ЛУНГИТУДИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье рассматриваются умственная работоспособность студентов 2–3 курсов географического факультета Белорусского государственного университета в лунгитудинальном периоде. Студенческий день насыщен внушительными интеллектуальными и эмоциональными и стрессовыми перегрузками – все это без исключения способно стать фактором утомления, которое накапливается и становится умственной усталостью. Многочисленные исследования по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производственной деятельности свидетельствуют, что параметры умственной работоспособности прямо зависят от уровня общей и специальной физической подготовленности.
Всякая динамика работоспособности характеризуется комбинацией трех базовых фаз: фазы врабатывания, фазы устойчивой работоспособности, фазы падения работоспособности. При обычной продолжительности обучения в 7–8 часов (с перерывом на обед посередине) динамику работоспособности можно представить примерно в следующем виде: дообеденный период смены начинается с фазы врабатывания, продолжается фазой устойчивой работоспособности, а заканчивается, соответственно, падением работоспособности наблюдалось к концу дня. Данные получены путем применения компьютерного тестирования «Автоматизированная система оценки уровня умственной работоспособности», разработанного Куликовым В.А. Исследование проводилось в 2017, 2018 и 2019 годах. Научно доказано о фазах работоспособности и их суточная динамика. У большинства людей и подростков, активность физиологических систем повышается от момента утреннего пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 часами, это выявлено и в наших исследованиях. А затем, следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 часам. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работоспособности. Проанализировав результаты исследования, был сделан вывод, что умственная работоспособность действительно имеет ритмичный характер. Рассмотренные данные позволяют говорить нам о том, что на умственную работоспособность влияют и приобщение к вредным привычкам, и стрессовые ситуации, и недостаток, и избыток сна
Скачивания
Литература
Барсов С. Внутренние часы организма / С. Барсов // Будь здоров. – 2000. – №4. – С.68–72
Жук Э. И. Моторная зрелость, физическая подготовленность и успеваемость младших школьников / Э.И. Жук // Гигиена и санитария.–1980, – №11.–С.8 –12.
Духовно-физическое воспитание личности в образовательном пространстве физической культуры : монография / авт. кол. : О.Е. Афтимичук, Е.Е. Заколодная, В.Н. Мазин и др. ; под общ. ред. Т.Т. Ротерс; Гос. Учрежд., «Луган. нац. Ун-т имени Тараса Шевченко». – Луганск : Изд-во ГУ «ЛНУ имени Тараса Шевченко, 2013. – 388 с.
Ковальзон В.М. Основы сомнологии. Физиология и нейрохимия цикла бодрствование-сон.М.: «Бином, : Лаборатория знаний», 2011. – 100 с.
Савко Э. И. Здоровый образ жизни студенческой молодежи / Э. И. Савко // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. –№ 3(10) (2018) ISSN 2414–0244 Барнаул, 2018 – C 23–42.
Савко, Э. И. Отношение студентов географического факультета к здоровому образу жизни / Э.И. Савко, В.В. Харук, М.Б. Мазуро // Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов вузов [Электронный ресурс] : материалы междунар. науч.-практ. конф., Респ. Беларусь, Минск, 1–2 нояб. 2018 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В. А. Коледа (гл. ред.) [ и др.]. – Минск : БГУ, 2018. – С. 230–235.
Савко, Э. И. Основы здорового образа жизни студентов / Э. И. Савко // Оздоровительная физическая культура молодежи: актуальные проблемы и перспективы : материалы III Междунар. науч. – практ. конф. (Минск , 12 – 13 апр. 2018 г.). / под ред. : Е. С. Ванда. – Минск : БГМУ , 2018: в 2 ч., ч. 1 – С. 285–290.
Симонов П. Познай себя: высшая нервная деятельность человека, его работоспособность и здоровье // Коммунист. – 1986. – №15. – С.74–81.
Смагина А. А. Анализ и изучение факторов, влияющих на умственную работоспособность студентов. А. А. Смагина. Здоровье современного человека: материалы IV межд. студ. науч.- практ. конф (г. Донецк, 20 апреля, 2018 г.) / под ред. Л.А.Деминской; ДИФКС. – Донецк, 2018. –С. 361 –367 с. http://kpfu.ru/staff_files/F495578781/550.pdf [ Интернет-ресурс].
Copyright (c) 2019 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.