Делегирование индивидуализирующих функций обучающемуся в контексте зеркальной индивидуализации
Аннотация
Показаны место и значение делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся при осуществлении зеркальной индивидуализации. Вызовы современности все настойчивее побуждают разрабатывать педагогические средства, имеющие возможность влиять на целостную личность. В данном ключе весьма актуален поиск практических воплощений «личностной» индивидуализации, в самом общем виде характеризующейся возможностью достижения определенной глубины педагогических влияний. Одним из вариантов конструирования подобной системы представляется зеркальная индивидуализация, предполагающая отказ от прямого учета индивидуальных особенностей обучающегося и построения индивидуализирующих условий, побуждающих субъекта обучения поступать в соответствии с индивидуальными потенциями, действовать индивидуальным образом, раскрывать индивидуальность. Это обусловливает индивидуализированный путь достижения педагогического результата. Важнейшим элементом зеркальной индивидуализации является механизм делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся. Его суть как раз и состоит в том, что при построении определенных условий обучающийся раскрывает свой индивидуальный потенциал. Это обеспечивает построение индивидуализации от самого обучающегося как индивида, личности и субъекта деятельности, позволяет гуманизировать учебный процесс. При развертывании зеркальной индивидуализации субъект обучения остается наедине с зеркальным отражением собственных индивидуальных особенностей в психолого-педагогическом поле формируемой деятельности. Тогда как задача преподавателя – создать для этого необходимые педагогические условия. Подобная практика, с одной стороны, благотворно скажется на уровне глубины обеспечения индивидуализации, позволит более тонко оперировать ее факторами, с другой –станет способствовать снижению усилий на организацию педагогического процесса. Воплощение идеи делегирования индивидуализирующих функций позволяет возложить выполнение данных функций на субъекта, имеющего максимальные возможности наиболее полно реализовать их, – самого обучающегося. Обозначенная логика осуществления индивидуализации предполагает косвенное влияние преподавателя на данный процесс, что требует введения неких дополнительных индивидуализирующих операторов. Таким образом, можно увидеть, что доминирование опосредованных индивидуализирующих влияний и делегирование индивидуализирующих функций обучающимся – две важнейшие организационные стороны зеркальной индивидуализации. Их значимость продиктована наличием инвариантных факторов жизнедеятельности человека, ключевыми закономерностями существования социума, основными требованиями гуманистической педагогики
Скачивания
Литература
Белоуско Д.В. Некоторые аспекты разработки личностной индивидуализации // Развитие науки и образования в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г. – М. : Ар-Консалт, 2015. – С. 144–145.
Белоуско Д.В. Зеркальная индивидуализация // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. – № 4(7). – С. 36–43. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/213 (дата обращения 15.01.18).
Белоуско Д.В. Индивидуализация посредством делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся (гуманистический аспект) // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2016. – №2. – С. 54–58. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 01.10.2017).
Лепихова Л.А. Индивидуальность. Пути развития индивидуальности. URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3259 (дата обращения: 15.01.19)
Герт В.А. Индивидуальность и индивидуализация человека // Педагогическое образование в России. – 2014. – №4. – С. 209–213.
Гинецинский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической ан-тропологии // Педагогика. –1999. – № 3. – С. 46–49.
Жураковская В.М. Концепция развития индивидуальности обучающегося в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей с позиции реализации ФГОС ООО // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 6. – С. 55–61.
Холодкова О.В. Теоретические проблемы исследования стремления к самосовершенствованию // Педагогический университетский вестник Алтая. –2001. – №4. URL: https://www.altspu.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N4_2001/n4_2001.html (дата обращения: 16.01.2019).
Чернякова И.Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. – 2009. – №4. – С. 18–23.
Белоуско Д.В. Опосредованная индивидуализация в педагогической деятельности // Дискуссия. – 2016. – №10(73). – С. 110–115
REFERENCES
Slovar' russkogo yazyka: v 4 t. / Pod red. A.P. Evgen'evoi. 1985. M. : Rus-skii yazyk. 696 s. (in Russian).
Belousko D.V.. Nekotorye aspekty razrabotki lichnostnoi individualizatsii Razvitie nauki i obrazovaniya v sovremennom mire: Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 31 marta 2015 g. – M. : Ar-Konsalt, 2015. S. 144–45 (in Russian).
Belousko D.V. Zerkal'naya individualizatsiya. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta. 2017. № 4(7). S. 36–43 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/213 (Аccessed: 15.01.18).
Belousko D.V. 2016. Individualizatsiya posredstvom delegirovaniya individualiziruyushchikh funktsii obuchayushchemusya (gumanisticheskii aspekt). Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta. №2. S. 54–58 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (Аccessed: 01.10.2017).
Lepikhova L.A. Individual'nost'. Puti razvitiya individual'nosti (in Russian). . http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3259 (Аccessed: 15.01.19).
Gert V.A. Individual'nost' i individualizatsiya cheloveka . Pedagog-icheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. №4. S. 209–213 (in Russian).
Ginetsinskii V.I. Individual'nost' kak predmet pedagogicheskoi an-tropologii , Pedagogika. 1999. № 3. S. 46–49 (in Russian).
Zhurakovskaya V.M. Kontseptsiya razvitiya individual'nosti obuchayushchegosya v usloviyakh integratsii obshchego i dopolnitel'nogo obra-zovaniya detei s pozitsii realizatsii FGOS OOO . Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2016. № 6. S. 55–61 (in Russian).
Kholodkova O.V. 2001.Teoreticheskie problemy issledovaniya stremleniya k samosovershenstvovaniyu. Pedagogicheskii universitetskii vestnik Altaya,4. (in Russian). . URL: https://www.altspu.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N4_2001/n4_2001.html (Аccessed: 16.01.2019).
Chernyakova I.L. Individualizatsiya obucheniya kak innovatsionnaya ideya sovremennoi pedagogiki: istoriko-kul'turnyi kontekst. Vestnik nizhegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo. 2009. №4. S. 18–23 (in Russian).
Belousko D.V. 2016. Oposredovannaya individualizatsiya v pedagog-icheskoi deyatel'nosti . Diskussiya. 10(73). рр. 110–115 (in Russian)
Copyright (c) 2019 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.