СИНДРОМ ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТИ В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
Аннотация
В связи с повышенными требованиями к личности спортсменов высокого класса спорт высших достижений часто определяют как экстремальный вид деятельности. Экстремальность в спорте высших достижений обусловлена объективными факторами: большие физические и эмоциональные нагрузки, ограничения, свойственные тренировочному периоду, опасные ситуации, жесткие условия отбора в команду и предсоревновательной подготовки, а также высокая конкуренция, характерная для любого вида спорта. Все это, как правило, может привести спортсменов к различным эмоциональным нарушениям, в том числе к эмоциональному выгоранию и синдрому перетренированности. Не смотря на широкий интерес к психологии спорта, отмечается недостаток исследований, направленных на изучение эмоциональных особенностей спортсменов высокого класса. Так же мало изучена проблема психологической подготовки спортсменов к соревновательным выступлениям. В связи с этим, целью исследования является, изучение синдрома перетренированности в спорте высших достижений. Так какпренебрегая рекомендациями относительно этапов тренировок и не учитывая особенности возникновения стресса у спортсмена, возрастает риск развития различных эмоциональных и физических нарушений, что вследствие может привести к раннему завершению спортивной карьеры и долгосрочной комплексной реабилитации. Изучение эмоционального состояния спортсменов проводилось с помощью следующих методов сбора эмпирических данных: Госпитальная шкала депрессии и тревоги (HADS), Самооценка психических состояний (Г. Айзенк), Методика определения доминирующего состояния: краткий вариант (Л.В. Куликов). Математико-статистические методы обработки данных: U-критерий Манна-Уитни, Критерий Краскела-Уоллиса. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных «SPSS» 23.
Скачивания
Литература
Андриянова Е. Ю. Спортивная медицина. М.: Юрайт, 2023.
Бабушкин Г. Д. Психолого-педагогические особенности подготовки спортсменов к соревновательной деятельности. Учебное пособие для вузов, 3-е изд. М.: Лань, 2023.
Бермудек А. Т., Сурков Х.Н. Формы и функции самоконтроля спортсменов в соревновательной деятельности // Практическая психология в спорте: Тез. докл. Москва, 2010.
Бреслав Г. М. Психология эмоций: учебное пособие. 4-е изд., перераб. М. : Смысл. 2016.
Ворожейкин, А. В. Состояние и перспективные направления научных исследований по виду спорта "Рукопашный бой" на основе анализа научно-методической литературы / А. В. Ворожейкин, П. И. Тюпа, А. П. Волков // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2020. – № 1(17). – С. 133-146.
Ильин Е. П. Психология спорта. Санкт-Петербург : Питер, 2010.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. Санкт – Петербург : Питер, 2001. ISBN 978-5-4237-0059-1
Киселев Л. В. Системный подход к оценке адаптации в спорте. Красноярск : Красноярский университет, 2012.
Кочеткова А. И., Кочетков П. Н. Психологические механизмы командообразования. — М.: Юрайт. 2024.
Ловягина А. Е., Ильина Н. Л., Медников С. В. Психология физической культуры и спорта. — М.: Юрайт. 2023.
Немов Р. С. Общая психология. Познавательные процессы и психические состояния. — М.: Юрайт. 2024.
Немов Р. С. Психология. — М.: Юрайт. 2024. C. 15-30.
Никитушкин В. Г., Чесноков Н. Н., Чернышева Е. Н. Оздоровительные технологии в системе физического воспитания. М.: Юрайт, 2023.
Смоленский А.В., Беличенко О.И., Тарасов А.В. Заболевания спортсменов. Учебник. М.: Спорт, 2020.
Собольников В. В. Психология профессиональной деятельности в экстремальных условиях. — М.: Юрайт. 2024.
Соколовская С. В. Психология физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. М.: Лань, 2023
Яковлев Б. П. Психолого-педагогические особенности подготовки спортсменов к соревновательной деятельности. УчебноепособиедляСПО. М.: Лань, 2023. ISBN: 978-5-50748252-8
Alves N. R., Pena Costa L. O., Samulski D. M. Monitoring and prevention overtraining in athletes // Rev Bras Medical Esporte. 2006. 12 (5).
Cardiac diagnostics of student-athletes by the HRV method / I. Bocharin, M. Guryanov, M. Kolokoltsev [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2021. – Vol. 21, No. 6. – P. 34963503. – DOI 10.7752/jpes.2021.06473.
Decroix L, Piacentini M. F., Rietjens G., Meeusen R. Monitoring Physical and Cognitive Overload During a Training Camp in Professional Female Cyclists // Int J Sports Physiol Perform. 2016 Oct; 11 (7).
Effect of carbohydrate intake on endogenous hormones: Anabolic and catabolic orientation content of highly qualified sportsmen–combat athletes / А. Gryaznykh, M. Butakova, L. Grebenyuk [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2021. – Vol. 21, No. 3. – P. 1421-1428. – DOI 10.7752/jpes.2021.03181.
Enhancing physical and functional fitness through the integration of health fitness elements in young gymnasts / E. V. Romanova, A. V. Vorozheikin, O. V. Bayankin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 10. – P. 2685-2691. – DOI 10.7752/jpes.2023.10307.
Hohl R., Ferraresso R. L., De Oliveira R. B., et al. Development and characterization of an overtraining animal model // Med Sci Sports Exerc. 2009 May. 41 (5). 1155-63.
Jordalen G., Lemyre P. N., Durand-Bush N. Exhaustion Experiences in Junior Athletes: The Importance of Motivation and Self-Control Competencies // Front Psychol. 2016 Nov 24.7. 1867.
Media project to improve digital competencies of sports coaches / N. Mischenko, M. Kolokoltsev, A. Vorozheikin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2021. – Vol. 21, No. 6. – P. 3527-3533. – DOI 10.7752/jpes.2021.06477.
Meeusen R., Duclos M., Foster F. C., et al. Prevention, diagnosis and treatment of the overtraining syndrome: Joint consensus statement of the European College of Sport Science (ECSS) and the American College of Sports Medicine (ACSM) // European Journal of Sport Science. 2013. 13(1). 1-24. DOI:10.1080/17461391.2012.730061
The use of "COMBI" training method for developing technical competence in 7-8-year-old football players / P. Kryzhevsky, N. Mischenko, M. Kolokoltsev [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2022. – Vol. 22, No. 1. – P. 153-159. – DOI 10.7752/jpes.2022.01019.
Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.