СПЕЦИФИКА МЕТОДИКИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация
Введение. Как известно, для детей, имеющих заболевания с расстройствами аутистического спектра, одним из направлений работы является подготовка их ко взрослой жизни. Как показывает практика, в обществе имеется проблема между формированием необходимых навыков бытовой деятельности у детей с расстройством аутистического спектра и недостаточностью эффективных методик воздействия коррекционного характера на таких детей.
Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать методику адаптивного физического воспитания детей 7-9 лет с расстройством аутистического спектра, основывающуюся на дифференцированном внедрении адаптивного плавания, физических упражнений общеразвивающего и оздоровительного направления в условиях нейрокоррекционного центра «Еркемай».
Материал и методы исследования. Исследование реализовывалось на протяжении 2023-2024 учебного года. Первый этап был связан с анализом научно-методической литературы по проблеме исследования. На втором этапе нашего исследования нами определялись особенности физического развития и двигательной подготовленности детей. На третьем этапе нашего исследования посредством метода педагогического экперимента внедрялась методика совершенствования адаптивного физического воспитания детей 7-9 лет с расстройством аутистического спектра.
В работе получены следующие результаты. По сравнению со школьниками общеобразовательной школы у детей 7-9 лет с РАС отмечались более пониженные величины показателей жизненной емкости легких, окружности грудной клетки, экскурсии грудной клетки, силы кисти правой и левой руки. Дети 7-9 лет с РАС имели относительно пониженные величины показателей количества шагов в беге на месте за 5 сек; прыжка в длину с места; броска набивного мяча, статического равновесия на левой ноге. Методика адаптивного физического воспитания детей 7-9 лет с РАС включает в себя реализацию элементов плавания и физических упражнений оздоровительного характера, ориентированных на коррекцию недостатков в физическом развитии и двигательной подготовленности детей. Доказана эффективность разработанной нами технологии адаптивного физического воспитания детей 7-9 лет с РАС.
Скачивания
Литература
Бавыкина И.А. Особенности физического развития и уровня нутриентов у детей с расстройствами аутистического спектра// Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. – 2019 https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-fizicheskogo-razvitiya-i-urovnya-nutrientov-u-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra
Климова В.К., Пахомова Л.Э., Петренко О.В.Физическая подготовка детей с расстройствами аутистического спектра с применением батута / [и др.] // Теория и практика физической культуры-2019.- №8.- С.60-62.
http://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/35276
Кошлякова, Е. В. Основные методы диагностики аутизма у детей дошкольного возраста / Е. В. Кошлякова// Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75766/ (дата обращения: 26.05.2024).
Мартынова О. Г. Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 337-342. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38777/ (дата обращения: 26.05.2024).
Михирева Д. Е., Дмитриевских Л.С. Метод ABA-терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра// Вестник Курганского государственного университета. – 2018
https://cyberleninka.ru/article/n/metod-aba-terapii-v-rabote-s-detmi-s-rasstroystvamiautisticheskogo-spektra
Парфенова Л.А. Специфика методики физической культуры лиц с расстройствами аутистического спектра. – Казань. – 2023. https://minsport.tatarstan.ru/file/pub/pub_3975421.pdf
Пагиев В.Б. Специфика занятий по физической культуре для детей с расстройствами аутистического спектра //https://scipress.ru/pedagogy/articles/spetsifika-zanyatij-po-fizicheskoj-kulture-dlya-detej-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra.html
Пономарев А. Б., Пикулева Э. А. Методология научных исследований//Учебное пособие: Пермский национальный исследовательский политехнический университет. – 2014. – 186 с. https://e.lanbook.com/book/160596
Плаксунова Л.В. Исследование физического развития и двигательных способностей учащихся с расстройствами аутистического спектра// Аутизм и нарушения развития. - 2014. - Том 12. - № 1. - С. 26–32. https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2014_n1/68279
Семенова Г.В. Современные формы, приемы и методы работы сдетьми с расстройствами аутистического спектра https://kiro-karelia.ru/activity/journal/nomera/sovremennye-formy-priemy-i-metody-raboty-s-detmi-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra
Соловьева М.В. Диагностика физического развития и подготовленности детей с расстройствами аутистического спектра// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 12 (190). – С. 237-241. https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-fizicheskogo-razvitiya-i-podgotovlennosti-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra
Соловьева М.В., Давыдов Д.В. Технология организации занятий адаптивной физкультурой для детей с РАС «Аут Фитнес»// Аутизм и нарушения развития 2022. Том20.-№4.-С.17–25 https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2022_n4/Solovieva_Davydov
Соловьева М. В., Мельникова Н. Ю. Организация физического воспитания младших школьников с расстройствами аутистического спектра// Вестник спортивной науки. – 2021 https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-fizicheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra
Смирнова Н.О., Кузнецов Д.С. Физкультурно-оздоровительная деятельность с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра// Наука и реальность/Science & Reality. – 2023 https://cyberleninka.ru/article/n/fizkulturno-ozdorovitelnaya-deyatelnost-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra
Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Хаустова И.М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования //Практика управления ДОУ. – 2014. – №1. – с. 32–50. (РАС).https://stupeni22.ru/files/proekt/supervisiy1/protocol-obsledovaniy.pdf
Шакирова А.В. Аутизм и спорт. Методика обучения фигурному катанию на коньках как средство реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра https://mybook.ru/author/a-shakirova/autizm-i-sport-metodika-obucheniya-figurnomu-katan/read
Additional physical training for children over five years old / N. Mischenko, M. Kolokoltsev, E. Romanova [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2021. – Vol. 21, No. 3. – P. 1444-1454. – DOI 10.7752/jpes.2021.03184.
Zhao P., Chen K., Zhu G., Li H., Hu J., Huang L., Liu X., Guo L. Effects of aquatic exercise intervention on executive function and brain-derived neurotrophic factor of children with autism spectrum disorder//Research in Developmental Disabilities. Volume 150, July 2024, 104759
Phoebe O. Morris 1, Edward Hope, John P. Mills The non-fitness-related benefits of exergames for young individuals diagnosed with autism spectrum disorder: A systematic review// Research in Autism Spectrum Disorders. - Volume 94, June 2022, 101953
Robin L. Gabriels a b, John A. Agnew a b, Katherine D. Holt b, Amy Shoffner c, Pan Zhaoxing a b, Selga Ruzzano b, Gerald H. Clayton a b, Gary Mesibov d Pilot study measuring the effects of therapeutic horseback riding on school-age children and adolescents with autism spectrum disorders// Research in Autism Spectrum Disorders. -Volume 6, Issue 2, April–June 2012, Pages 578-588
Morris O., Hope E., P. Mills J. The non-fitness-related benefits of exergames for young individuals diagnosed with autism spectrum disorder: A systematic review// Research in Autism Spectrum Disorders. - Volume 94, June 2022, 101953
Chien-Yu Pan a, Chia-Liang Tsai b, Chia-Hua Chu a, Kai-Wen Hsieh b Physical activity and self-determined motivation of adolescents with and without autism spectrum disorders in inclusive physical education// Research in Autism Spectrum Disorders. - Volume 5, Issue 2, April–June 2011, Pages 733-741
Complex pedagogical diagnostics of personal motor activity / P. V. Snezhitsky, E. Romanova, M. Kolokoltsev [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2022. – Vol. 22, No. 11. – P. 2681-2687. – DOI 10.7752/jpes.2022.11341.
Comparative screening of sexual dimorphism inversion of girls from different populations / M. Kolokoltsev, B. Gunchin, A. Dubovaya [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2021. – Vol. 21, No. 4. – P. 1688-1694. – DOI 10.7752/jpes.2021.04214.
Heidi I. Stanish PhD a, Carol Curtin PhD b, Aviva Must PhD c, Sarah Phillips MS, MPH c, Melissa Maslin MEd b, Linda G. Bandini PhD Does physical activity differ between youth with and without intellectual disabilities?// Disability and Health Journal. - Volume 12, Issue 3, July 2019, Pages 503-508
Xiao Liang a, Ru Li b, Stephen H.S. Wong a, Raymond K.W. Sum a, Cindy H.P. Sit a Accelerometer-measured physical activity levels in children and adolescents with autism spectrum disorder: A systematic review// Preventive Medicine Reports. -Volume 19, September 2020, 101147
Instrumental control of functional indicators in students with health deviation / I. Bocharin, M. Guryanov, E. Romanova [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 5. – P. 1096-1102. – DOI 10.7752/jpes.2023.05137.
Oscar Chiva-Bartoll a , María Maravé-Vivas a , Celina Salvador-García b a , Teresa Valverde-Esteve c Impact of a physical education service-learning programme on ASD children: A mixed-methods approach// Children and Youth Services Review. - Volume 126, July 2021, 106008
Giampiero Tarantino a, Kyriaki Makopoulou b, Ross D. Neville Inclusion of children with special educational needs and disabilities in physical education: A systematic review and meta-analysis of teachers’ attitudes// Educational Research Review. - Volume 36, June 2022, 100456
Girls with “different volumes and intensity of physical activity constitution types”: A comparative analysis / M. Kolokoltsev, A. Vorozheikin, E. Romanova [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2021. – Vol. 21, No. 3. – P. 1436-1443. – DOI 10.7752/jpes.2021.03183.
Sarah Gregor a 1, Nicole Bruni a 1, Petar Grkinic a, Lindsey Schwartz a, Aimee McDonald a, Patricia Thille b, Sharon Gabison a, Barbara E. Gibson c e, Patrick Jachyra d e Parents’ perspectives of physical activity participation among Canadian adolescents with Autism Spectrum Disorder// Research in Autism Spectrum Disorders - Volume 48, April 2018, Pages 53-62
oseph Madaus, Sally Reis, Nicholas Gelbar, Julie Delgado, Alexandra Cascio Perceptions of factors that facilitate and impede learning among twice-exceptional college students with autism spectrum disorder// Neurobiology of Learning and Memory. - Volume 193, September 2022, 107627
Wen Hong Xu, Jing Qi Meeting 24-hour movement guidelines: Their relationships with overweight and obesity among Chinese children with autism spectrum disorder// Research in Autism Spectrum Disorders. - Volume 99, November 2022, 102066
Copyright (c) 2024 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.