ЗДОРОВЬЕ И СИЛА: ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Автор обращается к рассмотрению такой составляющей здоровье, как сила, подмечая, что жёсткой привязки между силой и здоровьем не существует, как не существует жёсткой привязки между силой и векторами культуротворчества, добра. ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ является выявление нравственно-значимых аспектов силы. Поскольку понятие «сила» ещё не вошло в число этических терминов, отражённых в отечественной справочно-философской литературе (конкретно – в изданиях «Словарь по этике»; «Этика: Энциклопедический словарь»), автор предпринимает самостоятельный анализ основных компонентов силы, таких как субъект-носитель силы, конкретная сила, контекст, в котором сила проявляется, переживание, осмысление, осуществление силы, результат, отношение к результату. МАТЕРИАЛОМ ДИСКУРСА выступают народная мудрость, отражённая в пословицах разных народов о силе, а также разноракурсные историко-философские тексты. Авторитетным и продуктивным для выстраиваемого дискурса оказываются, в частности, наследие таких мыслителей, как Аристотель, Паскаль, Кант, Достоевский, Франкл. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ – этический анализ. На основании краткого рассмотрения выделенных ключевых компонентов силы удаётся обозначить ведущие нравственно-значимые характеристики силы. Для субъекта-носителя силы (будь то индивид или общность) важны СВОБОДА, ДОСТОИНСТВО, ВОЛЯ. Для конкретной силы (которая может направляться или на действие, или на избегание напряжений) – НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР и СОВЕСТЬ. Контекст, в котором сила проявляется, характеризуется прежде всего НРАВСТВЕННОЙ ОЦЕНКОЙ, ЗАКАЛКОЙ, КРЕПОСТЬЮ ДУХА. Переживаниям субъекта по поводу наличия / отсутствия, разнообразных проявлений силы должна быть присуща КУЛЬТУРА ЧУВСТВ. Осмыслению – ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ПРОИСХОДЯЩЕГО и САМООЦЕНКА. Осуществлению силы – НРАВСТВЕННАЯ МЕРА, ВЗАИМОУВАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ. Наиболее значимые этически характеристики результата – СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЛАД, ПРИЗВАНИЕ, СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Наконец, в отношении субъекта к результату проявляются САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ и КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВО. Результаты рассуждений предстают как многомерная нравственно-значимая матрица силы. ВЫВОДЫ: рассмотренная обобщённая ситуация проявления силы может способствовать коллективному осмыслению векторов и механизмов человеческой культуры.
Скачивания
Литература
Армянский фольклор. – М.: Наука, 1979. – 375с.
Афганские народные пословицы и поговорки. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. – 66с.
Афоризмы // https://www.aphorism.ru/comments/2gp21t9wm4.html – обращение 13.2.22
Воробьёв В. Медвежья история // «АиФ», № 26, 1998.
Высказывания знаменитых людей. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. – 470 c.
Гальего Рубен Давид Гонсалес. Белое на чёрном. – СПб. – Москва: Лимбус-Пресс, 2005. – 221с.
Гварджаладзе И.С., Мчедлишвили Д.И. Английские пословицы и поговорки. – М.: Высшая школа, 1971. – 77с.
Граф А.Е. Словарь немецких и русских пословиц. – СПб.: Лань, 1997. – 287с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т.4. – М.: Гос. издательство иностранных и национальных словарей, 1956. – 683с.
Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // https://ilibrary.ru/text/1199/p.36/index.html – обращение 13.2.22
Древнеиндийские афоризмы. – М.: Наука, 1966. – 96с.
Иоанн Златоуст, Святитель. Слава Богу за всё: Сб. писем. – М.: Издание Сретенского монастыря, 2005. – 350с.
Кант И. Критика способности суждения. – М.: Искусство, 1994. – 367с.
Кант И. Лекции по этике. – М. : Республика, 2005. – 431с.
Корейские народные изречения. На корейском и русском языках. – М.: Главная редакция восточной литературы, 1982. – 359с.
Курдские пословицы и поговорки. – М.: Главная редакция восточной литературы, 1972. – 456.
Курилов С. Один в океане: история побега. – М.: Время, 2015. – 233с.
Малкин Г. Живым из жизни не уйти. – М.: ООО «Гамма-С.А.» ООО «Гамма Пресс 2000», 2000. – 319с.
Монгольские народные пословицы и поговорки. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. – 86с.
Панибратов В.Н. Закон и муза: Избранное (Философия. Поэтика. Поэзия) – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 399с.
Паскаль Б. Мысли. – Москва: «REFL- book», 1994. – 523с.
Пословицы абхазского народа. – Сухуми: АГУ, 1994. – 74с.
Пословицы народов мира. – СПб.: Изд-во «Глосса», 1995. – 159 с.
Сад камней: Мудрость Китая и Японии. – СПб.: Паритет, 2005. – 318 с.
Сициньский А. Замечания по поводу понятия «потребности» // Проблемы формирования социогенных потребностей. – Тбилиси: Мецниереба, 1981. – С.67-71.
Сказки, пословицы и песни лужицких сербов. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. – 159с.
Словарь по этике. – М.: Политиздат, 1989. – 448с.
Словарь русского языка: В четырёх томах. Т.4. – М.: Русский язык, 1984. – 792с.
Собрание мыслей Достоевского. – М.: Звонница – МГ, 2003. – 621с.
Современная отечественная афористика. – М.: Изд-во АСТ, 2002. – 541с.
Твардовский А.Т. Что нужно, чтобы жить с умом? // https://stihi-russkih-poetov.ru/poems/aleksandr-trifonovich-tvardovskiy-chto-nuzhno%2C-chtoby-zhit-s-umom%3F – обращение 13.2.22
Толковый Словарь Русского Языка // https://www.vedu.ru/expdic/31729/ – обращение 13.2.22
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 367с.
Чакалов И.В. Пословицы и поговорки цалкинских (триалетских) греков. – Салоники: Эродиос, 1997. – 216с.
Этика: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001. – 669с.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.