Эмоциональная напряжённость в условиях спортивной подготовки квалифицированных спортсменов

  • Борис Петрович Яковлев Email: boris_yakovlev@mail.ru
  • Антон Владимирович Прибега Email: rokov.viktor@yandex.ru
  • Игорь Васильевич Корчмарь Email: limited888@list.ru

Abstract

Аннотация. Актуальностью исследования является теоретический анализ особенностей влияния эмоциональной напряжённости на качество и эффективность спортивной подготовки квалифицированных спортсменов.  Данная проблема является актуальной и значимой для психологии спорта, теории и методики спортивной подготовки, особенно, в спорте высших достижений, в связи  сформированностью у квалифицированных спортсменов за годы тренировок и выступлений   личностной ответственности и значимости соревновательных результатов. Особенностью спортивной деятельности является высокая эмоциональная напряженность. Многочисленные эмоциогенные факторы носят как объективный, так и субъективный характер. Ситуации предельной психической нагрузки, связанные с высоким уровнем аффективной напряженности, дезорганизуют спортивную деятельность, которая относится к сложным, психофизическим видам деятельности. Постоянное повторение стрессовых ситуаций приводит к истощению психической и нервной системы не только спортсменов, но и тренеров, эмоциональным срывам, нервно-психическим заболеваниям. В связи с этим в своем повседневном труде основные субъекты спортивной деятельности постоянно сталкивается с необходимостью управления и коррекции эмоциональными состояниями (фрустрацией, тревогой, конфликтами, психическими травмами и т.п.), что вызывает проблему поиска наиболее эффективных способов эмоциональной регуляции и саморегуляции  в напряженных ситуациях практической деятельности. Кроме того, напряженные производные ситуации (например успеха-неуспеха) рассматриваются в нашем исследовании как условие, позволяющее выявить преобладающие паттерны эмоционального поведения субъектов спортивной подготовки, так как в обычных ситуациях деятельности различия в индивидуальных свойствах и характерных состояниях человека проявляются не столь ярко. В целом, в современных научных исследованиях регулятивная роль эмоций в спортивной деятельности рассматривается достаточно объективно и широко. Однако практически отсутствуют конкретные эмпирико-экспериментальные исследования, направленные на изучение особенностей эмоциональной регуляции напряжённой мышечной  деятельности спортсмена в неблагоприятных ситуациях. Также, на сегодняшний день не получили достаточной разработки прикладные техники и программы, направленные на эмоциональную саморегуляцию деятельности тренера и спортсмена именно в сложных, напряженных ситуациях. Данные знания об уровне эмоциональной напряжённости спортсмена позволят более избирательно и рационально планировать и управлять системой подготовки спортсменов, влиять на эффективность их соревновательной деятельности, в особенности, в условиях соревновательной подготовки

Abstract.The relevance of the study is the theoretical analysis of peculiarities of the influence of emotional intensity on the quality and effectiveness of sports training of qualified athletes. This problem is actual and important for the psychology of sport, theory and methodology of sports training, especially in the sport of high achievements, due to the formation of qualified athletes after years of training and performances of personal responsibility and the importance of competitive outcomes. A feature of sporting activities is high emotional tension. Numerous emotiogenic factors are both objective and subjective. Situation limit the mental load associated with high levels of affective tension, disrupt sporting activities, which refers to a complex of psychophysical activities. The constant repetition of stressful situations leads to exhaustion of mental and nervous system not only athletes, but coaches, emotional breakdowns, nervous and mental diseases. In this regard, in his daily work, the principal actors of the sports activities constantly faced with the necessity of control and correction of emotional States (frustration, anxiety, conflict, trauma, etc.) that causes the problem of finding the most effective ways of emotional regulation and self-regulation in stressful situations practical activities. In addition, the strained derivative of the situation (e.g., success-failure) are considered in our study as a condition that allows to identify prevailing patterns of emotional behavior of subjects of sports training, since in normal situations the activities of the different individual properties and characteristic States appear not as clearly. In General, in modern scientific studies the regulatory role of emotions in sports activities is considered objectively and broadly. However, there are virtually no specific, empirical-experimental research aimed at studying the peculiarities of emotional regulation of an intensive muscular activity of the athlete in adverse situations. Also, to date, has not received sufficient development in applied techniques and programs aimed at emotional self-regulation activities of the coach and the athlete in difficult, stressful situations. The knowledge about the level of emotional intensity of the athlete will allow you to more selectively and efficiently plan and manage the training of athletes, affect the efficiency of their competitive activity, particularly in terms of competitive preparation.

 

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biographies

Борис Петрович Яковлев

доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики. Сургутский государственный университет, пр-т Ленина, 1, Сургут, 628403, Россия.  E-mail:  boris_yakovlev@mail.ru

 

 

 

 

Антон Владимирович Прибега

Aспирант кафедры педагогики. Сургутский государственный университет, пр-т Ленина, 1, Сургут, 628403, Россия. E-mail: rokov.viktor@yandex.ru

Игорь Васильевич Корчмарь
аспирант кафедры теории и методики физической культуры. Сургутский государственный университет, пр-т Ленина, 1, Сургут, 628403, Россия. E-mail: limited888@list.ru

References

Библиографический список

Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии.- 2007. - № 5. - С. 57 - 65.

Дугнист П.Я., Мильхин В.А., Головин С.М., Романова Е.В. Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций молодежи / П.Я. Дугнист, В.А. Мильхин, С.М. Головин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. - №4. – С.2-25

Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. –752 с.

Козин В.В., Рераськин А.А. Тактико-техническая подготовка молодых спортсменов с учетом ситуационной обусловленности деятельности / В.В. Козин, А.А. Рераськин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. - №4. – С. 53-61

Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 479 с.

Яковлев Б.П. Основы спортивной психологии / Москва, Изд-во «Советский спорт», 2010. – 208 с.

Яковлев Б.П., Бабушкин Г.Д. Психология физической культуры. Учебник : учебник / под ред. - Москва : Спорт, 2016. - 624 с.

Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б. П. Яковлев. - Сургут : РИО СурГПУ, 2007. - 201 с

Яковлев Б.П., Прибега А.В. Влияние психической нагрузки на личностную готовность учащихся в условиях учебной деятельности / Яковлев Б.П., Прибега А.В. // Сборник: Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки материалы XII международной научно-практической конференции. – Сургут: РИО СурГПИ, 2017. - С. 88-91.

Яковлев Б.П., Прибега А.В. Современный период развития спортивной психологии / Яковлев Б.П., Прибега А.В. // Сборник: Международный психолого-педагогический симпозиум памяти профессора Вадима Альбертовича Родионова / Сборник. – Сургут: РИО СурГПИ, 2017. - С. 201-205.

Яковлев Б.П. Эмоциональная напряженность в спортивной деятельности. Монография.- Сургут: РИО СурГПИ, 2003.- 182 с.

Яковлев, Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности : учеб. пособие / Б.П. Яковлев.- М. : Советский спорт, 2014 .- 312 с.

Яковлев Б.П., Тарасенко И.Б. Мотивация и психомоторные проявления юных спортсменов борцов в зависимости от ситуации «успеха-неуспеха» / Яковлев Б.П., Тарасенко И.Б. // Современные наукоемкие технологии.- 2017- №4.- С. 148-153.

REFERENCES

Andreeva I. N. 2007. Predposylki razvitiya emotsional'nogo intellekta. Voprosy psikhologii, 5, pp. 57 - 65.

Dugnist P.Ya., Mil'khin V.A., Golovin S.M., Romanova E.V. 2017. Zdorovyi obraz zhizni v sisteme tsennostnykh orientatsii molodezhi. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 4, pp. 2-25

Il'in E.P. 2001. Emotsii i chuvstva. SPb.: Piter, 752 p.

Kozin V.V., Reras'kin A.A. 2017. Taktiko-tekhnicheskaya podgotovka molodykh sportsmenov s uchetom situatsionnoi obuslovlennosti deyatel'nosti. Health, Physical Culture and Sports, 4, pp. 53-61

Rean A.A. 2008. Psikhologiya adaptatsii lichnosti / A.A. Rean. – SPb.:Praim-Evroznak, 479 p.

Yakovlev B.P. 2010. Osnovy sportivnoi psikhologii. Moscow, Izd-vo Sovetskii sport, 208 p.

Yakovlev B.P., Babushkin G.D. 2016. Psikhologiya fizicheskoi kul'tury. Uchebni. Moscow : Sport, 624 p.

Yakovlev B.P. 2007. Psikhicheskaya nagruzka v sporte vysshikh dostizhenii. Surgut : RIO SurGPU, 201 p.

Yakovlev B.P., Pribega A.V. 2017. Vliyanie psikhicheskoi nagruzki na lichnostnuyu gotovnost' uchashchikhsya v usloviyakh uchebnoi deyatel'nosti. Sbornik: Fundamental'naya nauka i tekhnologii - perspektivnye razrabotki materialy XII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, pp. 88-91.

Yakovlev B.P., Pribega A.V. 2017. Sovremennyi period razvitiya sportivnoi psikhologii. Sbornik: Mezhdunarodnyi psikhologo-pedagogicheskii simpozium pamyati professora Vadima Al'bertovicha Rodionova Sbornik, pp. 201-205.

Yakovlev B.P. 2003. Emotsional'naya napryazhennost' v sportivnoi deyatel'nosti. Monografiya. Surgut: RIO SurGPI, 182 p.

Yakovlev, B.P. 2014 .Motivatsiya i emotsii v sportivnoi deyatel'nosti : ucheb. posobie. Moscow: Sovetskii sport, 312 р.

Yakovlev B.P., Tarasenko I.B. 2017. Motivatsiya i psikhomotornye proyavleniya yunykh sportsmenov bortsov v zavisimosti ot situatsii «uspekha-neuspekha» . Zhurnal "Sovremennye naukoemkie tekhnologii", 4, рр. 148-153.

Published
2018-02-28
How to Cite
Яковлев Б. П., Прибега А. В., Корчмарь И. В. Эмоциональная напряжённость в условиях спортивной подготовки квалифицированных спортсменов // Health, physical culture and sports, 2018, № 1(8). P. 110-124. URL: http://hpcas.ru/article/view/3819.
Bookmark and Share