Суставная гимнастика как средство улучшения техники выполнения движений детьми с нарушением слуха
Аннотация
Рассматривается проблема коррекции нарушений в технике выполнения движений детьми с нарушениями слуха благодаря увеличению подвижности в суставах. Целевой установкой при этом было не стремление к максимально возможному увеличению объема движений в суставах, а обучению управлению движениям многозвенной биомеханической системой. Установлено, что нарушения слуховой сенсорной системы отрицательно сказываются на технике движений, которую осваивают младшие школьники на уроках физической культуры. В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста с различным типом высшей нервной деятельности. Выделение подгрупп лептосомного и эурисомного телосложения, проходило с использованием индекса Рорера. Среди школьников не было детей с сильной нервной системой. Для детей были разработаны алгоритмы с учетом особенностей телосложения и типа нервной системы. Исследование проводилось на уроках физической культуры в течение учебного года в Центре образования № 44 Череповца. Оценка двигательной подготовленности позволяет сделать заключение о ее низком уровне у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на этапе констатирующего эксперимента. Авторы анализируют результаты систематического использования одно- и многосуставных упражнений как средства становления соответствующих кинематических и динамических характеристик основных движений с учетом телосложения и типа высшей нервной деятельности. Показано, что успешность использования суставной гимнастики обеспечивается благодаря использованию двух не связанных между собой конституциональных признаков. На этапе контрольного эксперимента выявлено улучшение техники выполнения прыжка, гладкого и челночного бега у детей во всех типологических группах. Нормативный характер выполнения основных движений достигнут при сохранении отдельных отклонений, не искажающих технику их выполнения. Не удалось устранить рассогласование движений при выполнении сложного двигательного акта, сохранились трудности быстрого переключения движений, изменения направления, дифференцирования движений. Перспективным представляется включение большего количества кинезиологических упражнений в суставную гимнастику с целью развития сложных координационных навыков и межполушарного взаимодействия у детей с нарушениями слуха
Скачивания
Литература
Исмаилова А.С., Менхин А.В., Новикова Л.А. Динамика подвижности в суставах спортсменок в художественной гимнастике в процессе многолетней подготовки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 2. С. 44–46.
Кударинова А.С., Садвакасова Н.А., Ашимханова Г.С., Тебенова К.С., Туганбекова К.М. Использование комплексной системы упражнений при формировании осанки детей с ограниченными возможностями //Успехи современного естествознания. 2015. № 9–1. С. 57–59.
Bukva G., Vrgoč D.M., Madić Sporiš G., Trajković N. Correlation between hypermobility score and injury rate in artistic gymnastics // J. Sports Med. Phys. Fitness B. 2019; 59. P. 330–334.
Перемазова Р.Г., Воргова Л.В. Влияние упражнений по методике суставной психодвигательной гимнастики на состояние кровоснабжения головного мозга у лиц пожилого возраста // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2013. Т. 13. № 4. С. 33–37.
Сонькин В.Д., Левушкин С.П. Принцип природосообразности в физическом воспитании детей и подростков // Фундаментальные и прикладные исследования физической культуры, спорта, олимпизма: традиции и инновации ГЦОЛИФК 1918–2017. М., 2017. С. 155–167.
Воробьев В.Ф. Специфика дифференциации физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. Т. 10,№ 4. С. 36–46.
Полетаева В.А., Воробьев В.Ф. Учёт конституциональных особенностей младших школьников с нарушениями слуха в практике физического воспитания // Олимпизм, олимпийское движение, олимпийские игры (история и современность) : материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXVIII Всеуральской Олимпийской научной сессии молодых ученых и студентов. Сургут, 2016. С. 189–192.
Воробьев В.Ф. Оценка физического развития и физической подготовленности подгрупп девочек 11 лет, различающихся по значениям индекса Рорера // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 4. С. 19–21.
Левушкин, С. П. Сенситивные периоды в развитии физических качеств школьников 7–17 лет с разными типами телосложения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 6. С. 1–5.
Криволапчук И.А. Кондиционные двигательные способности и неспецифическая реактивность детей младшего школьного возраста на различные виды нагрузок // Новые исследования. 2008. № 4 (17). С. 39–51.
Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Герасимова А.А., Герасимов М.М. Недельный объем физической нагрузки как фактор, определяющий изменения физического состояния детей 5–6 лет // Новые исследования. 2018. № 2 (55). С. 102–108.
Gentil P., Fisher J., Steele J. A Review of the Acute Effects and Long-Term Adaptations of Single- and Multi-Joint Exercises during Resistance Training. Sports Med. 2017; May; 47(5). P. 843–855.
Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Мышъяков В.В., Герасимова А.А. Типологическая характеристика физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников 6–7 лет // Новые исследования. 2017. № 2 (51). С. 54–63.
Томилова Т.И., Чуракова М.Д., Афанасенкова Н.В. Динамика физических качеств у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе физической реабилитации // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 198.
REFERENCES
Kox L. S., Kuijer P. P. F.M., Thijssen D. A.J. et al. 2018. Health Effects of Wrist-Loading Sports During Youth: A Systematic Literature Review /. J. of Phys. Activity and Health. 15:9, P. 708–720 (in English).
Ismailova, A.S. Menhin A.V., Novikova L.A. 2012. Dinamika podvizhnosti v sustavah sportsmenok v hudozhestvennoj gimnastike v processe mnogoletnej podgotovki. Physical education: education, training. № 2. S. 44–46 (in Russian).
Kudarinova A.S., Sadvakasova N.A., Ashimhanova G.S., Tebenova K.S., Tuganbekova K.M. 2015. Ispol'zovanie kompleksnoj sistemy uprazhnenij pri formirovanii osanki detej s ogranichennymi vozmozhnostjami. Advances in current natural sciences. № 9-1. S. 57–59 (in Russian).
Bukva B., Vrgoč G., Madić D.M., Sporiš G., Trajković N. 2019. Correlation between hypermobility score and injury rate in artistic gymnastics / J. Sports Med. Phys. Fitness; 59: pp. 330–334 (in English).
Peremazova R.G., Vorgova L.V. 2013. Vlijanie uprazhnenij po metodike sustavnoj psihodvigatel'noj gimnastiki na sostojanie krovosnabzhenija golovnogo mozga u lic pozhilogo vozrasta. Bulletin of the south ural state university. Series: Education, health, physical culture. V. 13, № 4. S. 33–37 (in Russian).
Son'kin V.D., Levushkin S.P. 2017. Princip prirodosoobraznosti v fizicheskom vospitanii detej i podrostkov. Fundamental'nye i prikladnye issledovanija fizicheskoj kul'tury, sporta, olimpizma: tradicii i innovacii GCOLIFK 1918-2017. S. 155-167 (in Russian).
Vorobjov V.F. 2015. Specifika differenciacii fizicheskogo vospitanija detej s otklonenijami v sostojanii zdorov'ja. The Russian Journal of Physical Education and Sport. V. 10, № 4. S. 36–46 (in Russian).
Poletaeva V.A., Vorobjov V.F. 2016. Uchjot konstitucional'nyh osobennostej mladshih shkol'nikov s narushenijami sluha v praktike fizicheskogo vospitanija. Olimpizm, olimpijskoe dvizhenie, olimpijskie igry (istorija i sovremennost'): sbornik statej i materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii v ramkah XXVIII Vseural'skoj Olimpijskoj nauchnoj sessii molodyh uchenyh i studentov. Surgut. S. 189-192 (in Russian).
Vorobjov V.F. 2008. Ocenka fizicheskogo razvitija i fizicheskoj podgotovlennosti podgrupp devochek 11 let, razlichajushhihsja po znachenijam indeksa Rorera. Physical education: education, training. № 4. S. 19-21 (in Russian).
Levushkin S. P. 2006. Sensitivnye periody v razvitii fizicheskih kachestv shkol'nikov 7–17 let s raznymi tipami teloslozhenija. Physical education: education, training. № 6. S. 1–5 (in Russian).
Krivolapchuk I.A. 2008. Kondicionnye dvigatel'nye sposobnosti i nespecificheskaja reaktivnost' detej mladshego shkol'nogo vozrasta na razlichnye vidy nagruzok. New research. № 4 (17). S. 39–51 (in Russian).
Krivolapchuk I.A., Chernova M.B., Gerasimova A.A., Gerasimov M.M. 2018. Nedel'nyj ob'em fizicheskoj nagruzki kak faktor, opredeljajushhij izmenenija fizicheskogo sostojanija detej 5-6 let. New research. №2 (55). S. 102–108 (in Russian).
Gentil P., Fisher J., Steele J. A 2017. Review of the Acute Effects and Long-Term Adaptations of Single- and Multi-Joint Exercises during Resistance Training. Sports Med. May; 47(5), pp. 843–855.
Krivolapchuk I.A., Chernova M.B., Myshjakov V.V., Gerasimova A.A. 2017. Tipologicheskaja harakteristika fizicheskoj rabotosposobnosti i dvigatel'noj podgotovlennosti shkol'nikov 6–7 let. New research. №2 (51). S. 54–63 (in Russian).
Tomilova T.I. Churakova M.D., Afanasenkova N.V. 2018. Dinamika fizicheskih kachestv u detej mladshego shkol'nogo vozrasta s narusheniem sluha v processe fizicheskoj reabilitacii. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. № 5. S. 198 (in Russian).
Copyright (c) 2019 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.