Функциональное состояние нервной системы студентов-спортсменов в зависимости от организации режима дня

  • Ольга Александровна Макунина кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия. E-mail: oamakunina@mail.ru Email: oamakunina@mail.ru

Abstract

Авторами изучено влияние режима дня на показатели оперативной памяти у студентов с учетом гендерных характеристик. Исследователями применен авторский вариант опросника и методика оценки оперативной памяти с использованием акустического буфера на запоминание цифр с последующим их суммированием. Результаты проведенного исследования доказали негативное влияние некорректного режима дня на показатели оперативной

___________________________________

Следует цитировать / Citation:

Макунина О. А. Функциональное состояние нервной системы студентов-спортсменов в зависимости от организации режима дня / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. – №2(5). – С. 112-129. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

Makunina O. А. Functional state of students-sportsmen’s nervous system, depending on their day regimen organization. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 112-129 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

Поступило в редакцию / Submitted 18.04.2017

Принято к публикации /Accepted 22.05.2017

 

памяти студентов разного пола. По результатам социологического исследования в студенческой среде провинциальных российских вузов установлено, что проявления информационных перегрузок студентов коррелирует с симптоматикой стресса, особенно сильно это проявляется в эмоциональном и физиологическом компоненте стресса.

Изучены особенности функционального состояния нервной системы студентов-спортсменов в зависимости от организации режима дня. Определены несоответствия режимных моментов по  времени прогулок у 61,6 % студентов, продолжительное время за компьютером – 30%, недостаток времени на сон – 22%, несоответствие количества приемов пищи – 15%. Функциональное состояние студентов-спортсменов соответствует низкому уровню, что характеризует напряжение адаптационных механизмов. Изучение особенностей режима дня студентов является ключевой проблемой многих научных исследований, так как является компонентом здоровья молодого поколения. Накопительный эффект напряжения функционального состояния нервной системы безусловно может спровоцировать негативные состояния хронического характера и снизить эффективность деятельности. Планирование режима дня студентов, занимающихся спортом, вопрос, требующий учета возрастных и индивидуальных физиологических особенностей организма, требования вуза и тренеров.

 

Abstract. The authors studied the influence of the day regimen on the indicators of the operational memory of students taking into account gender characteristics. The researchers used the author's variant of the questionnaire and the method of estimating the operational memory using an acoustic buffer to store the digits followed by their summation. The results of the study showed the negative effect of the incorrect day regimen on the indicators of the operational memory of students of different sexes. According to the results of a sociological survey in the student environment of provincial Russian universities, it is established that the manifestations of information overloads of students correlate with the symptoms of stress, especially in the emotional and physiological component of stress. Peculiarities of students-sportsmen's nervous system functional state, depending on their day regimen organization are investigated in our research. Some regimen moments discrepancies (time of going out - 61,6 % students; long time of computing - 30% students; lack of sleeping - 22% students: discrepancy of meals number 15% students) are defined in the article. It is found, that the students-sportsmen's functional state is at a low level, which is characteristic for adaptation mechanisms tension.Studying the peculiarities of the students' day schedule is a key problem for many scientific research, as it is a component of the health of the younger generation. The accumulative effect of stress of the functional state of the nervous system can certainly provoke negative states of a chronic nature and reduce the effectiveness of activity. Planning the regime of the day of students engaged in sports, a question that requires consideration of the age and individual physiological characteristics of the organism, the requirements of the university and coaches.Key words: day regimen, students-sportsmen, adaptation, nervous system, functional state.

Downloads

Download data is not yet available.

References

Романова, Е. В. Здоровье молодежи в аспекте аддиктивных форм поведения / Е. В. Романова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2016. – №2. – С. 14-24. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (дата обращения: 05.04.2017).

Быкова, К.И. Оптимизация режима дня современного студента / К. И. Быкова, С. В. Томилова // Исследовательские инициативы студенческой молодежи как социальная практика современного профессионального образования: Материалы конф. – С.-Пб., 2015. – С. 172-176.

Заболотская, Н.Н. Режим дня студента в структуре здоровьесберегающих технологий ВУЗа // Заболотская Н.Н., Заболотская Ю.Г. / Инновационная наука и современное общество: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – 2014. – С. 139-141.

Шурхавецкая, Л. П. Проблема здоровья и здорового образа жизни студентов гуманитарного университета / Л. П. Шурхавецкая А. И.

Тетранова, К. С. Кособукова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2016. – №1. – С. 60-64. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (дата обращения: 05.04.2017).

Зотова, О. М. Информационные перегрузки как фактор стресса у студентов вуза / О. М. Зотова, В. В. Зотов // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». – 2015. – №4. – С. 108-115.

Мужичкова, Ю.Е. Влияние режима дня на показатели оперативной памяти у студентов с учетом гендерных характеристик / Ю. Е.

Мужичкова, А. П. Соколова, К. В. Дозоров // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста: Материалы конф. – М., 2015. – С. 34-39.

Гарипова, А. З. Гигиенические факторы, как средства укрепления здоровья и повышения работоспособности студентов / А. З. Гарипова, Ф. А. Умирзаков / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2016. – №1. – С. 83-88. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (дата обращения: 05.04.2017).

Козлова, Е.В. Утренняя гигиеническая гимнастика в режиме дня студента / Е.В. Козлова, Н.А. Деревянко, В.П. Ломова, А.В. Зайцева // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. – 2016. – № 1. – С. 45-49.

Колчева, О.В. Инновационные технологии формирования здорового образа жизни студентов / О. В. Колчина // Единое информационно-образовательное пространство - основа инновационного развития вуза. – Новосибирск: СГГА, 2011. – С. 156-157.

Н

ебесная, В.В. Исследование бюджета рабочего времени студентов высших учебных заведений / В.В. Небесная, Н.А. Гридина // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2008. – № 6. – С. 57-59.

Чечуй, В.В. Двигательная активность в режиме дня студентов / В.В. Чечуй // Научные труды SWorld. – 2008. – Т. 24. № 1. – С. 52-53.

Фертикова, Т.Е. Оценка взаимосвязи адаптивности и соблюдения режима дня обучающихся в школе и медицинском вузе / Т.Е. Фертикова, К.А. Ряскин, Д.А. Ряскина / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 12-4. – С. 151-153.

Карабинская, О.А. Основные проблемы питания студентов в связи с их образом жизни / О.А. Карабинская, В.Г. Изатулин, О.А. Макаров, О.В. Колесникова, А.Н. Калягин, А.Б. Атаманюк // Сибирский медицинский журнал. – 2011. – Т. 103, № 4. – С. 122-124.

Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер. – 2009. – 396 с.

Бенсман, В. М. Облегченные способы статистического анализа в клинической медицине / В. М. Бенсман. – Краснодар: Изд. КГМА, 2002. – 32 с.

Макунина, О.А. Комплексная оценка психофизиологического статуса студентов-спортсменов в условиях сочетанной деятельности / О. А. Макунина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. URL: http://www.science-education.ru/131-23909 (дата обращения: 07.12.2015).

REFERENCES:

Romanova, E. V. 2016. Youth health in addictive behavioral forms aspect. Human health, theory and methods of physical culture and sport . Health, Physical Culture and Sports, 2, 14-24 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (accessed date: 05.04.2017).

Bykova, K. I. 2015. Modern student's day regimen optimization . Young students research initiatives as social practice of modern professional education: Conference proceedings: SPb, 172-176 (in Russian).

Zabolotskaya, N. N. 2014. Student's day regimen within the structure of higher educational establishments health promotion technologies. Innovative science and modern society: International research and practice conference proceedings, 139-141 (in Russian).

Shurkhavetzkaya, L. P. 2016. Health and healthy mode of life problem of Humanities University students. Health, Physical Culture and Sports, 1, 60-64. (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (accessed date: 05.04.2017).

Zotova, O. M. 2015. Information overloading as a stress factor of higher educational establishments students . Kursk research and practice bulletin «Human being and its health» («Chelovek i ego zdorov'e»), 4, 108-115 (in Russian).

Myzhichkova, Yu. E. 2015. Day regimen influence over students' short term memory characteristics, taking into account gender specifics / Yu. E. Myzhichkova, A. P. Sokolova, K. V. Dozorov . Finansists' general culltural and professional competencies forming: Conference proceedings, Moscow, 34-39 (in Russian).

Garipova, A. Z. 2016. Hygiene factors as students' health improving and ergogenic means . Health, Physical Culture and Sports, 83-88 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (accessed date: 05.04.2017).

Kozlova, E, V. 2016. Hygienic morning exercises in student's day regimen . Physical culture and sport in modern world: problems and solutions (Fizicheskaya kul'tura i sport v sovremennom mire: problemy i resheniya), 1, 45-49

Kolcheva O. V. 2011. Innovative technologies of forming students' healthy mode of life. Integrated information and education space - basis for higher educational establishments innovative development, Novosibirsk: SGGA, 156-157 (in Russian).

Nebesnaya, V. V. 2008. Higher educational establishments students' working time budget research . Pedagogics, psychology, medical and biological problems of physical education and sport, 6, 57-59 (in Russian).

Chechui, V. V. 2008. Motion activity in students' day regimen . Scientific investigation SWorld, 24, 1. 52-53 (in Russian).

Fertikova, T. E. 2015. Adaptiveness and compliance with day regimen of schoolchildren and medical higher educational establishments' students. Current issues of humanities and sciences, 12 (4), 151-153 (in Russian).

Karabinskaya, O. A. 2011. Basic students' nutritional problems in connection with their mode of life . Siberian medical journal (Sibirskii meditzinskii zhurnal), V. 103, 4. 122-124 (in Russian).

Il'in, E. P. 2009. Will psychology . E. P. Il'in. SPb. Piter. 396 p.

Bensman, V. M. 2002. Easier methods of statisitcal analysis in clinical medicine. Krasnodar: Krasnodar State Medical Academy printing house, 32 p. (in Russian).

Makunina, O. A. 2015. Students-sportsmen's psychophysiological status complex evaluation under the complex performance conditions. Science and education modern problems (Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya), 2 (in Russian). URL: http://www.science-education.ru/131-23909 (accessed date: 07.12.2015).

Published
2017-05-31
How to Cite
Макунина О. А. Функциональное состояние нервной системы студентов-спортсменов в зависимости от организации режима дня // Health, physical culture and sports, 2017, № 2(5). P. 112-129. URL: http://hpcas.ru/article/view/2203.
Bookmark and Share