ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ ЗЕРКАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Статья посвящена предпосылкам разработки модели зеркальной индивидуа-лизации физкультурного воспитания студентов. Под физкультурным воспитанием подразу-мевается педагогический процесс формирования физической культуры личности, в основе которого лежит развитие мотивационно-ценностного отношения обучающегося к физкультурно-спортивной деятельности. Данный процесс требует обеспечения индивидуализации на различных уровнях. Первая ступень представлена индивидуализацией на уровне отдель-ных элементов физкультурного воспитания, обладающих выраженным качественным свое-образием. Наиболее обширный класс данной когорты представлен индивидуализацией раз-вития физических качеств и обучения двигательным действиям, то есть традиционными объектами сферы физического воспитания. Также сюда можно включить индивидуализа-цию подачи теоретического материала, приобщения к здоровому образу жизни, индивидуа-лизацию различных сторон спортивной подготовки и др. Второй уровень является основным. Именно здесь в большей степени происходит индивидуализация собственно физкультурного воспитания как становления физической культуры личности, осуществляется формирование мотивационно-ценностного отношения обучающегося к физкультурно-спортивной деятель-ности. Естественно, подобный масштаб решаемых задач требует использования качественно отличных средств индивидуализации, охватывающих глубокие процессы приобщения к цен-ностям физической культуры, формирования у обучающихся определенного мировоззрения, стойкой мотивации, глубокой убежденности, имеющих своим объектом интегральную инди-видуальность, целостную личность.На основе сказанного выше можно спрогнозировать характер и свойства потребной ин-дивидуализации. Индивидуализация физкультурного воспитания должна обладать следую-щими свойствами: иметь необходимый набор исполнительных механизмов, способных эф-фективно воздействовать на потребностно-мотивационную сферу личности обучающегося; иметь высокий воспитательный потенциал — способность формировать личность; охваты-вать все измерения человека, включая его физическую, биологическую составляющую; отли-чаться организационной простотой и доступностью.Отмеченные обстоятельства обусловливают актуальность использования концепции зер-кальной индивидуализации как методологической и технологической основы построения мо-дели. Зеркальная индивидуализация предполагает отказ от прямого учета индивидуальных особенностей обучающегося и построение индивидуализирующих условий, побуждающих субъекта обучения поступать в соответствии с индивидуальными потенциями, действовать индивидуальным образом, раскрывать индивидуальность. Это влияет на индивидуализиро-ванный путь достижения результата, что и составляет суть обобщенного механизма инди-видуализации. Именно зеркальная индивидуализация представляется тем педагогическим средством, которое способно обеспечить индивидуализированное формирование мотива-ционно — ценностного отношения к физической культуре, индивидуализированное приоб-щение обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности, развитие физической куль-туры личности.
Скачивания
Литература
Адушева Т. Г. Влияние физической культуры на формирование личности // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, № 4. С. 12–15.
Быков В. С., Ярушин С. А. Формирование потребности в физическом самовоспитании у студентов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, № 1. С. 7–12.
Наговицин Р. С. Концептуальные основы формирования физической культуры личности студента на основе мобильного обучения // Теория и практика физической культуры. 2014. № 10. С. 11–14.
Ярушин С. А. Модель реализации физкультурного образования студенческой молодежи // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, № 4. С. 7–11.
Белоуско Д. В. Ключевые особенности физкультурного воспитания // Наука и образование в 21 веке: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2015 г.: в 5 частях. Часть III. М.: Ар-Консалт, 2015. С. 100–101.
Белоуско Д. В. К вопросу о сущности физкультурного воспитания // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции / под общей редакцией П. Я. Дугниста, П. Г. Воронцова, Е. В. Романовой. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. С. 22–25.
Астафьев В. С. Теоретические аспекты формирования физической культуры личности // Теория и практика физической культуры. 2009. № 8. С. 21–23.
Николаев Ю. М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2004. № 7. С. 2–10.
Белоуско Д. В. Основные аспекты физкультурного воспитания в свете теории и практики // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. № 1 (4). С. 30–38. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/1736 (дата обращения: 2.03.2019).
Белоуско Д. В. Основные особенности физкультурного воспитания в свете потенциала повышения его эффективности с позиции практики // Перспективы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 декабря 2014 г.: в 8 частях. Часть V. М.: Ар-Консалт, 2015. С. 71–72.
Белоуско Д. В. Уровни индивидуализации физкультурного воспитания // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2016. № 1. С. 19–23. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (дата обращения: 26.12.2016).
Белоуско Д. В. Принципы индивидуализации физкультурного воспитания // Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи: материалы 2-й Международной научно-практической конференции, посвященной 300-летию города Омска. Омск, 2016. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27694676 (дата обращения: 15.01.18).
Белоуско Д. В. Некоторые аспекты разработки личностной индивидуализации // Развитие науки и образования в современном мире: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г. М.: Ар-Консалт, 2015. С. 144–145.
Белоуско Д. В. Зеркальная индивидуализация // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. № 4 (7). С. 36–43. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/213 (дата обращения: 2.02.19).
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.