Особенности реализации программы здорового образа жизни студентов вуза физической культуры г. Челябинска
Abstract
Аннотация. Изменившиеся условия существования общества в целом и отдельного индивида в частности определяются характером психофизиологических, социальных, политических нагрузок, что может спровоцировать срыв адаптационного потенциала, а, следовательно, негативные сдвиги в состоянии здоровья. В статье обобщен теоретический материал по теме осмысления понятий «Образ жизни» и «Здоровый образ жизни». Рассматривается взаимосвязь понятий с поведенческими реакциями, а также роль условий среды и деятельность как основы здорового образа жизни, его принципов. Далее авторы рассмотрели, как программа по внедрению, пропаганде здорового образа жизни реализуется в некоторых вузах Российской Федерации: Чувашский государственный университет (г. Чебоксары); Институт экономики, управления и права (г. Казань); Астраханский государственный архитектурно-строительный университет (по теоретическим источникам). Высшее учебные заведения стремятся осуществить и реализовать данные программы в различных и отличных друг от друга формах, при этом их объединяет общая цель приобщения большей части студенчества к здоровому образу жизни. Что касается реализации программы пропаганды здорового образа жизни в вузе физической культуры г. Челябинска (Уральского государственного университета физической культуры), то она включает теоретический и практический этап, которые реализуются на кафедрах естественно-научного цикла (кафедра анатомии, кафедра физиологии) в виде тематических конференций, в структурном подразделении «Спортивный клуб», в Межвузовском центре подготовки спортивных волонтёров. Все заинтересованные структурные подразделения привлекают студентов в качестве участников, зрителей, волонтёров к участию спортивных мероприятиях городского, областного, всероссийского и международного масштабов. Анализируя реализацию программы по формированию и профилактики здорового образа жизни в условиях учебно-соревновательной и тренировочной деятельности в вузе физической культуры г. Челябинска сделан вывод о ее реализации в полном объеме, эффективность которой достигается благодаря перекресту традиционных методов (конференций, семинаров, кросс здоровья) и современных тенденций развития смежных областей.
Annotation. The changed conditions for the existence of society as a whole and for an individual in particular are determined by the nature of psychophysiological, social, political pressures, which can provoke a disruption in the adaptive potential, and, consequently, negative changes in the state of health. The article summarizes the theoretical material on the conceptualization of the concepts "Lifestyle" and "Healthy way of life". The interrelation of concepts with behavioral reactions, as well as the role of environmental conditions and activity as the basis of a healthy lifestyle, its principles are considered. Next, the authors considered how the program to introduce, promote healthy lifestyles is implemented in some universities of the Russian Federation: Chuvash State University (Cheboksary); Institute of Economics, Management and Law (Kazan); Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering (according to theoretical sources). Higher educational institutions strive to implement and implement these programs in different and different forms, while they are united by a common goal of involving the greater part of the students in a healthy lifestyle. As for the implementation of the program for the promotion of healthy lifestyles in the University of Physical Education in Chelyabinsk (Ural State University of Physical Culture), it includes a theoretical and practical stage that is realized at the departments of the natural science cycle (the Department of Anatomy, Department of Physiology) in the form of thematic conferences , in the structural division "Sports Club", in the Intercollegiate Training Center for Sports Volunteers. All interested structural units attract students as participants, spectators, volunteers to take part in sports events of the city, regional, all-Russian and international scales. Analyzing the implementation of the program for the formation and prevention of healthy lifestyles in the conditions of training, competition and training activities in the University of Physical Education in Chelyabinsk, a conclusion has been made about its full implementation, the effectiveness of which is achieved through the crossroads of traditional methods (conferences, seminars, cross health) and modern trends in the development of related areas.
Downloads
References
Библиографический список
Пилюшенко А. В. Вопросы теоретического осмысления категорий «образ жизни» и «здоровый образ жизни» // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398. С. 50-54
Петрова Т.Ю. Понятия «здоровый стиль жизни» и «здоровый образ жизни»: общее и особенное // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». 2014. № 1. С. 573-576.
Смирнова Т. Л., Никифорова В. Н., Емельянова М. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни и качестве жизни в учебных заведениях Чувашской республики // Эффективные системы менеджмента: качество, инновации, устойчивое развитие. 2016. Том 1. № 5. С. 78.
Куралева О. О., Кинжуваева С. М. Внедрение флешмобов в спортивную жизнь студентов в целях пропаганды здорового образа жизни // Потенциал интеллектуально одаренной молодежи - развитию науки и образования. 2017. С. 400-403.
Курило А. А. Здоровый образ жизни и спорт - залог нашей долгой и счастливой жизни // Science Time. 2016. № 4 (28). С. 459-461.
Звягина Е. В. Система становления ценностных ориентаций учащийся молодежи в образовательном процессе как социальная детерминанта // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность. 2016. С. 112-117.
Макунина О.А., Быков Е.В., Коломиец О.И., Якубовская И.А. Режим дня студентов в условиях сочетанного влияния умственных и физических нагрузок // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2018. Т. 17. № 1. С. 50-55.
Стрижов С.А. Здоровый образ жизни - путь к повышению качества жизни // Социология власти. 2010. № 3. С. 36-42.
Щепкина О. И., Филипова В. Н., Китаева К. А., Болучевская О. А. Здоровый образ жизни, как возможность полноценной жизни человека // Система ценностей современного общества. 2011. № 17-2. С. 196-197.
Коломиец О.И., Петрушкина Н.П., Быков Е.В. Особенности метаболических адаптационных изменений при различных физических нагрузках наука // Инновации. Технологии. 2017. № 1. С. 207-216.
Спортивный клуб ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» (официальная группа в контакте). Режим доступа: https://vk.com/sc_uralgufk (дата обращения 19.04.2018).
Отдел по внеучебной и воспитательной работе Уральского государственного университета физической культуры (официальная группа в контакте). Режим доступа: https://vk.com/uralgufkovvr (дата обращения 19.04.2018).
REFERENCES
Pilyushenko A. V. 2015. Voprosy teoreticheskogo osmysleniya kategorii «obraz zhizni» i «zdorovyi obraz zhizni». Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 398, рр. 50-54 (In Russian).
Petrova T.Yu. 2014. Ponyatiya «zdorovyi stil' zhizni» i «zdorovyi obraz zhizni»: obshchee i osobennoe. Osovskie pedagogicheskie chteniya «Obrazovanie v sovremennom mire: novoe vremya - novye resheniya», 1, рр. 573-576 (In Russian).
Smirnova T. L., Nikiforova V. N., Emel'yanova M. V. 2016. Formirovanie predstavlenii o zdorovom obraze zhizni i kachestve zhizni v uchebnykh zavedeniyakh Chuvashskoi respubliki. Effektivnye sistemy menedzhmenta: kachestvo, innovatsii, ustoichivoe razvitie. T. 1, 5, рр. 78 (In Russian).
Kuraleva O. O., Kinzhuvaeva S. M. 2017. Vnedrenie fleshmobov v sportivnuyu zhizn' studentov v tselyakh propagandy zdorovogo obraza zhizni. Potentsial intellektual'no odarennoi molodezhi - razvitiyu nauki i obrazovaniya, рр. 400-403 (In Russian).
Kurilo A. A. 2016. Zdorovyi obraz zhizni i sport - zalog nashei dolgoi i schastlivoi zhizni. Science Time, 4 (28), рр. 459-461 (In Russian).
Zvyagina E. V. 2016. Sistema stanovleniya tsennostnykh orientatsii uchashchiisya molodezhi v obrazovatel'nom protsesse kak sotsial'naya determinant. Sistema menedzhmenta kachestva v vuze: zdorov'e, obrazovannost', konkurentosposobnost', рр. 112-117 (In Russian).
Makunina O.A., Bykov E.V., Kolomiets O.I., Yakubovskaya I.A. Rezhim dnya studentov v usloviyakh sochetannogo vliyaniya umstvennykh i fizicheskikh nagruzok. 2018. Nauchno-sportivnyi vestnik Urala i Sibiri. T. 17, 1, рр. 50-55 (In Russian).
Strizhov S.A. 2010. Zdorovyi obraz zhizni - put' k povysheniyu kachestva zhizni. Sotsiologiya vlasti, 3, рр. 36-42 (In Russian).
Shchepkina O. I., Filipova V. N., Kitaeva K. A., Boluchevskaya O. A. 2011. Zdorovyi obraz zhizni, kak vozmozhnost' polnotsennoi zhizni cheloveka. Sistema tsennostei sovremennogo obshchestva, 17-2, рр. 196-197 (In Russian).
Kolomiets O.I., Petrushkina N.P., Bykov E.V. 2017. Osobennosti metabolicheskikh adaptatsionnykh izmenenii pri razlichnykh fizicheskikh nagruzkakh nauka. Innovatsii. Tekhnologii, 1, рр. 207-216 (In Russian).
Sportivnyi klub FGBOU VO «Ural'skii gosudarstvennyi universitet fizicheskoi kul'tury» (ofitsial'naya gruppa v kontakte) (In Russian). URL: https://vk.com/sc_uralgufk (Аccessed: 19.04.2018).
Otdel po vneuchebnoi i vospitatel'noi rabote Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoi kul'tury (ofitsial'naya gruppa vkontakte) (In Russian). URL: https://vk.com/ uralgufkovvr (Аccessed: 19.04.2018).
Copyright (c) 2018 Health, physical culture and sports
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
An author should not normally publish manuscripts describing essentially the same research in multiple journals or publication venues. Such redundant publication is generally considered to constitute unethical publishing behavior, and if discovered may result in a manuscript under consideration being rejected, or a published article being retracted.
Authors of manuscripts reporting on original research should present an accurate account of the work performed, accompanied by an objective discussion of its significance. Underlying data should be represented accurately in the manuscript. The manuscript should contain sufficient detail and references to permit others to replicate the work. The fabrication of results and the making of fraudulent or knowingly inaccurate statements constitute unethical behavior and may be cause for rejection or retraction of a manuscript or published article.