Физкультурно-спортивное самоопределение студентов университета
Abstract
Аннотация. Физкультурно-спортивное самоопределение личности является непрерывным творческим процессом, имеющим свои специфические особенности. Обеспечение взаимосвязи физического воспитания с профессиональной ориентацией личности будущего специалиста, направленной на ценностное понимание занятий физической культурой является способом успешного выполнения социальных и профессиональных функций. С целью удовлетворения потребностей занимающихся физической культурой следует учитывать специфические особенности обучения предмету «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в высшем учебном заведении. Решение этих проблем составляет цель исследования - выявление комплекса психолого-педагогических условий для успешного формирования физкультурно-спортивного самоопределения студентов к занятиям физической культуре и спортом в рамках поведения предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Объект исследования: студенты вуза. Процесс физкультурно-спортивного самоопределения студентов в условиях классического университета будет эффективным, если физкультурно-спортивное самоопределение как и психолого-педагогическое явление будет признано непрерывным творческим процессом, имеющим свои специфические особенности на каждом конкретном этапе профессионального развития будущих специалистов. В модели физкультурно-спортивного самоопределения студентов выделены и актуализированы в теоретическом и практическом аспектах объективно – нормативная, субъективная составляющие. Исследование осуществлялось в рамках авторского учебного курса «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», который предполагал использование инновационных педагогических технологий, связанных с активными формами проведения учебных занятий. Для интенсификации процесса физического воспитания в вузе необходимо увеличение занятий физической культурой за счет вовлечения студентов в физкультурно-спортивную деятельность спортивного клуба вуза. Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют активному формированию физической культуры личности. Чтобы потребности в физическом развитии были максимально в полной мере удовлетворены, учебный процесс был ориентирован и осуществлен в контексте диалогизации педагогического взаимодействия в системе «преподаватель - студент», принципов активизации учебной деятельности студентов. Проведение теоретических и практических занятий, участие студентов на различных форумах в сети Интернет, научно-методических семинарах, круглых столах и конференциях, активизирует у студентов переоценку прежнего физкультурно-спортивного самоопределения отношения к занятиям физической культуре.
Abstract. Athletic and sports self-determination of personality is a continuous creative process, which has its own specific features. Ensuring the interrelation of physical education with the professional orientation of the personality of the future specialist, aimed at the value understanding of physical training is a way of successfully fulfilling social and professional functions. In order to meet the needs of those engaged in physical culture, it is necessary to take into account the specific features of teaching the subject "Elective disciplines in physical culture and sports" in higher education. The solution of these problems is the goal of the study - the identification of a set of psychological and pedagogical conditions for the successful formation of physical culture and sports self-determination of students for physical training and sports in the conduct of the subject "Elective disciplines in physical culture and sports." Object of study: students of the university. The process of physical culture and sports self-determination of students in the conditions of a classical university will be effective if the physical culture and sports self-determination as a psychological and pedagogical phenomenon will be recognized as a continuous creative process that has its own specific features at each specific stage of professional development of future specialists. In the model of physical culture and sports self-determination of students, objectively - normative, subjective components are identified and actualized in theoretical and practical aspects. The research was carried out within the framework of the author's training course "Elective disciplines in physical culture and sports", which assumed the use of innovative pedagogical technologies related to active forms of conducting classes. To intensify the process of physical education in higher education, it is necessary to increase physical education by involving students in the sports and sports activities of the sports club of the university. Systematic training in physical culture and sports contributes to the active formation of the physical culture of the individual. In order to satisfy the needs for physical development to the fullest possible extent, the educational process was oriented and implemented in the context of the dialogization of pedagogical interaction in the "teacher-student" system, the principles of activating student learning activities. Conducting theoretical and practical classes, the participation of students in various forums on the Internet, scientific and methodological seminars, round tables and conferences, activates the students' reassessment of the former physical culture and sports self-determination of attitudes toward physical education.
Downloads
References
Библиографичекий список
Романова Е. В., Готовчикова Л.В. Мотивация молодежи к занятиям физической культурой (на примере студентов Алтайского края) / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. – № 1 (4). – С. 49-59. URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (дата обращения: 26.05.2017)
Лобыгина Н. М., Тиканов А. О., Крыловский А. Ю. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе / Н. М. Лобыгина, А. О. Тиканов, А. Ю. Крыловский / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2016. – № 1. – С. 65-71. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (дата обращения: 27.11.2016)
Шарифулина С.Р. Когнитивная готовность будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью // Вестник ВУиТ. - 2012. - №1 (9). - С.124-130
Белоуско Д. В., Простихина Н.М. Активизация спортивной деятельности студентов аграрного вуза как фактора формирования физической культуры будущей духовной элиты села / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. – № 1 (4). – С. 44-48. URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (дата обращения: 27.03.2017)
Иванов, В. Г. Особенности профессиональной мотивации студентов инженерного вуза в системе основного и дополнительного профессионального образования / В. Г. Иванов, П. Н. Осипов, Е. В. Загайнова, А. И. Ирисметов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №12. - С. 169 – 173
Заречнова К.В. Компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 2-1. - С. 12-15.
Лубышева Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов // Теория и практика физической культуры. - 1992. - №3. - С. 19-21.
Наговицын Р. С., Ипатов И. В. Модернизация занятий физической культурой в нефизкультурном вузе для успешного формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - №24. - С. 289-294
Белоуско Д. В. Гуманизация образовательного процесса как одного из основных направлений развития физкультурного воспитания молодежи / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2016. – № 2. – С. 25-37. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 12.05.2017)
Манжелей И. В., Кузнецова С. В. Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие в сфере физической культуры и спорта // Человек. Спорт. Медицина. - 2005. - №4 (44). - С.107-112
REFERENCES
Romanova E. V., Gotovchikova L.V. 2017. Motivatsiya molodezhi k zanyatiyam fizicheskoi kul'turoi (na primere studentov Altaiskogo kraya). Health, Physical Culture and Sports, 1, рр. 49-59 (in Russian). URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (Аccessed: 26.05.2017)
Lobygina N. M., Tikanov A. O., Krylovskii A. Yu. 2016. Motivatsiya studentov k zanyatiyam fizicheskoi kul'turoi v vuze. Health, Physical Culture and Sports, 1, рр. 65-71 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (Аccessed: 27.11.2016)
Sharifulina S.R. 2012. Kognitivnaya gotovnost' budushchikh pedagogov k upravleniyu fizkul'turno-sportivnoi deyatel'nost'yu. Vestnik VUiT. 1 (9), рр.124-130 (in Russian)
Belousko D. V., Prostikhina N.M. 2017. Aktivizatsiya sportivnoi deyatel'nosti studentov agrarnogo vuza kak faktora formirovaniya fizicheskoi kul'tury budushchei dukhovnoi elity sela. Health, Physical Culture and Sports, 1 (4), рр. 44-48 (in Russian). URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (Аccessed: 27.03.2017)
Ivanov V. G. 2010. Osobennosti professional'noi motivatsii studentov inzhenernogo vuza v sisteme osnovnogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya . Vestnik Kazan. tekhnol. un-ta. 12, рр. 169 - 173(in Russian)
Zarechnova K.V. 2011. Komponenty pedagogicheskoi napravlennosti v professional'noi podgotovke budushchikh spetsialistov po servisu i turizmu. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2-1, рр. 12-15 (in Russian).
Lubysheva L.I. 1992. Sovremennye podkhody k formirovaniyu fizkul'turnogo znaniya u studentov vuzov. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 3, рр. 19-21 (in Russian).
Nagovitsyn R. S., Ipatov I. V. 2011. Modernizatsiya zanyatii fizicheskoi kul'turoi v nefizkul'turnom vuze dlya uspeshnogo formirovaniya motivatsionno-tsennostnogo otnosheniya studentov k fizkul'turno-sportivnoi deyatel'nosti. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 24, рр. 289-294
Belousko D. V. 2016. Gumanizatsiya obrazovatel'nogo protsessa kak odnogo iz osnovnykh napravlenii razvitiya fizkul'turnogo vospitaniya molodezhi . Health, Physical Culture and Sports, 2, рр. 25-37 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (Аccessed: 12.05.2017)
Manzhelei I. V., Kuznetsova S. V. 2005. Lichnostno-orientirovannoe pedagogicheskoe vzaimodeistvie v sfere fizicheskoi kul'tury i sporta. Chelovek. Sport. Meditsina, 4 (44), рр.107-112 (in Russian)
Copyright (c) 2017 Health, physical culture and sports
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
An author should not normally publish manuscripts describing essentially the same research in multiple journals or publication venues. Such redundant publication is generally considered to constitute unethical publishing behavior, and if discovered may result in a manuscript under consideration being rejected, or a published article being retracted.
Authors of manuscripts reporting on original research should present an accurate account of the work performed, accompanied by an objective discussion of its significance. Underlying data should be represented accurately in the manuscript. The manuscript should contain sufficient detail and references to permit others to replicate the work. The fabrication of results and the making of fraudulent or knowingly inaccurate statements constitute unethical behavior and may be cause for rejection or retraction of a manuscript or published article.