Психогигиеническое сопровождение адаптации студентов при межгосударственной образовательной миграции
Аннотация
В последние десятилетия интерес специалистов педагогического и психологического направлений к проблемам миграции в целом и образовательной миграции в частности значительно возрос. Особенно это касается межгосударственной образовательной миграции молодежи, что на государственном уровне имеет положительную экономическую составляющую для страны-реципиента, однако влечет за собой возникновение ряда проблем юридического, педагогического и психологического характера. В статье исследуются процессы адаптации и социализации иностранных студентов во время обучения в вузе с целью разработки методик психогигиенического сопровождения процесса адаптации для предупреждения возможных отрицательных последствий. Среди причин, которые препятствуют адекватной адаптации, выделяют разницу в мировоззрении и воспитании, этнические векторы поведенческих реакций и моральные нормы в обществе, вероисповедание, степень религиозности, языковой и социальный барьеры. В работе были использованы тестовые методики психологического исследования:
- тест на эмоциональный интеллект (тест EQ Н. Холла);
- тест Л.В. Янковского «Адаптация личности к новой социокультурной среде»;
- тест PGI (Perceived Guilt Index) «Воспринимаемый индекс вины».
Исследованы следующие виды адаптации: радикальная, гиперадаптация, гармоническая, конформистская, девиантная и социально-психологическая дезадаптация. Показано, что процесс социализации студентов-мигрантов в условия образовательной миграции осуществляется волнообразно: первый пик – девиантная адаптация начинается с момента прибытия студента в страну-реципиент и обусловлена отсутствием информации о правовом поле и обычаях, морально-этических нормах нового общества, а также языковым барьером. В этот период чрезвычайно важным является предоставление полной информации о социальном обустройстве общества, юридических и морально-этических правилах, проведение психогигиенических тренингов на родном языке студентов. Для профилактики проявления элементов девиантного или деликвентного поведения необходимо обращать внимание на исходное состояние внутренних составляющих поведенческих реакций: мотивацию и целеустремленность, уровень когнитивной переработки потоков новой информации, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции, а также готовность к социализации в новых условиях. Для профилактики проявления элементов девиантного или деликвентного поведения необходимо обращать внимание на исходное состояние внутренних составляющих поведенческих реакций: мотивацию и целеустремленность, уровень когнитивной переработки потоков новой информации, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции, а также готовность к социализации в новых условиях. В процессе дальнейшего обучения студентов-иностранцев необходимо широко использовать тьюторство и наставничество, что способствует качественному обучению и адекватной социализации
Скачивания
Литература
Ананко Л. Міграційні ризики освітнього процесу в Україні // Ефективність державного управління: зб. наук. пр. 2011. № 4. С. 33–38. URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/socgum/Edu/201127/ fail/ananko.
Константинов В.В. Стратегии поведения мигрантов в процессе их социально-психологической адаптации к новым условиям жизни // Мир науки, культуры, образования. № 2 (69). Горно-Алтайск, 2018. С. 422–425.
Назарко С. О. Освітянська міграція та її вплив на національний інтелектуальний капітал // Економіка та держава. 2014. № 6. С. 128–130.
Беспалова Т.М. Модель социально-психологической адаптации студентов в вузе // Психологическое благополучие современного человека : материалы Международной заочной науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2018. С. 280–283.
Замановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход : автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2006. 28 с.
Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. Кемерово, 2001. 234 с.
Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. Т. 1, № 3. С. 33–47.
Андрусова С.С. Кураторство как фактор успешной адаптации первокурсников // Тенденции развития науки и образования. № 38. Самара, 2018. С. 50–52.
Казанцева А.А. Тьюторское сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в вузе // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 157–161.
Никулина Т. И. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в вузе // Человек в условиях неопределенности : тезисы докл. Междунар. науч. конф. Самара, 2018. С. 197–200.
REFERENCES
Aleksanova O.E. 2018. Social'no-psihologicheskie osobennosti zhiznesposobnosti `emigrantov // Social'nye i gumanitarnye nauki na dal'nem vostoke - Habarovsk. T.15, 4. S. 99-106 (in Russian).
Ananko L. 2011. Mіgracіjnі riziki osvіtn'ogo procesu v Ukraїnі. Efektivnіst' derzhavnogo upravlіnnya: zb. nauk. pr., 4. S. 33-38. Rezhim dostupu: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/socgum/Edu/201127/ fail/ananko (in Ukraine).
Konstantinov V.V. 2018. Strategii povedeniya migrantov v processe ih social'no-psihologicheskoj adaptacii k novym usloviyam zhizni // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya -Gorno-Altajsk, 2 (69). S. 422 - 425 (in Russian).
Nazarko S. O. 2014. Osvіtyans'ka mіgracіya ta її vpliv na nacіonal'nij іntelektual'nij kapіtal. Ekonomіka ta derzhava, 6. рр. 128-130 (in Ukraine).
Bespalova T. M. 2018. Model' social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov v VUZe. Psihologicheskoe blagopoluchie sovremennogo cheloveka : mezhdunarodnaya zaochnaya nauch.-prakt konf. 11 aprelya 2018 g. tezisy dokl. Ekaterinburg. S. 280–283 (in Russian).
Zmanovskaya E.V. 2006. Psihologiya deviantnogo povedeniya: strukturno-dinamicheskij podhod: avtoref. dis. na soiskanie nauchn. stepeni dokt. psihol. nauk. Sankt-Peterburg, 28 s. (in Russian).
Klejberg Yu.A. 2001. Social'nye normy i otkloneniya. Kemerovo, 234 s. (in Russian).
Drozhzhina D.S. 2013. Izuchenie adaptacii inostrannyh studentov: diskussiya o metodologii. Universitas. Zhurnal o zhizni universitetov. T. 1, 3. рр. 33–47 (in Russian).
Andrusova S.S. 2018. Kuratorstvo, kak faktor uspeshnoj adaptacii pervokursnikov. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya.Samara, 38. S. 50–52 (in Russian).
Kazanceva A.A. 2012. T'yutorskoe soprovozhdenie processa adaptacii inostrannyh studentov v vuze. Vysshee obrazovanie v Rossii, 10. S. 157–161 (in Russian).
Nikulina T.I. 2018. Social'no-psihologicheskoe soprovozhdenie processa adaptacii studentov-pervokursnikov na nachal'nom `etape obucheniya v VUZe. Chelovek v usloviyah neopredelennosti : mezhdunar. nauch. konf., 3-5 okt. 2018 g.: tezisy dokl. Samara. S. 197–200 (in Russian).
Copyright (c) 2019 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.