ОСНОВА ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЙМОНСКИХ СТАРОВЕРОВ: ИСТОРИКО-РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ И СОЦИАЛЬНО- ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Аннотация
Системный кризис современного общества все острее ставит вопрос о поисках механизмов сохранения физического и духовного здоровья личности. Безудержный информационный поток, ускорение ритма жизни, все возрастающие требования профессиональной конкурентоспособности и многое другое создают повышенную психоэмоциональную нагрузку в жизни современного человека. На наш взгляд, анализ опыта прошлых поколений, особенно жителей Сибири, которые в тяжелых социально-политических, хозяйственно-экономических и природно-климатических условиях смогли выработать особый стрессоустойчивый уклад жизни и сохранить телесное здоровье, поможет найти выход из сложившейся ситуации. Примером такой жизнестойкости, выносливости и морально-психической устойчивости может служить старообрядческое население Уймонской долины Горного Алтая. В связи с церковными реформами, старообрядцы были вынуждены переселиться из Центральной России. В суровых условиях Сибири они не только выжили, но ко второй половине ХIХ века создали устойчивые формы быта и хозяйствования. Близость к природе, использование ее целебных сил и духовного заряда позволило им пережить многие испытания. Все это явилось основой физического воспроизводства семейных и социальных отношений. Также уймонские староверы сохранили свои культурно-религиозные ценности, обеспечивающие духовную и моральную стойкость. Главной социальной ценностью была семья и ее укорененность в общине.
Целью данного исследования является выявление тех социальных, хозяйственно-бытовых, культурно-религиозных факторов, которые помогли староверческому населению Горного Алтая адаптироваться в суровых природно-климатических условиях высокогорья и наладить стабильную хозяйственно-экономическую жизнь, сохранить свои культурные и религиозные традиции, а также выработать механизмы стрессоустойчивого поведения, как залога духовного и физического здоровья.
Выводы данного исследования актуальны для формирования жизненных ценностей молодого поколения и коррекции жизненной траектории зрелых людей. Современные концепции здорового образа жизни в основном сосредоточены на сохранении телесного здоровья. Их необходимо дополнить представлениями о духовном здоровье личности, здоровье семьи и общества. В этом заключается научно-теоретический потенциал данной статьи.
Скачивания
Литература
2. Воронцов П.Г., Ушакова Е.В. Видоизменения образа жизни молодого человека: здоровый, нездоровый и манипулятивный // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 2 (13). С 14-24.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
4. Апенышева Л.Г., Ушаков П.В., Ушакова Е.В. Системно-философский анализ и научно-интегративный подходы к телесному и психодуховному здоровью человека // Философия, методология, история знаний. Сборник научных трудов Сибирского института знаниеведения. Барнаул, 2014. С. 226-229.
5. Алтай и Гималаи как уникальные культурно-биосферные регионы Евразии /
Под ред. А.В. Иванова, И.В. Фотиевой. Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2017.
336 с.
6. Кучуганова Р.П. Уймонские староверы. Обычаи, традиции, культура. Изд-е 2-ое, перераб. и доп. Чебоксары: «Новое время», 2014. 284 с.
7. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи: путевой дневник. Рига: Виеда, 1992. 336 с.
8. Артамонова Т.А. Принципы подлинного хозяйствования в горных поселениях как форма устойчивого развития природного и человеческого потенциала // Аграрная наука – сельскому хозяйству: сборник статей: в 3 кн. / XII Международная научно-практическая конференция (7-8 февраля 2017 г.). Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2017. Кн. 1. С. 24-26.
9. Каланчина И.Н. Культурные и природные составляющие сакрального ландшафта Уймонской долины // Полевые исследования на Алтае, в Прииртышье и Верхнем Приобье (археология, этнография, устная история). – Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018. С. 228-234.
10. Шитова Н.И. Особенности мировоззрения уймонских старообрядцев в нарративных источниках ХХ в. (по материалам рукописей Т.Ф. Бочкарева) // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы 8-й международной научной конференции, посвященной 20-летию историко-исследовательского сектора ЛИК АлтГПА. Вып. 8 / под ред. Т.К. Щегловой. Барнаул: АлтГПА, 2011. с. 287-291.
11. Любимова Г.В. Картина мира современных старообрядцев. «Последние времена» как социально-историческая и экологическая катастрофа // Славяне в сибирском сообществе. Н-к: Ин-т археологии и этнографии СО РАН, 2006. с. 51-84.
12. Журавель О.Д. К изучению топики старообрядческой культуры: пустыня как святая земля // Гуманитарные науки в Сибири. 2001. № 3. с.56-60.
13. Логинова Н.С., Пономаренко О.П. Основы традиционного семейного воспитания уймонских староверов // Ценности человеческого бытия: материалы всероссийской научно-практической конференции, г. Барнаул, 6–7 октября 2016 г. / под ред. С. А. Ан. Барнаул: АлтГПУ, 2016. С. 122-125.
REFERENCES
1. Lorents K. (1998) Oborotnaia storona zerkala. M.: Respublika. p. 4-60. (in Russian).
2. Vorontsov P.G., Ushakova E.V. (2019). Vidoizmeneniia obraza zhizni molodogo cheloveka: zdorovyi, nezdorovyi i manipuliativnyi . Health, Physical Culture and Sports. № 2 (13), pp. 14-24 (in Russian).
3. Frankl V. (1990). Chelovek v poiskakh smysla. M.: Progress, p. 368 (in Russian).
4. Apenysheva L.G., Ushakov P.V., Ushakova E.V. (2014). Sistemno-filosofskii analiz i nauchno-integrativnyi podkhody k telesnomu i psikhodukhovnomu zdorov'iu cheloveka . Filosofiia, metodologiia, istoriia znanii. Sbornik nauchnykh trudov Sibirskogo instituta znanievedeniia. Barnaul, pp. 226-229 (in Russian).
5. Altai i Gimalai kak unikal'nye kul'turno-biosfernye regiony Evrazii .Pod red. A.V. Ivanova, I.V. Fotievoi.( 2017). Barnaul: RIO Altaiskogo GAU,
pp. 336 (in Russian).
6. Kuchuganova R.P. (2014). Uimonskie starovery. Obychai, traditsii, kul'tura. Izd-e 2-oe, pererab. i dop. Cheboksary: "Novoe vremia', pp. 284 (in Russian).
7. Rerikh N.K. (1992). Altai – Gimalai: putevoi dnevnik. Riga: Vieda, pp. 336 (in Russian).
8. Artamonova T.A. (2017). Printsipy podlinnogo khoziaistvovaniia v gornykh poseleniiakh kak forma ustoichivogo razvitiia prirodnogo i chelovecheskogo potentsiala .Agrarnaia nauka – sel'skomu khoziaistvu: sbornik statei: v 3 kn.. XII Mezhdunarodnaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia (7-8 fevralia 2017 g.). Barnaul: RIO Altaiskogo GAU, Kn. 1, pp. 24-26 (in Russian).
9. Kalanchina I.N. (2018). Kul'turnye i prirodnye sostavliaiushchie sakral'nogo landshafta Uimonskoi doliny . Polevye issledovaniia na Altae, v Priirtysh'e i Verkhnem Priob'e (arkheologiia, etnografiia, ustnaia istoriia). – Gorno-Altaisk: BITs GAGU, pp. 228-234 (in Russian).
10. Shitova N.I. (2011). Osobennosti mirovozzreniia uimonskikh staroobriadtsev v narrativnykh istochnikakh KhKh v. (po materialam rukopisei T.F. Bochkareva) . Etnografiia Altaia i sopredel'nykh territorii: materialy 8-i mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posviashchennoi 20-letiiu istoriko-issledovatel'skogo sektora LIK AltGPA. Vyp. 8 . pod red. T.K. Shcheglovoi. Barnaul: AltGPA, pp. 287-291 (in Russian).
11. Liubimova G.V. (2006). Kartina mira sovremennykh staroobriadtsev. "Poslednie vremena' kak sotsial'no-istoricheskaia i ekologicheskaia katastrofa . Slaviane v sibirskom soobshchestve. N-k: In-t arkheologii i etnografii SO RAN, pp. 51-84 (in Russian).
12. Zhuravel' O.D. (2016). K izucheniiu topiki staroobriadcheskoi kul'tury: pustynia kak sviataia zemlia . Gumanitarnye nauki v Sibiri. 2001. № 3. s.56-60. (in Russian).
13. Loginova N.S., Ponomarenko O.P. Osnovy traditsionnogo semeinogo vospitaniia uimonskikh staroverov . Tsennosti chelovecheskogo bytiia: materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, g. Barnaul, 6–7 oktiabria 2016 g. . pod red. S. A. An. Barnaul: AltGPU, pp. 122-125 (in Russian).
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.