Физическая подготовленность и физическое развитие студентов вузов различного профиля
Abstract
В статье определены имеющиеся в мировой научно-методической литературе результаты ученых по составляющим проблемы исследования, а именно по показателям здоровья, физической подготовленности и физического развития студентов, рекомендациям для совершенствования физического воспитания педагогических и медицинских вузов. Выявлены характерные особенности планирования процесса физического воспитания в вузе педагогического и медицинского профиля. Среди них выделены то, что в вузе педагогического профиля в годовом плане-графике запланировано большее количество видов программного материала (лыжная подготовка, общая физическая подготовка), чем в вузе медицинского профиля. Представлены особенности двигательной активности студентов педагогических и медицинских специальностей. К ним относится то, что количество студентов, относящихся к 3 уровню (обязательные занятия по предмету «физическая культура» плюс занятия в спортивных секциях) и 4 уровню (повседневные локомоции и самостоятельные занятия физическими упражнениями) двигательной активности в вузе педагогического профиля преобладает по сравнению с вузом медицинского профиля. Охарактеризованы особенности постановки спортивно-массовой работы в вузах педагогического и медицинского профиля. К ним относится, что в вузе педагогического профиля по сравнению с медицинским отмечается большее количество спортивных секций, соответственно большее количество занимающихся в них студентов и преобладание занятых призовых мест в городской спартакиаде среди вузов г.Актобе. Показана специфика уровня физической подготовленности и физического развития студентов педагогических и медицинских специальностей. Отмечаются относительно лучшие показатели физической подготовленности и физического развития студентов вуза педагогического профиля. Обоснованы пути активизации физического воспитания студентов педагогических и медицинских специальностей. Среди них выделено то, что для вузов педагогического и медицинского профилей необходимо предусмотреть специфику их профессионально-прикладной физической подготовки, внедрить активные методы обучения (круговая тренировка), элементы дыхательной гимнастики, теоретико-практические семинары по развитию физических качеств и оптимизации физического развития студентов. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями физической культуры и студентами вузов для совершенствования соответственно своей профессиональной и самостоятельной деятельности в процессе реализации учебного процесса по предмету «физическая культура» в вузе.Downloads
References
Моисеенко С. А. Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинских вузов на основе дополнительных занятий профессионально-прикладной направленности: автореф.дис…. к.п.н.. – 13.00.04 – Хабаровск, 2006. -23 с.
Мандриков В. Б. Методология профилирования физического воспитания студентов в медицинских вузах: автореф. дис…. докт.пед.наук – 13.00.04 – Волгоград, 2002. -45 с.
Дворкина Е. М. Проектирование технологии спортивно-оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток медицинского вуза: автореф. дис…. к.п.н.. – 13.00.04 – Тула, 2013. -24 с.
Щёкин А. Ф. Способы повышения эффективности нагрузки и восстановления в физическом воспитании студентов фармацевтического вуза: автореф. дис…. к.п.н.. – 13.00.04 – Волгоград, 2006. -23 с.
Евстигнеева М. И. Формирование телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза: автореф. дис…. докт .пед. наук – 13.00.04 – Ставрополь, 2013. - 24 с.
Соколовская Н. И. Технология управления процессом организованных учебных и самостоятельных форм занятий в физкультурном образовании студентов медицинского вуза: автореф. дис…. докт .пед. наук – 13.00.04 – Смоленск, 2004. - 23 с.
Шкляр А. Л. Типологические особенности физического развития и функционального состояния студентов медицинского вуза в динамике лет обучения: автореф. дис…. к .мед. наук – 03.00.13 – Волгоград, 2006. - 24 с.
Кожевникова Н. Г. Научные основы разработки технологий оздоровления студентов медицинского вуза с учетом профиля обучения: автореф. дис…. докт .мед. наук – 14.02.01 – Москва, 2012. - 23 с.
Яворский В. М. Управление физическим состоянием студентов педагогического вуза: автореф. дис… к.п.н..13.00.04. – Хабаровск, 2009. – 23 с.
Пащенков А. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов педагогических вузов :На примере Волгоградского государственного педагогического университета: автореф. дис… к.п.н.. 13.00.04. – Волгоград, 2004. - 23с.
Егоров Д. Е. Технология поэтапного повышения уровня физической подготовленности студенток вузов гуманитарного профиля: автореф. дис… к.п.н.– 13.00.04.– Хабаровск, 2000. – 23 с.
Аверина Л.Ю. Формирование потребности в саморазвитии физического потенциала у студентов педагогических специальностей: автореф. дис…. к.п. н. – 13.00.01, 13.00.08. – Краснодар, 2004. - 24 с.
Ахметов А. М. Стимулирование мотивации физического самосовершенствования студента - будущего учителя: автореф. дис… к .п. н..– 13.00.01. – Набережные Челны, 2004. - 23 с.
Липатов В.И. Профессионально-педагогическая направленность физического воспитания студентов педагогического вуза: автореф. дис….
к.п.н. – 13.00.08. – Москва, 2004. - 24 с.
Кузнецов Ю. В. Педагогические условия совершенствования физического воспитания студентов факультетов нефизкультурного профиля педвузов: автореф. дис… к.п.н..– 13.00.08. – Москва, 2004. - 24 с.
Пащенков А. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов педагогических вузов : на примере Волгоградского государственного педагогического университета: автореф. дис… к.п.н..– 13.00.04. – Волгоград, 2004. - 23с.
Жигарёва О.Г. Педагогические пути повышения эффективности физической подготовки студентов вузов гуманитарного профиля: автореф. дис… к.п.н..– 13.00.08. – Москва, 2006. – 24 с.
Скобликова Т.В. Становление физической культуры студентов в педагогическом вузе: автореф. дис… докт.пед.наук.– 13.00.08., 13.00.04. – Курск, 2001. – 23 с.
Золотухина И.А. Развитие индивидуального стиля учебной деятельности студентов педагогического вуза средствами физической культуры: автореф. дис… к.п.н.– 13.00.08.– Барнаул, 2009. – 24 с.
Егоров Д.Е. Технология поэтапного повышения уровня физической подготовленности студенток вузов гуманитарного профиля: автореф. дис… к.п.н.– 13.00.04.– Хабаровск, 2000. – 23 с.
Tatarczuk J.; Asienkiewicz R. ; Wandycz A. (2018) Сексуальный диморфизм в физическом воспитании студентов одинакового роста Anthropologischer Anzeiger, Volume 75, No. 1, p. 1 – 8
Ilow R ., Rozanska D. , Regulska-Ilow B. Prevalence of cardiovascular disease risk factors among pharmacy students from Wroclaw Medical University (Poland). Advances in clinical and experimental medicine. Volume 26, 5, рр. 843-850 (2016)
Sibley B.A., Bergman S.M. (2016). Relationships Among Goal Contents, Exercise Motivations, Physical Activity, and Aerobic Fitness in University Physical Education Courses. Perceptual and motor skills. Volume 122, 2, рр. 678-700
Prosvirina, L.N., Kolokoltsev M. M., Kolchanova M. A. (2018)The characteristic of the engine qualities of the students of technical institute of iii functional health group (special medical group). Physical education of students. Volume 19, 1, рр. 43-49
Schenker K. (2018).Health(y) education in Health and Physical Education. Sport education and society. Volume 23, 3, рр. 229-243
Haque M., Rahman NAA, ; Majumder MAA., Rahman NIA, Haque SZ, Zulkifli Z., Lugova H.; Musa R.M., Alattraqchi A.G. (2018). Advances in human biology. Volume 8, 1, рр. 3-18.
Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте // Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.
Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности // Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
Кобяков Ю.П. Двигательная активность студентов: структура, норма, содержание // Теория и практика физической культуры . – 2004. - № 5. - С. 50-59
REFERENCES
Moiseenko S. A. (2006) Sovershenstvovanie processa fizicheskogo vospitaniya studentov medicinskix vuzov na osnove dopolnitel'ny'x zanyatij professional'no-prikladnoj napravlennosti: avtoreferat dissertatsii…. k.p.n.. – 13.00.04 – Xabarovsk, 23 p.[in Russian]
Mandrikov V. B. 2002. Metodologiya profilirovaniya fizicheskogo vospitaniya studentov v medicinskix vuzax: avtoreferat dissertatsii….– 13.00.04 – Volgograd, -45 p.[in Russian]
Dvorkina E. M. 2013. Proektirovanie texnologii sportivno-ozdorovitel'noj napravlennosti v fizicheskom vospitanii studentok medicinskogo vuza: avtoreferat dissertatsii….– 13.00.04. – Tula, 24 p.[in Russian]
Shyokin A. F. 2006. Sposoby' povy'sheniya e'ffektivnosti nagruzki i vosstanovleniya v fizicheskom vospitanii studentov farmacevticheskogo vuza: avtoreferat dissertatsii. – 13.00.04 – Volgograd, 23 p. [inRussian]
Evstigneeva M.I. Formirovanie telesno-dvigatel'noj kul'tury' studenta medicinskogo vuza: avtoreferat dissertatsii…. dokt .ped. nauk – 13.00.04 – Stavropol', 2013. - 24 p. [inRussian]
Sokolovskaya N. I. 2004. Texnologiya upravleniya processom organizovanny'x uchebny'x i samostoyatel'ny'x form zanyatij v fizkul'turnom obrazovanii studentov medicinskogo vuza: avtoreferat dissertatsii – 13.00.04 – Smolensk, 23 p. [in Russian]
Shklyar A. L. 2006. Tipologicheskie osobennosti fizicheskogo razvitiya i funkcional'nogo sostoyaniya studentov medicinskogo vuza v dinamike let obucheniya: avtoref. dis…. k .med. nauk – 03.00.13 – Volgograd, 24 p. [in Russian]
Kozhevnikova N. G. 2012. Nauchny'e osnovy' razrabotki texnologij ozdorovleniya studentov medicinskogo vuza s uchetom profilya obucheniya: avtoreferat dissertatsii…. dokt .med. nauk – 14.02.01 –
Moskva, 23 p. [inRussian]
Yavorskij V.M. 2009. Upravlenie fizicheskim sostoyaniem studentov pedagogicheskogo vuza: avtoreferat dissertatsii… k.p.n..– 13.00.04. – Xabarovsk, 23 p. [inRussian]
Pashhenkov A.V. 2004. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov pedagogicheskix vuzov :Na primere Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta: avtoreferat dissertatsii…– 13.00.04. – Volgograd,– 23p. [in Russian]
Egorov D.E. 2000. Texnologiya poe'tapnogo povy'sheniya urovnya fizicheskoj podgotovlennosti studentok vuzov gumanitarnogo profilya: avtoreferat dissertatsii…– 13.00.04.– Xabarovsk, 23 p. [in Russian]
Averina L.Yu. 2004. Formirovanie potrebnosti v samorazvitii fizicheskogo potenciala u studentov pedagogicheskix special'nostej: avtoreferat dissertatsii….– 13.00.01, 13.00.08. – Krasnodar, 24 p. [in Russian]
Axmetov A.M. 2004. Stimulirovanie motivacii fizicheskogo samosovershenstvovaniya studenta - budushhego uchitelya: avtoreferat dissertatsii– 13.00.01. – Naberezhny'e Chelny', 23 p. [in Russian]
Lipatov V.I. Professional'no-pedagogicheskaya napravlennost' fizicheskogo vospitaniya studentov pedagogicheskogo vuza: avtoreferat dissertatsii. – 13.00.08. – Moskva, 2004. 24 p. [in Russian]
Kuznecov Yu.V. 2004. Pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya fizicheskogo vospitaniya studentov fakul'tetov nefizkul'turnogo profilya pedvuzov: avtoreferat dissertatsii..– 13.00.08. – Moskva, 24 p. [inRussian]
Pashhenkov A.V. 2004. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov pedagogicheskix vuzov :Na primere Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta: avtoreferat dissertatsii.– 13.00.04. – Volgograd, 23 p. [inRussian]
Zhigaryova O.G. 2006. Pedagogicheskie puti povy'sheniya e'ffektivnosti fizicheskoj podgotovki studentov vuzov gumanitarnogo profilya: avtoreferat dissertatsii.– 13.00.08. – Moscow, 24 p. [in Russian]
Skoblikova T.V. 2001. Stanovlenie fizicheskoj kul'tury' studentov v pedagogicheskom vuze: avtoreferat dissertatsii– 13.00.08., 13.00.04. Kursk, 23 p.
Zhigaryova O.G. 2006. Pedagogical ways of increase of efficiency of physical preparation of students of high schools of a humanitarian profile: avtoreferat dissertatsii..- 13.00.08. - Moscow, 24 p. [in Russian]
Zolotuxina I.A.Razvitie individual'nogo stilya uchebnoj deyatel'nosti studentov pedagogicheskogo vuza sredstvami fizicheskoj kul'tury': avtoreferat dissertatsii..– 13.00.08.– Barnaul, 2009. – 24 p. [inRussian]
Egorov D.E. 2000. Texnologiya poe'tapnogo povy'sheniya urovnya fizicheskoj podgotovlennosti studentok vuzov gumanitarnogo profilya: avtoreferat dissertatsii..– 13.00.04. – Xabarovsk, 23 p. [in Russian]
Tatarczuk J.; Asienkiewicz R.; Wandycz A. (2018) Сексуальный диморфизм в физическом воспитании студентов одинакового роста Anthropologischer Anzeiger. Volume 75, No. 1, p. 1 – 8
Ilow R ., Rozanska D. , Regulska-Ilow B. (2016). Prevalence of cardiovascular disease risk factors among pharmacy students from Wroclaw Medical University (Poland). Advances in clinical and experimental medicine. Volume 26, 5, рр. 843-850 [In English]
Sibley B.A., Bergman S.M. (2016). Relationships Among Goal Contents, Exercise Motivations, Physical Activity, and Aerobic Fitness in University Physical Education Courses. Perceptual and motor skills. Volume 122, 2, рр. 678-700 [In English]
Prosvirina, L.N., Kolokoltsev M. M., Kolchanova M. A. (2018). The characteristic of the engine qualities of the students of technical institute of iii functional health group (special medical group). Physical education of students. Volume 19, 1, рр. 43-49 [In English]
Schenker K. (2018). Health(y) education in Health and Physical Education. Sport education and society. Volume 23, 3, рр. 229-243 [In English]
Haque M., Rahman NAA, ; Majumder MAA., Rahman NIA, Haque SZ, Zulkifli Z., Lugova H.; Musa RM., Alattraqchi AG. (2018). Advances in human biology. Volume 8, 1, рр.3-18. [In English]
Zheleznyak Yu.D., Petrov P.K. 2002. Osnovy' nauchno-metodicheskoj deyatel'nosti v fizicheskoj kul'ture i sporte /Uchebnoe posobie dlya stud. vy'ssh. ucheb. zavedenij. – Moscow: Izdatel'skij centr «Akademiya», – 264 p. [in Russian]
Landa B.X. 2006. Metodika kompleksnoj ocenki fizicheskogo razvitiya i fizicheskoj podgotovlennosti. Uchebnoe posobie. 3-e izd., ispr. i dop. – Moscow: Sovetskij sport, 208 p. [in Russian]
Kobjakov Ju.P. 2004. Dvigatelnaja aktivnost studentov: struktura, norma, soderghanie. Teorija i praktika fizisheskoi kulturi,5, 30 april, pp.50-59 [in Russian]
Copyright (c) 2018 Health, physical culture and sports
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
An author should not normally publish manuscripts describing essentially the same research in multiple journals or publication venues. Such redundant publication is generally considered to constitute unethical publishing behavior, and if discovered may result in a manuscript under consideration being rejected, or a published article being retracted.
Authors of manuscripts reporting on original research should present an accurate account of the work performed, accompanied by an objective discussion of its significance. Underlying data should be represented accurately in the manuscript. The manuscript should contain sufficient detail and references to permit others to replicate the work. The fabrication of results and the making of fraudulent or knowingly inaccurate statements constitute unethical behavior and may be cause for rejection or retraction of a manuscript or published article.