Эмоциональная напряжённость в условиях спортивной подготовки квалифицированных спортсменов
Аннотация
Аннотация. Актуальностью исследования является теоретический анализ особенностей влияния эмоциональной напряжённости на качество и эффективность спортивной подготовки квалифицированных спортсменов. Данная проблема является актуальной и значимой для психологии спорта, теории и методики спортивной подготовки, особенно, в спорте высших достижений, в связи сформированностью у квалифицированных спортсменов за годы тренировок и выступлений личностной ответственности и значимости соревновательных результатов. Особенностью спортивной деятельности является высокая эмоциональная напряженность. Многочисленные эмоциогенные факторы носят как объективный, так и субъективный характер. Ситуации предельной психической нагрузки, связанные с высоким уровнем аффективной напряженности, дезорганизуют спортивную деятельность, которая относится к сложным, психофизическим видам деятельности. Постоянное повторение стрессовых ситуаций приводит к истощению психической и нервной системы не только спортсменов, но и тренеров, эмоциональным срывам, нервно-психическим заболеваниям. В связи с этим в своем повседневном труде основные субъекты спортивной деятельности постоянно сталкивается с необходимостью управления и коррекции эмоциональными состояниями (фрустрацией, тревогой, конфликтами, психическими травмами и т.п.), что вызывает проблему поиска наиболее эффективных способов эмоциональной регуляции и саморегуляции в напряженных ситуациях практической деятельности. Кроме того, напряженные производные ситуации (например успеха-неуспеха) рассматриваются в нашем исследовании как условие, позволяющее выявить преобладающие паттерны эмоционального поведения субъектов спортивной подготовки, так как в обычных ситуациях деятельности различия в индивидуальных свойствах и характерных состояниях человека проявляются не столь ярко. В целом, в современных научных исследованиях регулятивная роль эмоций в спортивной деятельности рассматривается достаточно объективно и широко. Однако практически отсутствуют конкретные эмпирико-экспериментальные исследования, направленные на изучение особенностей эмоциональной регуляции напряжённой мышечной деятельности спортсмена в неблагоприятных ситуациях. Также, на сегодняшний день не получили достаточной разработки прикладные техники и программы, направленные на эмоциональную саморегуляцию деятельности тренера и спортсмена именно в сложных, напряженных ситуациях. Данные знания об уровне эмоциональной напряжённости спортсмена позволят более избирательно и рационально планировать и управлять системой подготовки спортсменов, влиять на эффективность их соревновательной деятельности, в особенности, в условиях соревновательной подготовки
Abstract.The relevance of the study is the theoretical analysis of peculiarities of the influence of emotional intensity on the quality and effectiveness of sports training of qualified athletes. This problem is actual and important for the psychology of sport, theory and methodology of sports training, especially in the sport of high achievements, due to the formation of qualified athletes after years of training and performances of personal responsibility and the importance of competitive outcomes. A feature of sporting activities is high emotional tension. Numerous emotiogenic factors are both objective and subjective. Situation limit the mental load associated with high levels of affective tension, disrupt sporting activities, which refers to a complex of psychophysical activities. The constant repetition of stressful situations leads to exhaustion of mental and nervous system not only athletes, but coaches, emotional breakdowns, nervous and mental diseases. In this regard, in his daily work, the principal actors of the sports activities constantly faced with the necessity of control and correction of emotional States (frustration, anxiety, conflict, trauma, etc.) that causes the problem of finding the most effective ways of emotional regulation and self-regulation in stressful situations practical activities. In addition, the strained derivative of the situation (e.g., success-failure) are considered in our study as a condition that allows to identify prevailing patterns of emotional behavior of subjects of sports training, since in normal situations the activities of the different individual properties and characteristic States appear not as clearly. In General, in modern scientific studies the regulatory role of emotions in sports activities is considered objectively and broadly. However, there are virtually no specific, empirical-experimental research aimed at studying the peculiarities of emotional regulation of an intensive muscular activity of the athlete in adverse situations. Also, to date, has not received sufficient development in applied techniques and programs aimed at emotional self-regulation activities of the coach and the athlete in difficult, stressful situations. The knowledge about the level of emotional intensity of the athlete will allow you to more selectively and efficiently plan and manage the training of athletes, affect the efficiency of their competitive activity, particularly in terms of competitive preparation.
Скачивания
Литература
Библиографический список
Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии.- 2007. - № 5. - С. 57 - 65.
Дугнист П.Я., Мильхин В.А., Головин С.М., Романова Е.В. Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций молодежи / П.Я. Дугнист, В.А. Мильхин, С.М. Головин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. - №4. – С.2-25
Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. –752 с.
Козин В.В., Рераськин А.А. Тактико-техническая подготовка молодых спортсменов с учетом ситуационной обусловленности деятельности / В.В. Козин, А.А. Рераськин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. - №4. – С. 53-61
Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 479 с.
Яковлев Б.П. Основы спортивной психологии / Москва, Изд-во «Советский спорт», 2010. – 208 с.
Яковлев Б.П., Бабушкин Г.Д. Психология физической культуры. Учебник : учебник / под ред. - Москва : Спорт, 2016. - 624 с.
Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б. П. Яковлев. - Сургут : РИО СурГПУ, 2007. - 201 с
Яковлев Б.П., Прибега А.В. Влияние психической нагрузки на личностную готовность учащихся в условиях учебной деятельности / Яковлев Б.П., Прибега А.В. // Сборник: Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки материалы XII международной научно-практической конференции. – Сургут: РИО СурГПИ, 2017. - С. 88-91.
Яковлев Б.П., Прибега А.В. Современный период развития спортивной психологии / Яковлев Б.П., Прибега А.В. // Сборник: Международный психолого-педагогический симпозиум памяти профессора Вадима Альбертовича Родионова / Сборник. – Сургут: РИО СурГПИ, 2017. - С. 201-205.
Яковлев Б.П. Эмоциональная напряженность в спортивной деятельности. Монография.- Сургут: РИО СурГПИ, 2003.- 182 с.
Яковлев, Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности : учеб. пособие / Б.П. Яковлев.- М. : Советский спорт, 2014 .- 312 с.
Яковлев Б.П., Тарасенко И.Б. Мотивация и психомоторные проявления юных спортсменов борцов в зависимости от ситуации «успеха-неуспеха» / Яковлев Б.П., Тарасенко И.Б. // Современные наукоемкие технологии.- 2017- №4.- С. 148-153.
REFERENCES
Andreeva I. N. 2007. Predposylki razvitiya emotsional'nogo intellekta. Voprosy psikhologii, 5, pp. 57 - 65.
Dugnist P.Ya., Mil'khin V.A., Golovin S.M., Romanova E.V. 2017. Zdorovyi obraz zhizni v sisteme tsennostnykh orientatsii molodezhi. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 4, pp. 2-25
Il'in E.P. 2001. Emotsii i chuvstva. SPb.: Piter, 752 p.
Kozin V.V., Reras'kin A.A. 2017. Taktiko-tekhnicheskaya podgotovka molodykh sportsmenov s uchetom situatsionnoi obuslovlennosti deyatel'nosti. Health, Physical Culture and Sports, 4, pp. 53-61
Rean A.A. 2008. Psikhologiya adaptatsii lichnosti / A.A. Rean. – SPb.:Praim-Evroznak, 479 p.
Yakovlev B.P. 2010. Osnovy sportivnoi psikhologii. Moscow, Izd-vo Sovetskii sport, 208 p.
Yakovlev B.P., Babushkin G.D. 2016. Psikhologiya fizicheskoi kul'tury. Uchebni. Moscow : Sport, 624 p.
Yakovlev B.P. 2007. Psikhicheskaya nagruzka v sporte vysshikh dostizhenii. Surgut : RIO SurGPU, 201 p.
Yakovlev B.P., Pribega A.V. 2017. Vliyanie psikhicheskoi nagruzki na lichnostnuyu gotovnost' uchashchikhsya v usloviyakh uchebnoi deyatel'nosti. Sbornik: Fundamental'naya nauka i tekhnologii - perspektivnye razrabotki materialy XII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, pp. 88-91.
Yakovlev B.P., Pribega A.V. 2017. Sovremennyi period razvitiya sportivnoi psikhologii. Sbornik: Mezhdunarodnyi psikhologo-pedagogicheskii simpozium pamyati professora Vadima Al'bertovicha Rodionova Sbornik, pp. 201-205.
Yakovlev B.P. 2003. Emotsional'naya napryazhennost' v sportivnoi deyatel'nosti. Monografiya. Surgut: RIO SurGPI, 182 p.
Yakovlev, B.P. 2014 .Motivatsiya i emotsii v sportivnoi deyatel'nosti : ucheb. posobie. Moscow: Sovetskii sport, 312 р.
Yakovlev B.P., Tarasenko I.B. 2017. Motivatsiya i psikhomotornye proyavleniya yunykh sportsmenov bortsov v zavisimosti ot situatsii «uspekha-neuspekha» . Zhurnal "Sovremennye naukoemkie tekhnologii", 4, рр. 148-153.
Copyright (c) 2018 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.