Гигиеническое нормирование школьной мебели как составляю-щая парадигмы профилактики нарушения осанки ребенка
Аннотация
Охрана здоровья детей и подростков на сегодняшнем этапе развития общества является приоритетным направлением современной гигиены и медицины. За школьный возрастной период наблюдается рост нарушений в состоянии здоровья: появление преморбидных состояний и развитие хронических заболеваний. Значительное влияние на состояние здоровья детей школьного возраста имеют: условия обучения, гиподинамия, неадекватный режим дня и питания, интенсивный учебный процесс, нагрузки социального характера и возрастные физиологические особенности их развития. Целью исследования было выяснение причин и последствий влияния школьной среды на показатели здоровья детей, в первую очередь заболеваемости костно-мышечной системы. Определение роли гигиенического нормирования школьной мебели как составляющей парадигмы профилактики неблагоприятного влияния факторов школьной среды на здоровье школьников. Основной вклад в показатели заболеваемости костно-мышечной системы у детей вносят нарушения осанки и сколиозы, которые возникают вследствие неправильной рабочей позы ребенка из-за несоответствия параметров рабочего места его антропометрическим данным. На сегодняшний день гигиеническая наука и педагогическая практика имеют наработки по исправлению сложившейся ситуации – это парты-трансформеры (для младших классов) с возможностью индивидуальной подгонки под ростовые параметры ученика, конторки, ученические столы раздвижного типа и др. Однако широкому внедрению их в педагогическую практику препятствует высокая стоимость, а при отсутствии государственной политики по дотированию школьной мебели проблемы профилактики нарушений осанки и снижения остроты зрения школьников продолжают оставаться нерешенными. Проведенные социологические исследования показали, что более 70% учеников и 82% их родителей отмечают ухудшение состояния здоровья детей за время обучения в школе. Уход от классической парты Ф.Ф. Эрисмана как оптимального рабочего места ученика, особенно в младших классах, привел к нивелированию основного принципа профилактики нарушений осанки и сколиоза у детей, что привело к значительному ухудшению показателей здоровья. Для решения этой проблемы необходимо целенаправленное изменение государственной политики по дотированию школьной мебели
Скачивания
Литература
Батршин И.Т. Структура нарушений осанки у школьников // Гений Ортопедии. Нижневартовск, 2010. №3. С. 60–64.
Кашин А.Д. Сколиоз и нарушения осанки: лечебная культура в системе медицинской реабилитации : учебно-метод. пособие для врачей и инструкторов лечебной физкультуры. Минск, 2000. 240 с.
Солодков А. С. Физическое и функциональное развитие и состояние здоровья школьников и студентов России // Ученые записки университета Лесгафта. 2013. №3 (97). С. 163–171 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-i-funktsionalnoe-razvitie-i-sostoyanie-zdorovya-shkolnikov-i-studentov-rossii (дата обращения: 04.04.2019).
Иванов В.Д., Вахитов М.Г. Факторы, воздействующие на здоровье учащихся в современных условиях // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, № 1. С. 70–73.
Алифанова Л.А. Реализация системного подхода к сохранению здоровья и гармоническому развитию школьников // Педиатрия. 2007. Т. 86, № 2. С. 106–110.
Беспутчик В.Г., Хотько А.В., Ярмолюк В.А. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии профилактики нарушений и воспитания осанки у детей младшего школьного возраста. Минск, 2009. С. 11–14.
Вайнруб Е.М., Волощук А.С. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. Киев, 2006. 179 с.
Макарова Ю. В. Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (Москва, ноябрь 2016 г.). М., 2016. С. 183–185.
Егоров Г. Е. Нарушение осанки и сколиоз. Новокузнецк, 2009. 103 с.
REFERENCES
Abubakirova A.V., Skachkova M. A., Pligina E. V. 2014. Skrinningovye metodiki v kom-pleksnoi otsenke sosto-yaniya zdorov'ya detei i podrostkov. Vrach-aspirant, 1.2. S. 245–249 (in Russian).
Batrshin I.T. 2010. Struktura narushenii osanki u shkol'nikov. Genii Ortopedii. Nizhnevar-tovsk, 3. S. 60–64 (in Russian).
Kashin A.D. 2000. Skolioz i narusheniya osanki: Lechebnaya kul'tura v sisteme meditsinskoi reabilitatsii: Uch.-metod. posobie dlya vrachei i instruktorov lechebnoi fizkul'tury. Minsk, 240 s. (in Russian).
Solodkov A. S. 2013. Fizicheskoe i funktsional'noe razvitie i so-stoyanie zdorov'ya shkol'nikov i studentov Rossii. Uchenye zapiski universiteta Lesgafta, 3 (97). S. 163–171. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-i-funktsionalnoe-razvitie-i-sostoyanie-zdorovya-shkolnikov-i-studentov-rossii (Accessed: 04.04.2019) (in Russian).
Ivanov V. D., Vakhitov M. G. 2018. Faktory, vozdeistvuyushchie na zdorov'e uchashchikhsya v sovremennykh usloviyakh. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya, T. 3, 1. S. 70–73 (in Russian).
Alifanova L.A. 2007. Realizatsiya sistemnogo podkhoda k sokhraneniyu zdorov'ya i gar-monicheskomu razvitiyu shkol'nikov. Pediatriya. T. 86, 2. S. 106 – 110 (in Russian).
Besputchik V.G., Khot'ko A.V., Yarmolyuk V.A. 2009. Zdorov'esberegayushchie i zdorov'e-formiruyushchie tekhnologii profilaktiki narushenii i vospitaniya osanki u detei mladshego shkol'nogo vozrasta. Vinsk. S. 11–14 (in Russian).
Vainrub E.M., Voloshchuk A.S. 2006. Gigiena obucheniya i vospitaniya detei s narusheniyami osanki i bol'nykh skoliozom. Kiev, 179 s. (in Russian).
Makarova Yu. V. 2016. Profilaktika narushenii osanki u detei mladshego shkol'nogo vozrasta. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy IX Mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, noyabr' 2016 g.). Moskva. S. 183–185 (in Russian).
Egorov G. E. 2009. Narushenie osanki i skolioz. Novokuznetsk, 103 s. (in Russian).
Copyright (c) 2019 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.