследователей в области спортивной психологии, так и со стороны методистов, разрабатывающих учебные программы для спортивных школ и тренеров. Результатом недостаточной психологической подготовки юных спортсменов может быть проявление неблагоприятных предстартовых состояний в юном возрасте, что может приводить к формированию стереотипов неадекватного поведения спортсменов на соревнованиях и упрочению возникновения неблагоприятных предстартовых состояний. В результате наших исследований выявлено, что неблагоприятные предстартовые (лихорадка, апатия) проявляются в большинстве случаев на всех соревнованиях и фактически не изменяются от одного соревнования к другому. Происходит закрепление и стабилизация ответной реакции организма спортсмена на предстоящее соревнование. Это положение побудило нас к проведению последующих исследований, направленных на коррекцию состояния спортсменов.
Цель исследования – обоснование содержания психолого-педагогических воздействий на спортсмена для создания к началу соревнования психологической подготовленности у юных спортсменов. Психологическая подготовленность включает четыре компонента: мотивационно-потребностный, эмоциональный, рефлексивный, сенсомоторный. Для диагностики сформированности каждого компонента нами предложен комплекс методик. Выявление психологической подготовленности спортсменов осуществляется в течение всего периода предсоревновательной подготовки. На основе полученных результатов разрабатываются индивидуальные программы психологического воздействия для каждого компонента с целью создания психологической подготовленности каждого спортсмена к соревнованию
Внедрение в тренировочный процесс разработанной методики на предсоревновательном этапе, построенной с учетом диагностики психологической подготовленности каждого спортсмена в каждом микроцикле, позволило добиться положительных результатов в оптимизации предстартового состояния. Это способствовало проявлению оптимального предстартового состояния спортсменов и более успешному выступлению на соревнованиях дзюдоистов экспериментальной группы. До педагогического эксперимента коэффициенты результативности соревновательной деятельности дзюдоистов контрольной и экспериментальной групп фактически не различались и составляли, соответственно 0,24 и 0,26. По окончанию педагогического эксперимента коэффициент результативности соревновательной деяте6льности дзюдоистов экспериментальной группы был значительно выше и составил 0,57, в контрольной группе он составил 0,28.
Таким образом, проведение педагогического эксперимента, организованного при подготовке дзюдоистов к трем соревнованиям, показало эффективность разработанной авторами методики, выразившейся в проявлении оптимального предстартового состояния и улучшении результатов соревновательной деятельности юных спортсменов.
Скачивания
Литература
2. Бабушкин Г. Д. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов в системе многолетней спортивной тренировки: учебное пособие /Г. Д. Бабушкин, Б. П. Яковлев. Новосибирск: Сибпринт, 2018. – 266 с.
3. Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Учебное пособие / Г. Б. Горская. Краснодар: КГИФК, 1995. – 184 с.
4. Дзюдо: Учебная программа для учреждений дополнительного образования /авт. – сост. И. Д. Свищев и др. М.: Советский спорт, 2003. – 112 с.
5. Дзюдо: программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов /авт. сост. С. В.Серегина. М.: Советский спорт, 2006. – 268 с.
6. Лагойда В. Г. Предсоревновательная подготовка квалифицированных спортсменок в современном пятиборье: автореф. дис. … д-ра пед. наук / В. Г. Лагойда. Омск, 1999. – 64 с.
7. Перевозников А. С. Программно-методическое обеспечение начальной подготовки дзюдоистов 6-10 лет с использованием композиционного планирования: автореф. дис. … канд. пед. наук / А. С. Перевозников. Тюмень, 2003. – 25 с.
8. Полев Н. В. Формирование готовности борцов к соревнованиям в границах избранной весовой категории: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. В. Полев. Красноярск, 2006. – 24 с.
9. Потребич В. А. Особенности построения предсоревновательного мезоцикла дзюдоистов старших разрядов: автореф. дис. … канд. пед. наук / В. А. Потребич. М., 1988. – 24 с.
10. Психологическое обеспечение спортивной деятельности /под ред. Г. Д. Бабушкина. Омск: СибГУФК, 2006. – 400 с.
11. Пугачев В. И. Средства повышения надежности соревновательной деятельности высококвалифицированных дзюдоистов на этапе предсоревновательной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук / В. И. Пугачев. Омск, 1989. – 23 с.
12. Ромаев Г. Р. Оптимизация предсоревновательной подготовки юных борцов с использованием комплексов восточных средств: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г. Р. Ромаев. М., 2005. – 22 с.
13. Соколов А. Н. Проявление предстартового состояния юных дзюдоистов / А. Н. Соколов, А. П. Шумилин //Материалы Всеросс. науч. прак. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов «Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма». Омск: СибГУФК, 2008. – С. 153- 156.
14. Сопов, В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В. Ф. Сопов. М.: Академический проект, 2005.– 126 с.
15. Чикуров А. И. Управление психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов на основе результатов текущего контроля состояния готовности / А. И. Чикуров: дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2008. – 193 с.
16. Шумилин А. П. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки дзюдоистов к соревнованиям в системе многолетней спортивной тренировки: монография / А. П. Шумилин. Красноярск: СФУ, 2010. – 320 с.

Copyright (c) 2019 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.