АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК 15–17 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Статья посвящена исследованию взаимосвязи психологического и функционального состояния девушек, занимающихся художественной гимнастикой. Все девушки — квалифицированные спортсменки и выступают по разряду КМС. Психологическая подготовка оценивалась по методике исследования уровня самооценки и уровня притязаний по Дембо-Рубинштейну в модификации А.И. Прихожан. Была проведена оценка ряда личностных качеств (здоровье, способности, характер и т.д). По каждому показателю определялся уровень притязаний и высота самооценки. Функциональное состояние оценивалось по показателям вариабельности сердечного ритма с применением программно-аппаратного комплекса «Омега-спорт». В основе данного подхода лежит .79методика оценки вариабельности сердечного ритма, разработанная Р.М. Баевским. Анализировались временные и статистические характеристики сердечного ритма: частота сердечных сокращений (ЧСС), вариационный размах (max-min), индекс напряжения регуляторных систем (ИН), уровень адаптации организма к физической нагрузке (А), уровень тренированности организма (В), уровень энергетического обеспечения (С), психоэмоциональное состояние (D), комплексный показатель «спортивной формы» (Н), индекс централизации регуляции ритмом сердца (степень преобладания центрального контура регуляции сердечной деятельности над автономным контуром), индекс вегетативного равновесия (ИВР), вегетативный показатель ритма (ВПР), показатель адекватности процессов регуляции. В результате исследования в течение соревновательного периода у гимнасток наблюдалась положительная динамика по всем показателям, что соответствует оптимальному уровню подготовки спортсменок к предстоящим стартам.
Скачивания
Литература
2. Легкодимова Т.А. Методика оперативного управления тренировочными нагрузками юных гимнасток в подготовительном периоде // Автореферат диссертация кандидата биологических наук. Волгоград, 2010.
3. Дугнист П.Я., Мильхин В.А., Романова Е.В., Перегудова Т.М. Скоростно-силовая подготовка студентов на занятиях по физической культуре и спорту Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. Т. 2. № 18. URL: http://journal.asu.ru/zosh.
4. Kolokoltsev M., Ambartsumyan R., Gryaznykh А., Kraynik V., Makeeva V., Tonoyan Kh., Romanova E., Savchenkov A., Mischenko N., Vrachinskaya T. (2021). Physical activity amount influence over suboptimal health status. Journal of Physical Education and Sport ® (JPES), Vol. 21 (1), Art 37, pp. 381–387. DOI:10.7752/jpes.2021.01037.
5. Соловьева И.О., Венгерова Н.Н. Тренировочные нагрузки в специальной физической подготовке гимнасток-художниц и процесс адаптации их сердечно-сосудистой системы // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009. Вып. 9. С. 11–15.
6. Агаджанян Н.А., Батоцыренова Т.Е., Семенова Ю.Н. и др. Соревновательный стресс у представителей различных видов спорта по показателям вариабельности сердечного ритма // Теория и практика физической культуры. 2006. № 1. С. 2–4.
7. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма: история и философия, теория и практика // Клиническая информатика и телемедицина. 2004. № 1. С. 54–64.
8. Викулов А.Д., Немиров А.Д., Ларионова Е.Л., Шевченко А.Ю. Вариабельность сердечного ритма у лиц с повышенным режимом двигательной активности и спортсменов // Физиология человека. 2005. Т. 31. № 6. С. 54–59.
9. Кудря О.Н. Влияние физических нагрузок разной направленности на вариабельность ритма сердца у спортсменов // Бюллетень сибирской медицины. 2009. № 1. С. 36–43.
10. Плеханова М.Э. Факторы, определяющие соревновательную надежность спортсменок в художественной гимнастике // Вестник спортивной науки. 2006. № 4. С. 17–20.
11. Веракса А.Н, Леонов С.В, Горовая А.Е. Психологические особенности художественных гимнасток // Вестник Московского университета. 2011. № 4. С. 134–146.
12. Бабушкин Г.Д, Шумилин А.П, Чикуров А.И, Соколов А.Н. Влияние психологической готовности на предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 3 (37). С. 13–17.
13. Кульчицкая Ю.К. Личностные предпосылки психологической усталости у гимнасток на этапе спортивного совершенствования // Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 31–34.
14. Кузьменко Г.А. Физическая культура и оптимизация процесса спортивной подготовки. Основы психологических знаний юного спортсмена // Прометей. 2013. С. 128–135.
15. Гаврилова Е.А. Спорт, стресс, вариабельность // Sport. 2015. С. 99–112.
Copyright (c) 2021 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.