ДИНАМИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Аннотация
В последнее время на фоне всеобщей гиподинамизации современного мирового сообщества происходит снижение уровня физических кондиций у большинства его представителей, в том числе и в сельской популяции. Согласно законам Ж.Б. Ламарка о биологической адаптации функциональное состояние большинства систем организма зависит непосредственно от интенсивности и напряженности двигательно-деятельностного взаимодействия индивида с окружающим биогеосоциоценозом. В связи с этим стала актуальной разработка инновационных педагогических методов диагностики физической работоспособности человека, обладающих общедоступностью, информативностью и простотой исполнения, как основы планирования, формирования и сохранения его двигательной сферы. Цель исследования: разработка и апробация инновационных методик педагогической диагностики физической работоспособности сельских жителей, являющихся субъектами образовательного пространства сельской школы. Исследование было выполнено на базе 24 учреждений общего среднего образования Брестской, Гродненской и Минской областей Республики Беларусь на контингенте 4135 сельских жителей в возрасте 6–75 лет. В основу исследования были положены общепринятые педагогические методы: педагогическое тестирование; анализ описательных статистик эмпирических показателей педагогического тестирования; теоретический анализ и синтез научно-исследовательской литературы и результатов собственных исследований. Результаты: разработана и апробирована инновационная методика педагогической диагностики динамической выносливости человека, на основе которой дана оценка функционального состояния сельского сообщества Республики Беларусь. Уровень динамической работоспособности в сельском сообществе составил у представительниц женского пола 8,45 % (один балл, или низкий уровень) и у представителей мужского пола – 6,72 % (один балл, или низкий уровень). Согласно результатам исследования инновационная методика педагогической диагностики динамической работоспособности субъектов образовательного пространства сельской школы является общедоступной, достаточно информативной и простой в исполнении, что служит основанием для ее массового применения в сфере физической культуры на базе учреждений общего среднего образования сельской местности. Анализ описательных статистик позволяет заключить, что современный сельский биогеосоциоценоз имеет различное влияние на женскую и мужскую составляющую сельского сообщества, что отражается на результатах их динамической работоспособности: значительное снижение функции основных систем организма, обеспечивающих динамическую работоспособность у девочек, девушек и женщин, и еще более выраженное снижение у мальчиков, юношей и мужчин, что является причиной регресса функции двигательно-деятельностной сферы личности сельской популяции в целом.
Скачивания
Литература
Лаврова С.В., Потолокова М.О., Василенко В.В. Паттерны движений: хореографический минимализм Анны Терезы де Кеерсмакер // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2021. Т. 72, №. 1. С. 16–25. Леонова А. Б. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2007. № 1. С. 87–103. Майер Б. О. Тайцзицюань – путь к счастью, гармонии и здоровью. Паттерны движений тайцзицюань // Традиционная медицина. Восток и Запад. 2005. №. 2. С. 36–42. Мальцев Д.Н., Векшина Е.В. Диагностическое значение пробы Руфье // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. №5 (16). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/diagnosticheskoe-znachenie-proby-rufie. Писарев Н.Е. О некоторых аспектах управления мотивацией в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2021. 21 (1). С. 24–29. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/ zosh(2021)1.03. Постуральная гигиена и гигиена движений: Физкультура. URL : https://aupam.ru/pages/fizkult/ diag_lech_poz_uria/page_53.htm . Самородская И. В. Индекс массы тела и парадокс ожирения // РМЖ. 2014. 2. С.170–178. URL: https://www.rmj.ru/articles/kardiologiya/Indeks_massy_tela_i_paradoks_oghireniya/ Снежицкий П.В. Генезис двигательной культуры личности // Восточно-Европейский научный журнал. 2021. № 7 (71), ч. 3. С. 50–57. DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.3.71. Снежицкий П.В. К вопросу о двигательной культуре личности в сельском сообществе Республики Беларусь // Мир спорта. 2020. № 2. С. 75–79. Снежицкий П.В. К вопросу о формировании двигательной культуры как основы здорового образа жизни населения Республики Беларусь в социальных и профессиональных сообществах // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры : cб. науч. тр. / гл. ред. С.Б. Репкин. Минск, 2018. С. 184–189. Снежицкий П.В. Проблема здоровьесозидающей двигательной активности личности как социально-биологический феномен в сельском сообществе // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры : cб. науч. тр. / гл. ред. С. Б. Репкин. Вып. 23. Минск, 2020. С. 352–359. Снежицкий П.В., Марчук А. Н., Снежицкая О. С. и др. Реализация Дублинских дескрипторов в физическом воспитании посредством методики индивидуализации двигательных режимов студентов в ГГАУ // Перспективы развития высшей школы : материалы IX Международной науч.-метод. конф. / редкол.: В.К. Пестис и др. Гродно, 2016. С. 240–243. Снежицкий П. В. Двигательная культура: генезис, состояние, проблемы : монография. Гродно, 2022 . 299 с. Снежицкий П. В. Двигательно-поведенческий аспект физической культуры личности в сельском сообществе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2021. Т. 24, № 4. С. 4–24. URL: http://hpcas.ru/article/view/10666. Снежицкий П.В., Городилин С. К., Григоревич В.В. Интенсивность и краткая характеристика основных видов сельскохозяйственных работ, выполняемых сельскими школьниками // Современные технологии сельскохозяйственного производства : материалы XIX Международной научно-практической конференции (Гродно, 26 апреля, 24 мая, 10 июня 2016 г.). Гродно, 2016. С. 334– 336. Снежицкий П.В. Проблемы педагогической диагностики двигательной культуры личности в сельском сообществе // Мир спорта. № 1 (90), 2023. С. 76–83. Снежицкий П.В. Влияние сельского биогеосоциоценоза на модификацию двигательной сферы школьников // Вісник Національного університету «Чернігівський колегіум» імені Т. Г. Шевченка. Серія: Педагогічні науки. 2021. Вип. 12 (168). С. 137–146.
Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. 4-е изд. М., 2020. 823 с. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание // Педагогические измерения. 2015. №1. C. 52– 59. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kriterialnoe-otsenivanie. Тихонова К.С. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь в сравнении с всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» // Прикладная спортивная наука. 2018. № 2 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ gosudarstvennyy-fizkulturno-ozdorovitelnyy-kompleks-respubliki-belarus-v-sravnenii-s-vserossiyskimfizkulturno-sportivnym . Ушакова Е.В., Наливайко Н.В., Воронцов П.Г. О понимании здоровья в медицинском, педагогическом, социальном и физкультурном аспектах // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. № 1(4). С. 18–29. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/1735 . Хозиев В. Б. Психосоматика: концепции и методы : учебное пособие. Дубна, 2019. 27 с. Чубриева С.Ю. Диагностические критерии метаболического синдрома // Российский семейный врач. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnosticheskie-kriterii-metabolicheskogosindroma Cappellini G. et al. Motor patterns in human walking and running //Journal of neurophysiology. 2006. Т. 95. №. 6. С. 3426–3437. Grasso R., Bianchi L., Lacquaniti F. Motor patterns for human gait: backward versus forward locomotion //Journal of neurophysiology. 1998. Т. 80. №. 4. С. 1868–1885. Snezhitsky P., Romanova E., Kolokoltsev M., Vorozheikin A., Smirnov S., Bolotin A., Tarasov A., Aganov S., Suldin P. Complex pedagogical diagnostics of personal motor activity // Journal of Physical Education and Sport ® (JPES) Vol. 22 (issue 11), Art 341, Р. 2681- 2687, November 2022 online ISSN: 2247 - 806X; p-ISSN: 2247 – 8051; ISSN - L = 2247 - 8051 © JPES. Wickstrom R. L. Fundamental motor patterns. 1977. Winter D. A. Biomechanical motor patterns in normal walking // Journal of motor behavior. 1983. Т. 15. №. 4. С. 302–330.
Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.