Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций молодежи

  • Петр Яковлевич Дугнист доцент, зав. кафедрой физического воспитания, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия. E-mail: dugnistpy@email.asu.ru Email: dugnistpy@email.asu.ru
  • Валерий Андреевич Мильхин доцент кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет, пр. Ленина 61, г. Барнаул, 656049, Россия, E-mail: milchin22@mail.ru Email: milchin22@mail.ru
  • Сергей Михайлович Головин старший преподаватель кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет. г. Барнаул. Россия. Е-mail: golowina.lara2011@yandex.ru Email: golowina.lara2011@yandex.ru
  • Елена Вениаминовна Романова кандидат философских наук, доцент кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет. г. Барнаул, Россия. E-mail: romanovaev.2007@mail.ru Email: romanovaev.2007@mail.ru
Ключевые слова: мотивация, ценностные ориентации, молодежь, студенты, здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура

Аннотация

Из-за большого количества исследований в отношении наличия взаимосвязей между здоровым образом жизни и общественных позиций молодых людей, эти вопросы ещё не потеряли своей актуальности. Молодежь, мы рассматриваем студенческую молодежь, относится к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования к их здоровью. Анализ научной литературы, посвященной здоровью студенческой молодежи, показывает, что за время обучения в вузе здоровье студентов не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается. Цель исследования - определить значение и роль ценностей  здорового образа жизни в системе ценностных ориентаций современной молодежи, мотивацию к поддержанию здоровья и физкультурно-спортивной деятельности  студенческой молодежи. В 2015-2017 гг. было проведено эмпирическое исследование, основано на анкетном опросе (математико-статистические методы обработки информации: частотный анализ). В исследовании приняла участие молодежь, обучающаяся в вузах Алтайского края, в возрасте от 18 до 20 лет. Выборка была сформирована на основе технологии «квотная», так как распределение респондентов осуществлялось по половым, возрастным, территориальным критериям. Исходя из данных исследования, можно выделить основные причины снижения мотивации к занятиям физической культурой: несоответствие учебной программы и потребностей студентов, недостаточная информированность обучаемых о здоровом образе жизни. Решение задач мотивирования к занятиям физической культурой возможно с помощью инновационных подходов и средств. Повышению мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физической культуры способствуют элективные дисциплины по физической культуре и спорту, где для студентов есть возможность приобрести знания, умения и навыки по различным видам спорта. Комплексная оценка образа жизни студентов и состояния их здоровья предполагала разделение студенческой молодежи на группы здоровья с целью дифференцированного подхода к осуществлению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, адресности при реализации программы формирования здорового образа жизни студентов. Выводы данного исследования вносят определенный вклад в развитие теории социологии молодежи и социальных технологий работы с молодежью в сфере физкультурно-спортивной деятельности.

Annotation. Due to the large number of studies on the relationship between a healthy lifestyle and the social position of young people, these issues have not lost their relevance. Youth, we consider student youth, is among the least socially protected groups of the population, while the specifics of the educational process and the age-specific features put higher demands on their health. An analysis of the scientific literature devoted to the health of student youth shows that during the time of study at the university, the health of students not only does not improve, but in some cases worsens. The purpose of the study is to determine the value and role of values of a healthy lifestyle in the system of value orientations of modern youth, motivation for maintaining the health and physical culture and sports activity of student youth. In 2015-2017 years. an empirical study was conducted, based on a questionnaire survey (mathematical-statistical methods of information processing: frequency analysis). The study involved young people studying at universities in the Altai Territory, aged 18 to 20 years. The sample was formed on the basis of the "quota" technology, since the distribution of respondents was carried out according to sexual, age, and territorial criteria. Based on the data of the study, we can identify the main reasons for the decline in motivation for physical education: the disparity between the curriculum and the needs of students, lack of awareness of students about a healthy lifestyle. The solution of the tasks of motivation to physical training is possible with the help of innovative approaches and means. Increased motivation for a healthy lifestyle and physical education is promoted by elective disciplines in physical culture and sports, where students have the opportunity to acquire knowledge, skills and skills in various sports. A comprehensive assessment of the students' way of life and their state of health presupposed the division of student youth into groups of health with a view to a differentiated approach to the implementation of a set of therapeutic and prophylactic measures and targeting in the implementation of the program for the formation of a healthy lifestyle for students. The findings of this study contribute to the development of the theory of the sociology of youth and social technologies of working with young people in the field of physical culture and sports.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Сергей Михайлович Головин, старший преподаватель кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет. г. Барнаул. Россия. Е-mail: golowina.lara2011@yandex.ru

 

 

Литература

Библиографический список

Колтыгина Е. В., Воронцов П. Г., Ушакова Е. В. Общественное здоровье и культура здорового образа жизни в вузовском образовании современной России / Е. В. Колтыгина, П. Г. Воронцов, Е. В. Ушакова // Философия образования. - 2016. - №6. - С. 162-170

Воробьев Р. В. Здоровье как универсальный феномен // Вестник ПАГС. - 2013. - №1 (34). - С. 143-148. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-kak-universalnyy-fenomen (дата обращения: 20.04.2017).

Воробьёв Р. В. Здоровье как онтологический феномен // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2013. - №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-kak-ontologicheskiy-fenomen (дата обращения: 20.04.2017).

Воробьев Р. В. Историко-интенциональный анализ феномена здоровья // Вестник СГТУ. - 2012. - №1 (68). - С. 226-230. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-intentsionalnyy-analiz-fenomena-zdorovya (дата обращения: 20.04.2017

Павлова М. А. К постановке философской проблемы здорового образа жизни // Вестник ПАГС. - 2010. - №3. - 201-206. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-postanovke-filosofskoy-problemy-zdorovogo-obraza-zhizni (дата обращения: 20.04.2017).

Метелев А.В. Ментальность в этимологической и категориальной системах. // Изве-стия Алтайского государственного университета. - 2000. - № 4. - С. 051-056.

Ельчанинов В.А. К вопросу о запрете и табу //Философские дискрипты. - 2015. №13. - (13). -. С. 15-21

Черданцева И.В. Пролегомены к пониманию человека в философии. - Барнаул : Изд-во «Концепт», 2014. - 166 с.

Науменко Ю. В. Социально-культурные феномены «Здоровье» и «Здоровый образ жизни»: сущность и стратегия формирования // Проблемы современного образования. - 2012. - №6. - С. 151-176. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-fenomeny-zdorovie-i-zdorovyy-obraz-zhizni-suschnost-i-strategiya-formirovaniya (дата обращения: 20.05.2017).

Козырь П. В. Проблема ценности здоровья в историческом аспекте // Вестн. Том.гос. ун-та. - 2007. - №301. - С. 20-22. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-tsennosti-zdorovya-v-istoricheskom-aspekte (дата обращения: 20.05.2017).

Зимбули А. Е. Духовное здоровье человека и нравственное воспитание: векторы и парадоксы / А.Е. Зимбули / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2015. - № 1. – С. 71-81. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (дата обращения: 16.12.2016)

Зимбули А. Е. Здоровье : духовно-нравственные ценности / А.Е. Зимбули / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. - № 1 (4). – С. 3-17. URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (дата обращения: 27.03.2017)

Шрага М. Х.Здоровье (болезнь) фрактальные биомедицинские феномены // ArcticEvironmentalResearch. - 2009. - №2. - С.100-106. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-bolezn-fraktalnye-biomeditsinskie-fenomeny (дата обращения: 20.05.2017).

Анашкин Д.Ю. Естественнонаучное обоснование феномена здоровья // Ученые за-писки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - №2. - С.117-118. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/estestvennonauchnoe-obosnovanie-fenomena-zdorovya (дата обращения: 20.05.2017).

Дегтярев С. И. Идеи естественно-научного материализма как философские основания валеологии воспитания // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции / под общей ред. П.Я. Дугниста, П. Г. Воронцова, Е.В. Романовой, - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. - С. 65-68

Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. - 560 с.

Апанасенко Г.Л. Валеология: еще раз о теории и практике // Валеология. - 2011. - № 4. - С. 56-61.

Ушакова Е. В., Наливайко Н. В., Воронцов П. Г. О понимании здоровья в медицинском, педагогическом, социальном и физкультурном аспектах / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. – № 1 (4). – С. 18-29. - URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (дата обращения: 20.03.2017)

Носов А. Г. Теоретико-концептуальный анализ феномена здорового образа жизни в современной педагогике // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-kontseptualnyy-analiz-fenomena-zdorovogo-obraza-zhizni-v-sovremennoy-pedagogike (дата обращения: 20.05.2017).

Валитов И. О. Человеческое здоровье в контексте взаимовлияния экологической и демографической культур // Вестник Башкирск. ун-та. - 2010. - №2. - С.444-450 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskoe-zdorovie-v-kontekste-vzaimovliyaniya-ekologicheskoy-i-demograficheskoy-kultur (дата обращения: 20.05.2017).

Максимова С.Г., Гончарова Н.П., Ноянзина О.Е., Гладкая Т.В., Омельченко Д.А. Специфика отношения к здоровью и рискованного поведения населения в условиях распространения эпидемии ВИЧ/СПИД (на примере алтайского края) // Известия Алтайского государственного университета. - 2007, - №2. – С. 115-118.

Бурова Г. П. К постановке проблемы терминологической специализации когнитив-ных феноменов «Здоровье», «Болезнь», «Фармация» // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2006. - №1. - С.211-215. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-postanovke-problemy-terminologicheskoy-spetsializatsii-kognitivnyh-fenomenov-zdorovie-bolezn-farmatsiya (дата обращения: 20.05.2017).

Киселёв Н. Н. Феномен сознания в здоровье индивида // Вестник ЧГУ. - 2007. - №3. - С. 97-101 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-soznaniya-v-zdorovie-individa (дата обращения: 20.05.2017).

Серединская Л. А., Сердюк Т.Г. Концепт ЗОЖ в массовом сознании // Философские дескрипты. - 2015. - № 14. - С. 8-12.

Верхорубова О. В. Формирование «Здоровья» как ценности в образовании // ПНиО. 2013. №4.С.50-59 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovya-kak-tsennosti-v-obrazovanii (дата обращения: 20.05.2017)

Верхорубова О. В., Лобанова Н. А. Многообразие определений феномена «Культура здоровья» как показатель его многогранности в педагогическом образовании // Вестник ТГПУ. - 2012. - №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mnogoobrazie-opredeleniy-fenomena-kultura-zdorovya-kak-pokazatel-ego-mnogogrannosti-v-pedagogicheskom-obrazovanii (дата обращения: 20.09.2017).

Суртаев П. Б. Соотношение императива и парадигм в аспекте исследования проблемы воспитания / / Человек и образование. - 2005. - №2. - С. 50-52.

Папченко Е. В., Петухова М. И. Теоретическое осмысление проблемы здоровья в философской и психолого-педагогической литературе // Известия ТулГУ. Гуманитар-ные науки. - 2013. - №3-2. - С. 235-244. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-osmyslenie-problemy-zdorovya-v-filosofskoy-i-psihologo-pedagogicheskoy-literature (дата обращения: 20.09.2017).

Дылкина Т. В. Педагогическое взаимодействие как фактор повышения здоровьесберегающей составляющей процесса физического воспитания // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции / под общей ред. П.Я. Дугниста, П. Г. Воронцова, Е.В. Романовой, - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015». С. 75-79

Белоуско Д. В. Гуманизации образовательного процесса как одного из основных направлений развития физкультурного воспитания молодежи // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2016. – № 2. – С. 25-37.

Романова Е. В., Готовчикова Л.В. Мотивация молодежи к занятиям физической культурой (на примере студентов Алтайского края) // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. – № 1 (4). – С. 49-59

Бояркина Е. А. Физическое воспитание – фактор здоровьесберегающей образовательной среды // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №2. - С. 59-62.

Лобыгина Н.М., Тиканов А.О., Крыловский А. Ю. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №1. С.65-71

Дугнист П. Я. Моделирование здоровьесберегающих технологий в вузе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции / под общей ред. П.Я. Дугниста, П. Г. Воронцова, Е.В. Романовой, - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. - С. 72-75

Науменко Ю. В. Социально-культурные феномены «Здоровье» и «Здоровый образ жизни»: сущность и стратегия формирования // Проблемы современного образования. - 2012. - №6. - С.151-176. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-fenomeny-zdorovie-i-zdorovyy-obraz-zhizni-suschnost-i-strategiya-formirovaniya (дата обращения: 20.05.2017).

Маджуга А.Г., Синицина И.А., Уварова Л. Н. Здоровье человека как многомерный феномен: фрактальный подход // Здоровье и образование в XXI веке. - 2015. - №4. - С.292-298. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-cheloveka-kak-mnogomernyy-fenomen-fraktalnyy-podhod (дата обращения: 20.05.2017).

Маджуга А.Г., Синицина И.А. Экзистенциально-гуманистический подход к здоро-вью человека // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2013. - Т. 10. - № 5. - С. 91-95.

Маджуга А.Г., Синицина И.А., Мельников В.А., Гильванов Р.Р. Взаимосвязь синергетической, камертонной и эмоциональной культуры личности: фрактально резонансный подход // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 114-120.

Новичихина Е. В., Ульянова Н.А. Анализ динамики заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани среди студентов Алтайского государственного университета // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2016. – № 2. – С. 78-82.

Новичихина Е. В., Ульянова Н. А. Анализ динамики заболеваний органов чувств среди студентов Алтайского государственного университета // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2015. – № 1. – С. 82-88.

Исаев А. В. Влияние двигательной активности на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2015. - № 1. - С. 111-114.

Колпакова Е. М., Рожкова А. С. Лечебная физическая культура как средство реабилитации и восстановления организма // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №2. - С. 87-94

Романова Е. В. Здоровье молодежи в аспекте изучения аддиктивных форм поведения // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2016. – №2. – С. 14-24.

Свиридова, Л. В. Молодежь в современном мире / Л. В. Свиридова // Социология современной культуры: энциклоп. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. – М. : Academia, 2009.

Калинин Ф. М. Физическая культура и основание сферы жизнедеятельности чело-века и общества в контексте социокультурного анализа / Ф. М. Калинин // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 7.

Строгонова Л. П. Отношение к здоровью индивида и общества / Л. П. Стро-гонова. – М. : Наука, 2006.

Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессиональ-ного образования: дис. ... д-ра псих. наук. - Казань: 1999. - 349 с.

Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8-2. – С. 293-298

Пятков В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношение студентов к физической культуре: на материале педвузов: дис. ... канд. пед. наук. - Сургут, 1999. - 184 с.

Дугнист П.Я., Романова Е.В. Мотивация молодежи к занятиям физической культурой и спортом // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Нижневартовск, 17–18 марта 2016 г.) / Отв. ред. Л.Г. Пащенко. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2016. – 490 с. - С. 164-167

Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России (К проблеме мониторинга качества образования): сб. статей под ред. науч. пед. проф. И.А. Зимней. - М., 2000. - 88 с.

Окуньков Ю.В. Физическое воспитание как фактор всесторонней подготовки спе-циалиста (на примере технических вузов): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1975. - 16с.

Чуб Я. В., Чуб А. Ю. Игровая деятельность студентов на занятиях по физической культуре в технологической подготовке в вузе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2015. – № 1. – С.31-33.

Луков В.А. Концептуализация молодёжи в XXI веке: новые идеи и подходы // Со-циологические исследования. - 2012. - № 2. - С. 21-30

Луков Вал. А., Гневашева В. А., Захаров Н. В. и др. Социальные и культурные ориентации российской молодежи // Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры : доклады и материалы Всерос. науч. конференции, Москва, 6–7 декабря 2007 г. [Текст] / отв. ред. Вал. А. Луков. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. — с. 13-55.

Луков В.А. Теории молодежи: апология их неисчерпаемости // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 2. – с. 58-65.

Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. – М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000.

Омельченко Е.Л. Краткий обзор отечественных и зарубежных теорий молодежи URL: // http://lib.druzya.org/sociologia/.view-omel-obzor.txt.full.html ( обращения: 20.05.2017)

Луков В.А. Концептуализация молодёжи в XXI веке: новые идеи и подходы // Со-циологические исследования. - 2012. - № 1. - С. 5-16.

Омельченко Е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // Журнал исследований социальной политики. – т. 4 – № 2.

Луков Вал.А., Луков Вл.А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. – М.: Нац. ин-т бизнеса, 2008.

Омельченко Е. Л. Молодежь: открытый вопрос. – Ульяновск: Симбирск. кн., 2004.

Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. – 1990. – № 7.

Шелер М. Избранные произведения. М. : Гнозис, 1994.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М. : Республика, 1998.

Риккерт Г. Природа и культура // Культурология XX век : Антология. Кризис культуры / Ред.-сост. С.Я. Левит. – М.: ИНИОН, 1994.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1976.

Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М. : Политиз-дат, 1975.

Братусь Б.С. Аномалии личности. – М. : Мысль, 1988.

Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменоло-гия ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. – Серия 14. – Психология. – 1997. – №1. – С. 20–27.

Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М. : Прогресс, 1990.

Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. – 1984. – Т. 5. – № 5. – С. 63–70.

Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе : Активность и развитие личности. – М., 1989. – С. 102–109.

Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М. : Политиздат, 1986.

Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. – М. : Наука, 1988.

Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – Л. : Наука, 1979.

Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности : Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : Изд-во МГУ, 1982.

Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. – Пси-ходиагностическая серия. – Вып. 5. – М. : Смысл, 1992.

Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. – М. : Смысл, 1999.

Инглехарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // По-лис. – 1997. – № 4. – С. 6–32.

REFERENCE

Koltygina E. V., Vorontsov P. G., Ushakova E. V. 2016. Obshchestvennoe zdorov'e i kul'tura zdorovogo obraza zhizni v vuzovskom obrazovanii sovremennoi Rossii. Filosofiya obrazovaniya, 6, рр. 162-170 (in Russian).

Vorob'ev R. V. 2013.Zdorov'e kak universal'nyi fenomenю. Vestnik PAGS, 1 (34). рр. 143-148. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-kak-universalnyy-fenomen (Аccessed: 20.04.2017).

Vorob'ev R. V. 2013. Zdorov'e kak ontologicheskii fenomen. Izv. Sarat. un-ta Nov.ser. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 1. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-kak-ontologicheskiy-fenomen (Аccessed: 20.04.2017).

Vorob'ev R. V. 2012. Istoriko-intentsional'nyi analiz fenomena zdorov'ya. Vestnik SGTU, 1 (68), рр. 226-230. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-intentsionalnyy-analiz-fenomena-zdorovya (Аccessed: 20.04.2017

Pavlova M. A. 2010.K postanovke filosofskoi problemy zdorovogo obraza zhizni. Vestnik PAGS, 3, рр. 201-206. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-postanovke-filosofskoy-problemy-zdorovogo-obraza-zhizni (Аccessed: 20.04.2017).

Metelev A.V. 2000. Mental'nost' v etimologicheskoi i kategorial'noi sistemakh. Izve-stiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta., 4, рр. 051-056. (in Russian).

El'chaninov V.A. 2015. K voprosu o zaprete i tabu. Filosofskie diskripty, 13 (13), рр. 15-21

Cherdantseva I.V. 2014. Prolegomeny k ponimaniyu cheloveka v filosofii. Barnaul : Izd-vo «Kontsept», 166 р. (in Russian).

Naumenko Yu. V. 2012. Sotsial'no-kul'turnye fenomeny «Zdorov'e» i «Zdorovyi obraz zhizni»: sushchnost' i strategiya formirovaniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 6, рр. 151-176. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-fenomeny-zdorovie-i-zdorovyy-obraz-zhizni-suschnost-i-strategiya-formirovaniya (Аccessed: 20.05.2017).

Kozyr' P. V. 2007. Problema tsennosti zdorov'ya v istoricheskom aspekte. Vestn. Tom.gos. un-ta, 3, рр. 20-22. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-tsennosti-zdorovya-v-istoricheskom-aspekte (Аccessed: 20.05.2017).

Zimbuli A. E. 2015. Dukhovnoe zdorov'e cheloveka i nravstvennoe vospitanie: vektory i paradoksy . Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 1, рр.71-81. (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (Аccessed: 16.12.2016)

Zimbuli A. E. 2017. Zdorov'e : dukhovno-nravstvennye tsennosti . Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 1 (4), рр. 3-17. (in Russian). URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (Аccessed: 27.03.2017)

Shraga M. Kh. 2009. Zdorov'e (bolezn') fraktal'nye biomeditsinskie fenomeny. ArcticEvironmentalResearch, 2, рр.100-106. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-bolezn-fraktalnye-biomeditsinskie-fenomeny (Аccessed: 20.05.2017).

Anashkin D.Yu. 2014. Estestvennonauchnoe obosnovanie fenomena zdorov'ya. Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2, рр. 117-118. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/estestvennonauchnoe-obosnovanie-fenomena-zdorovya (Аccessed: 20.05.2017).

Degtyarev S. I. 2015. Idei estestvenno-nauchnogo materializma kak filosofskie osnovaniya valeologii vospitaniya. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: pod obshchei red. P.Ya. Dugnista, P. G. Vorontsova, E.V. Romanovoi. Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, рр. 65-68 (in Russian).

Artyunina G.P., Ignat'kova S.A. 2006. Osnovy meditsinskikh znanii: Zdorov'e, bolezn' i obraz zhizni. Moscow: Akademicheskii Proekt; Fond «Mir», 560 р. (in Russian).

Apanasenko G.L. 2011. Valeologiya: eshche raz o teorii i praktike. Valeologiya, 4, рр. 56-61. (in Russian).

Ushakova E. V., Nalivaiko N. V., Vorontsov P. G. 2017. O ponimanii zdorov'ya v meditsinskom, pedagogicheskom, sotsial'nom i fizkul'turnom aspektakh . Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 1 (4), рр. 18-29. (in Russian). URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (Аccessed: 20.03.2017)

Nosov A. G. 2013. Teoretiko-kontseptual'nyi analiz fenomena zdorovogo obraza zhizni v sovremennoi pedagogike. Izv. Sarat. un-ta Nov.ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya, 1. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-kontseptualnyy-analiz-fenomena-zdorovogo-obraza-zhizni-v-sovremennoy-pedagogike (Аccessed: 20.05.2017).

Valitov I. O. 2010. Chelovecheskoe zdorov'e v kontekste vzaimovliyaniya ekologicheskoi i demograficheskoi kul'tur. Vestnik Bashkirsk. un-ta, 2, рр. 444-450. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskoe-zdorovie-v-kontekste-vzaimovliyaniya-ekologicheskoy-i-demograficheskoy-kultur (Аccessed: 20.05.2017).

Maksimova S.G., Goncharova N.P., Noyanzina O.E., Gladkaya T.V., Omel'chenko D.A. 2007. Spetsifika otnosheniya k zdorov'yu i riskovannogo povedeniya naseleniya v usloviyakh rasprostraneniya epidemii VICh/SPID (na primere altaiskogo kraya). Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2, рр. 115-118. (in Russian).

Burova G. P. 2006. K postanovke problemy terminologicheskoi spetsializatsii kognitiv-nykh fenomenov «Zdorov'e», «Bolezn'», «Farmatsiya». Izvestiya YuFU. Tekhnicheskie nauki, 1, рр. 211-215. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-postanovke-problemy-terminologicheskoy-spetsializatsii-kognitivnyh-fenomenov-zdorovie-bolezn-farmatsiya (Аccessed: 20.05.2017).

Kiselev N. N. 2007. Fenomen soznaniya v zdorov'e individa. Vestnik ChGU, 3, рр. 97-101. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-soznaniya-v-zdorovie-individa (Аccessed: 20.05.2017).

Seredinskaya L. A., Serdyuk T.G. 2015. Kontsept ZOZh v massovom soznanii. Filosofskie deskripty, 14, рр. 8-12. (in Russian).

Verkhorubova O. V. 2013. Formirovanie «Zdorov'ya» kak tsennosti v obrazovanii . PNiO, 4, рр. 50-59. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovya-kak-tsennosti-v-obrazovanii (Аccessed: 20.05.2017)

Verkhorubova O. V., Lobanova N. A. 2012. Mnogoobrazie opredelenii fenomena «Kul'tura zdorov'ya» kak pokazatel' ego mnogogrannosti v pedagogicheskom obrazovanii. Vestnik TGPU, 5. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mnogoobrazie-opredeleniy-fenomena-kultura-zdorovya-kak-pokazatel-ego-mnogogrannosti-v-pedagogicheskom-obrazovanii (Аccessed: 20.05.2017).

Surtaev P. B. 2005. Sootnoshenie imperativa i paradigm v aspekte issledovaniya problemy vospitaniya . Chelovek i obrazovanie, 2, рр. 50-52. (in Russian).

Papchenko E. V., Petukhova M. I. 2013. Teoreticheskoe osmyslenie problemy zdorov'ya v filosofskoi i psikhologo-pedagogicheskoi literature . Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki, 3-2, рр.235-244. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-osmyslenie-problemy-zdorovya-v-filosofskoy-i-psihologo-pedagogicheskoy-literature (Аccessed: 20.05.2017).

Dylkina T. V. 2015. Pedagogicheskoe vzaimodeistvie kak faktor povysheniya zdorov'esberegayushchei sostavlyayushchei protsessa fizicheskogo vospitaniya. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: pod obshchei red. P.Ya. Dugnista, P. G. Vorontsova, E.V. Romanovoi. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, рр. 75-79(in Russian).

Belousko D. V. 2016. Gumanizatsii obrazovatel'nogo protsessa kak odnogo iz osnovnykh napravlenii razvitiya fizkul'turnogo vospitaniya molodezhi. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 2, рр. 25-37. (in Russian).

Romanova E. V., Gotovchikova L.V. 2017. Motivatsiya molodezhi k zanyatiyam fizi-cheskoi kul'turoi (na primere studentov Altaiskogo kraya). Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 1 (4), рр. 49-59 (in Russian).

Boyarkina E. A. 2016. Fizicheskoe vospitanie – faktor zdorov'esberegayushchei obra-zovatel'noi sredy. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 2, рр. 59-62. (in Russian).

Lobygina N.M., Tikanov A.O., Krylovskii A. Yu. 2016. Motivatsiya studentov k zanyatiyam fizicheskoi kul'turoi v vuze. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 1, рр. 65-71(in Russian).

Dugnist P. Ya. 2015. Modelirovanie zdorov'esberegayushchikh tekhnologii v vuze. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: pod obshchei red. P.Ya. Dugnista, P. G. Vorontsova, E.V. Romanovoi. Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, рр. 72-75 (in Russian).

Naumenko Yu. V. 2012. Sotsial'no-kul'turnye fenomeny «Zdorov'e» i «Zdorovyi obraz zhizni»: sushchnost' i strategiya formirovaniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 6, рр.151-176. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-fenomeny-zdorovie-i-zdorovyy-obraz-zhizni-suschnost-i-strategiya-formirovaniya (Аccessed: 20.05.2017).

Madzhuga A.G., Sinitsina I.A., Uvarova L. N. 2015. Zdorov'e cheloveka kak mnogom-ernyi fenomen: fraktal'nyi podkhod. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke, 4, рр. 292-298. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-cheloveka-kak-mnogomernyy-fenomen-fraktalnyy-podhod (Аccessed: 20.05.2017).

Madzhuga A.G., Sinitsina I.A. 2013. Ekzistentsial'no-gumanisticheskii podkhod k zdoro-v'yu cheloveka. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Am-mosova. Vol. 10, 5, рр. 91-95. (in Russian).

Madzhuga A.G., Sinitsina I.A., Mel'nikov V.A., Gil'vanov R.R. 2014. Vzaimosvyaz' sinergeticheskoi, kamertonnoi i emotsional'noi kul'tury lichnosti: fraktal'no rezonansnyi podkhod. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 8 (114), рр. 114-120. (in Russian).

Novichikhina E. V., Ul'yanova N.A. 2016. Analiz dinamiki zabolevanii kostno-myshechnoi sistemy i soedinitel'noi tkani sredi studentov Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta . Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 2, рр. 78-82. (in Russian).

Novichikhina E. V., Ul'yanova N. A. 2015. Analiz dinamiki zabolevanii organov chu-vstv sredi studentov Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 1, рр. 82-88. (in Russian).

Isaev A. V. 2015. Vliyanie dvigatel'noi aktivnosti na funktsional'noe sostoyanie ser-dechno-sosudistoi sistemy studentov. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 1, рр. 111-114. (in Russian).

Kolpakova E. M., Rozhkova A. S. 2016. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura kak sredstvo reabilitatsii i vosstanovleniya organizma. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 2, рр. 87-94(in Russian).

Romanova E. V. 2016. Zdorov'e molodezhi v aspekte izucheniya addiktivnykh form povedeniya. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 2, рр. 14-24. (in Russian).

Sviridova, L. V. 2009. Molodezh' v sovremennom mire . Sotsiologiya sovremennoi kul'tury: entsiklop. slovar': otv. red. Yu. A. Zubok, V. I. Chuprov. Moscow, Academia (in Russian).

Kalinin F. M. 2003. Fizicheskaya kul'tura i osnovanie sfery zhiznedeyatel'nosti chelo-veka i obshchestva v kontekste sotsiokul'turnogo analiza . Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 7. (in Russian).

Strogonova L. P. 2006. Otnoshenie k zdorov'yu individa i obshchestva. Moscow: Nauka (in Russian).

Rogov M.G. 1999. Tsennosti i motivy lichnosti v sisteme nepreryvnogo professional'-nogo obrazovaniya: dis. ... d-ra psikh. nauk. Kazan', 349 р. (in Russian).

Nagovitsyn R.S. 2011. Motivatsiya studentov k zanyatiyam fizicheskoi kul'turoi v vuze. Fundamental'nye issledovaniya, 8-2, рр. 293-298(in Russian).

Pyatkov V.V. 1999. Formirovanie motivatsionno-tsennostnogo otnoshenie studentov k fizicheskoi kul'ture: na materiale pedvuzov: dis. ... kand. ped. nauk. Surgut, 184 р. (in Russian).

Dugnist P.Ya., Romanova E.V. 2016. Motivatsiya molodezhi k zanyatiyam fizicheskoi kul'turoi i sportom . Perspektivnye napravleniya v oblasti fizicheskoi kul'tury, sporta i tur-izma: Materialy VI Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (g. Nizhnevartovsk, 17–18 March 2016 year.) . Otv. red. L.G. Pashchenko. Nizhnevartovsk: Izd-vo Nizhnevart. un-ta, рр. 164-167 (in Russian).

Tsennostno-motivatsionnye orientatsii studentov vuzov v sovremennoi Rossii (K probleme monitoringa kachestva obrazovaniya). 2000. Sb. statei pod red. nauch. ped. prof. I.A. Zimnei. Moscow, 88 p. (in Russian).

Okun'kov Yu.V. 1975. Fizicheskoe vospitanie kak faktor vsestoronnei podgotovki spe-tsialista (na primere tekhnicheskikh vuzov): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moscow, 16 р. (in Russian).

Chub Ya. V., Chub A. Yu. 2015. Igrovaya deyatel'nost' studentov na zanyatiyakh po fizicheskoi kul'ture v tekhnologicheskoi podgotovke v vuze. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 1, рр. 1-33. (in Russian).

Lukov V.A. 2012. Kontseptualizatsiya molodezhi v XXI veke: novye idei i podkhody. So-tsiologicheskie issledovaniya, 2, рр. 21-30 (in Russian).

Lukov Val. A., Gnevasheva V. A., Zakharov N. V. i dr. 2007. Sotsial'nye i kul'turnye orientatsii rossiiskoi molodezhi. Obraz rossiiskoi molodezhi v sovremennom mire: ee samosoznanie i sotsiokul'turnye orientiry : doklady i materialy Vseros. nauch. konferentsii, Moskva, 6-7 dekabrya 2007 уеar. Otv. red. Val. A. Lukov. Moscow. Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, рр. 13-55. (in Russian).

Lukov V.A. 2009. Teorii molodezhi: apologiya ikh neischerpaemosti . Znanie. Ponimanie. Umenie, 2, рр. 58-65. (in Russian).

Omel'chenko E.L. 2000. Molodezhnye kul'tury i subkul'tury. Moscow, Izd-vo «Institut sotsiologii RAN» (in Russian).

Omel'chenko E.L. Kratkii obzor otechestvennykh i zarubezhnykh teorii molodezhi. (in Russian). URL: http://lib.druzya.org/sociologia/.view-omel-obzor.txt.full.html (Аccessed: 20.05.2017)

Lukov V.A. 2012. Kontseptualizatsiya molodezhi v XXI veke: novye idei i podkhody. Sotsiologicheskie issledovaniya, 1, рр. 5-16. (in Russian).

Omel'chenko E.L. Nachalo molodezhnoi ery ili smert' molodezhnoi kul'tury? Molodost' v publichnom prostranstve sovremennosti. Zhurnal issledovanii sotsial'noi politiki, Vol. 4, 2. (in Russian).

Lukov Val.A., Lukov Vl.A. 2008. Tezaurusy: Sub"ektnaya

organizatsiya gumanitarnogo znaniya. Moscow, Nats. in-t biznesa (in Russian).

Omel'chenko E. L. 2004. Molodezh': otkrytyi vopros. Ul'yanovsk, Simbirsk. kn. (in Russian).

Khaidegger M. 1990. Slova Nitsshe «Bog mertv». Voprosy filosofii, 7. (in Russian).

Sheler M. 1994. Izbrannye proizvedeniya. Moscow, Gnozis (in Russian).

Rikkert G. 1998. Nauki o prirode i nauki o kul'ture. Moscow, Respublika (in Russian).

Rikkert G. 1994. Priroda i kul'tura. Kul'turologiya XX vek : Antologiya. Krizis kul'tury. Red.-sost. S.Ya. Levit. Moscow, INION (in Russian).

Rubinshtein S.L. 1976. Problemy obshchei psikhologii . Moscow, Prosveshchenie (in Russian).

Yanitskii M.S. 2000. Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema. Kemerovo , Kuzbassvuzizdat (in Russian).

Leont'ev A.N. 1975. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moscow, Politiz-dat (in Russian).

Bratus' B.S. 1988. Anomalii lichnosti. Moscow, Mysl' (in Russian).

Leont'ev D.A. 1997. Ot sotsial'nykh tsennostei k lichnostnym: sotsiogenez i fenomenolo-giya tsennostnoi regulyatsii deyatel'nosti. Vestnik MGU. Seriya 14. Psikhologiya, 1. рр. 20–27. (in Russian).

Frankl V. 1990. Chelovek v poiskakh smysla / Per. s angl. i nem. Moscow, Progress (in Russian).

Alekseeva V.G. 1984. Tsennostnye orientatsii kak faktor zhiznedeyatel'nosti i razvitiya lichnosti. Psikhologicheskii zhurnal, Vol. 5, 5, рр. 63–70. (in Russian).

Gudechek Ya. 1989. Tsennostnaya orientatsiya lichnosti . Psikhologiya lichnosti v sotsialisticheskom obshchestve : Aktivnost' i razvitie lichnosti. Moscow, рр. 102–109. (in Russian).

Zdravomyslov A.G. 1986. Potrebnosti. Interesy. Tsennosti. Moscow, Politizdat (in Russian).

Naumova N.F. 1988. Sotsiologicheskie i psikhologicheskie aspekty tselenapravlennogo povedeniya / N.F. Naumova. Moscow, Nauka (in Russian).

Yadov V.A. 1979. Samoregulyatsiya i prognozirovanie sotsial'nogo povedeniya lichnosti. L., Nauka (in Russian).

Shpranger E. 1982. Osnovnye ideal'nye tipy individual'nosti. Psikhologiya lichnosti : Teksty. Pod red. Yu.B. Gippenreiter, A.A. Puzyreya. Moscow, Izd-vo MGU (in Russian).

Leont'ev D.A. 1992. Metodika izucheniya tsennostnykh orientatsii. D.A. Leont'ev. Psi-khodiagnosticheskaya seriya, 5, Moscow, Smysl (in Russian).

Maslou, A. 1999. Novye rubezhi chelovecheskoi prirody. Per. s angl. Moscow, Smysl (in Russian).

Inglekhart R. 1997. Postmodern: menyayushchiesya tsennosti i izmenyayushchiesya obshchestva . Polis, 4, рр. 6-32. (in Russian).

Опубликован
2017-11-30
Как цитировать
Дугнист П. Я., Мильхин В. А., Головин С. М., Романова Е. В. Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций молодежи // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2017, № 4(7). С. 3-25. URL: http://hpcas.ru/article/view/3463.
Раздел
Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Bookmark and Share