Способы формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности
Abstract
Актуальность исследования остается потребность учителей-практиков в обосновании и создании таких способов организации работы во внеурочной деятельности, которые способствовали бы формированию здорового образа жизни младших школьников, выявлен ряд противоречий, актуализирующих тему исследования и высвечивающих несоответствия между, возрастающей социальной значимостью обеспечения здоровья людей в условиях кризисного экологического, социокультурного состояния общества и увеличением числа негативных тенденций в состоянии здоровья современных школьников и социальным заказом общества на воспитание у подрастающего поколения ценностей здоровья и недостаточной разработанностью теоретико-методических основ данной проблемы в теории и практике начального школьного образования. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности и не разработанностью способов формирования здорового образа жизни младших школьников. Разработан и апробирован во внеурочной деятельности комплекс специально подобранных методов, приёмов и форм работы направленных на формирование здорового образа жизни младших школьников. Особенностью данного комплекса является то, что в ней целостно представлены организационно-педагогические формы взаимодействия педагогов и родителей, обеспечивающие эффективное воспитание ценностного отношения к здоровью у младших школьников. Выявлены принципы, обоснованы оптимальные средства воспитания ценностного отношения к здоровью у младших школьников, основанные на механизме открытия, рефлексии ценностей и принятия личностного смысла собственного здоровья. Определена динамика формирования здорового образа жизни младших школьников, подтверждающая эффективность разработанного комплекса способов формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности, также направленного и на воспитание у младших школьников ценностного отношения к своему здоровью.. Результаты исследования могут служить теоретической базой для дальнейшего решения проблемы организации взаимодействия семьи и школы как ведущего условия воспитания ценностного отношения к здоровью у младших школьников
Abstract: The relevance of a research remains need of experts teachers for justification and creation of such ways of the organization of work for extracurricular activities which would promote formation of a healthy lifestyle of younger school students, a number of the contradictions staticizing a subject of a research and highlighting discrepancies between, the increasing social importance of ensuring human health in the conditions of a crisis ecological, sociocultural state of society and increase in number of negative tendencies in the state of health of modern school students and the social order of society for education at younger generation of values of health and insufficient readiness of theoretical-methodical bases of this problem in the theory and practice of primary school education is revealed. At pupils and their parents the valuable attitude towards the health isn't created that is explained by insufficient promotion of pedagogical and medical knowledge of a healthy lifestyle. The problem of a research consists in a contradiction between need of formation of a healthy lifestyle of younger school students for extracurricular activities and not readiness of ways of formation of a healthy lifestyle of younger school students. The complex of specially picked up methods, receptions and forms of work of the younger school students directed to formation of a healthy lifestyle is developed and approved in extracurricular activities. Feature of this complex is that in it the organizational and pedagogical forms of interaction of teachers and parents providing effective education of the valuable attitude towards health at younger school students are completely presented. The principles are revealed, the optimum educational tools of the valuable attitude towards health at younger school students based on the mechanism of opening, a reflection of values and adoptions of personal sense of own health are proved. Dynamics of formation of a healthy lifestyle of younger school students confirming efficiency of the developed complex of ways of formation of the healthy lifestyle of younger school students in extracurricular activities which is also directed and on education at younger school students of the valuable attitude towards the health is defined. Results of a research can form theoretical base for a further solution of the problem of the organization of interaction of family and school as leading condition of education of the valuable attitude towards health at younger school students
Downloads
References
Алифанова Л.А. Влияние двигательной активности в процессе академического урока на здоровье и развитие школьников // Педиатрия. - 2002. - №6. - С. 37-41.
Здоровый образ жизни: социально-философские и медикобиологические проблемы. - Кишинев: Штиница, 1991.-181 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе // Начальная школа. – 1999. – № 1. – С. 41– 43.
Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.
Сергеева Б.В. Средства формирования здорового образа жизни младших школьников // Проблемы педагогики: научно-методический журнал, 2017 – № 1 (24). – С. 18–20
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие / Под. обш. ред. Н.В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 224 с.
Чечельницкая С. И. Обучение здоровью – реальный шаг к снижению заболеваемости среди детей и подростков // Завуч начальной школы, 2001. – № 6. – С. 125–128.
Щуркова Н. Е. Ценностные отношения.// Воспитание школьников, 1999. – №3. – С. 17–22.
REFERENCES
Alifanova L.A. 2002. Vliyanie dvigatel'noi aktivnosti v protsesse akademi-cheskogo uroka na zdorov'e i razvitie shkol'nikov. Pediatriya, 6, рр. 37-41.
Zdorovyi obraz zhizni: sotsial'no-filosofskie i medikobiologicheskie problemy. 1991. Kishinev: Shtinitsa, 181 р.
Zimnyaya I.A. 2004. Pedagogicheskaya psikhologiya: Uchebnik dlya vuzov. Izd. vtoroe, dop., ispr. i pererab. Moscow: Logos, 384 р.
Kolbanov V.V. 1999. Valeologicheskoe obrazovanie v nachal'noi shkole // Nachal'naya shkola, 1, рр. 41– 43.
Kuindzhi N.N. Valeologiya: Puti formirovaniya zdorov'ya shkol'nikov: Metodicheskoe posobie. Moscow: Aspekt Press, 2000. – 139 s.
Sergeeva B.V. 2017. Sredstva formirovaniya zdorovogo obraza zhizni mladshikh shkol'nikov. Problemy pedagogiki: nauchno-metodicheskii zhurnal, 1 (24), рр. 18–20
Smirnov N.K. 2003. Zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii v rabote uchitelya shkoly. Moscow: ARKTI, -272 р.
Sovremennye tekhnologii sokhraneniya i ukrepleniya zdorov'ya detei. 2005: Posobie. Pod. obsh;. red. N.V. Sokratova. Moscow: TTs Sfera, 224 р.
Chechel'nitskaya S. I. 2001. Obuchenie zdorov'yu – real'nyi shag k snizheniyu zabolevaemosti sredi detei i podrostkov. Zavuch nachal'noi shkoly, 6, рр. 125–128.
Shchurkova N. E. 1999. Tsennostnye otnosheniya. Vospitanie shkol'nikov, 3, рр. 17–22.
Copyright (c) 2018 Health, physical culture and sports
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
An author should not normally publish manuscripts describing essentially the same research in multiple journals or publication venues. Such redundant publication is generally considered to constitute unethical publishing behavior, and if discovered may result in a manuscript under consideration being rejected, or a published article being retracted.
Authors of manuscripts reporting on original research should present an accurate account of the work performed, accompanied by an objective discussion of its significance. Underlying data should be represented accurately in the manuscript. The manuscript should contain sufficient detail and references to permit others to replicate the work. The fabrication of results and the making of fraudulent or knowingly inaccurate statements constitute unethical behavior and may be cause for rejection or retraction of a manuscript or published article.