АГРЕССИЯ, САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БЛИЗНЕЦОВ-ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье представлены результаты теоретического осмысления и эмпирического исследования роли близнецовой ситуации в психологическом здоровье близнецовдошкольного возраста. Психологическое здоровье связано с гармоничным развитием личности, которое затруднено в рамках близнецовой ситуации ввиду частого соперничествамежду близнецами. Целью научной работы стало выявление взаимосвязей между уровнемсамооценки, уровнем притязаний и агрессией в контексте психологического здоровья близнецов дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 50 пар близнецов. В качестве диагностического инструментария для реализации цели исследования использован комплекскачественных и количественных методов оценки, среди которых наблюдение за игровой деятельностью, оценка уровня притязаний, применение методики «Какой Я» О.С. Богдановой.Для математико-статистической обработки данных использованы: однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ Спирмена. В результате проведенного исследованиядоказано, что вследствие особой социальной ситуации развития, связанной с уникальнымивнутрипарными взаимодействиями, близнецы дошкольного возраста часто имеют отношения соперничества, в которых проявляется агрессивное поведение. Выявлены различия уровня притязаний и самооценки у близнецов с низким, средним и высоким уровнем прояв-ления агрессии. Доказано, что агрессивное поведение близнецов дошкольного возрастасвязано с высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой дошкольников. Низкая самооценка повышает вероятность агрессивного поведения близнецов-дошкольников. Вследствиевысокого уровня притязаний близнецы часто имеют низкие результаты собственной деятельности, что приводит к появлению агрессивных форм поведения. Авторы подчеркивают, чтопсихологическое здоровье близнецов дошкольного возраста должно находиться в областипристального внимания педагогов дошкольных образовательных учреждений ввиду их особой социальной ситуации развития, создающей условия для соперничества.
Скачивания
Литература
Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. / под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2001. 349 с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
Братусь Б.С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1988. 301 с.
Выготский Л. С. Проблема возраста // Психология. М. : ЭКСМО пресс, 2000. 1008 с.
Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребёнка // Психология личности / под
ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырёва. М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1982. 187 с.
Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собр. соч. : в 6 т. М., 1983. Т. 3. 369 с.
Дубровина И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития //
Развитие личности. 2015. №2. С. 67–95
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб. : Питер, 1997. 116 с.
Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М. : Политиздат, 1984. 335 с.
Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, вып. 4. С. 40–47.
Морозова Т.Б. Особенности работы с детьми-близнецами // Народное образование. 2009.
№ 1. С. 10–18.
Мухина B.C. Психология дошкольника. М. : Апрель, 1975. 352 с.
Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. №6. С. 71–76.
Смирнова Е. О. Детская психология. М. : Владос, 2003. 368 с.
Смирнова Е. О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика,
проблемы, коррекция. М. : Владос, 2005. 158 с.
Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1989. 215 с.
Столин В. В. Самосознание личности. М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1983. 284 с.
Торохтий В.С. Методика диагностики психологического здоровья семьи. М.: МГПУ, 2006. 100 с.
Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников : автореф. дис. … д-ра
психол. наук. М., 2001.
Эльконин Д. Б. Детская психология. М. : Академия, 2007. 384 с.
Cassell S. Examining the twin bond: A look at the psychological development of twins and the differences
in individuality and identity differentiation between fraternal and identical same-sex twins. Unpublished
manuscript, Washington, DC: American University 2011. 18 p.
REFERENCES
Bozhovich L. I. (2001). Problemy formirovaniya lichnosti: Izbr. psihol. tr. / Pod red. D. I. Fel’dshtejna;
Mosk. psihol.-soc. in-t. 3-e izd. M.: MPSI, 2001 (in Russian).
Bozhovich L. I. (1968). Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste. M.: Prosveshchenie, 1968
(in Russian).
Bratus’ B.S. (1988) Anomalii lichnosti. M.: Mysl’, 1988 (in Russian).
Vygotskij L. S. (2000). Problema vozrasta // Psihologiya. M.: EKSMO press, 2000 (in Russian).
Vygotskij L. S. (1982). Razvitie lichnosti i mirovozzrenie rebyonka // Psihologiya lichnosti / Pod red.
YU. B. Gippenrejter, A. A. Puzyryova. M.: izd-vo Moskovskogo gos. Un-ta, 1982 (in Russian).
Vygotskij L. S. (1983). Problemy razvitiya psihiki // Sobr. soch. v 6-ti t. M., 1983. T. 3 (in Russian).
Dubrovina I. V. (2015) Psihologicheskoe zdorov’e lichnosti v kontekste vozrastnogo razvitiya //
Razvitie lichnosti. 2015. №2. pp. 67–95 (in Russian).
Zaharov A.I. (1997) Preduprezhdenie otklonenij v povedenii rebenka. SPb. : Piter, 1997 (in Russian).
Kon I. S. (1984). V poiskah sebya: Lichnost’ i ee samosoznanie. M.: Politizdat, 1984 (in Russian).
Karabanova O. A. (2007). Ponyatie «social’naya situaciya razvitiya» v sovremennoj psihologii //
Metodologiya i istoriya psihologii. 2007. Tom 2. Vypusk 4. pp. 40–47 (in Russian).
Morozova T. B. (2009). Osobennosti raboty s det’mi bliznecami // Narodnoe obrazovanie. 2009. №1.
pp. 10–18 (in Russian).
Muhina B. C. (1975). Psihologiya doshkol’nika. M. : Aprel’, 1975 (in Russian).
Smirnova E. O. (1996). Problema obshcheniya rebenka i vzroslogo v rabotah L. S. Vygotskogo
i M. I. Lisinoj // Voprosy psihologii. 1996. №6. pp. 71–76 (in Russian).
Smirnova E. O. (2003). Detskaya psihologiya. M. : Vlados (in Russian).
Smirnova E. O., Holmogorova V.M. (2005) Mezhlichnostnye otnosheniya doshkol’nikov: diagnostika,
problemy, korrekciya M. : Vlados, 2005 (in Russian).
Sokolova E.T. (1989). Samosoznanie i samoocenka pri anomaliyah lichnosti. M.: Izd-vo Moskovskogo
gos. un-ta, 1989 (in Russian).
Stolin V. V. (1983). Samosoznanie lichnosti. M.: Izd-vo Moskovskogo gos. un-ta,1983 (in Russian).
Torohtij V.S. (2006) Metodika diagnostiki psihologicheskogo zdorov’ya sem’i. M.: MGPU, 2006. 100 s.
(in Russian).
El’konin D. B. (2007). Detskaya psihologiya. M. : Akademiya, 2007 (in Russian).
Cassell S. (2011). Examining the twin bond: A look at the psychological development of twins
and the differences in individuality and identity differentiation between fraternal and identical same-sex
twins. Unpublished manuscript, Washington, DC: American University. 18 p.
Copyright (c) 2021 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.