«На экологической тропинке здоровья!»: организация и проведение интегрированных занятий по физической культуре в условиях дошкольного образования
Аннотация
Рассматривается содержание понятий «интеграция», «интегрированный подход», особенности применения интегративного подхода в дошкольном образовании в контексте тех изменений, которые происходят в российском дошкольном образовании в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дана характеристика интегрированных занятий и раскрыты особенности их организации в условиях дошкольного образования. Определены цели, задачи, методы исследования. Представлена экспериментальная методика интегрированных занятий по физической культуре, направленная на сопряженное решение задач физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Разработанная методика предусматривает интеграцию разделов физического и экологического воспитания. Предусматривается круглогодичное проведение одного из учебных занятий по физической культуре в форме интегрированного занятия на экологической тропинке здоровья, проложенной в лесопарковой зоне. Учебный материал распределен по сезонам на четыре тематических блока – «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
С учетом возрастных психических особенностей детей дошкольного возраста для повышения их интереса к занятиям, изготавливается «хозяин тропы» – сказочный персонаж Лесовичок, который принимает участие практически во всех занятиях. Интегрированные физкультурные занятия предполагают комплексное использование средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений (прикладных, гимнастических, спортивных, а также подвижных игр). Физические упражнения представлены прикладными, гимнастическими, спортивными упражнениями и подвижными играми. Их подбор обусловлен не только возрастом, состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности детей, временем года, погодными условиями, программными задачами, но и взаимосвязью с содержанием природоведческих наблюдений, рассказов и бесед о природе. Применяются упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы, а также деятельность в природной среде. Предусматривается использование образных названий упражнений, приемов имитации и подражания. Преимущество имеют динамические упражнения, а также упражнения циклического характера, способствующие расширению функциональных возможностей детского организма и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности.
Показано положительное влияние экспериментальной методики на уровень физического развития и физической подготовленности, динамику прироста показателей физической подготовленности детей опытных групп в процессе эксперимента (%), а также уровень экологической воспитанности, который включал определение уровня экологических знаний, выявление характера отношения дошкольников к природе, особенностей их экологических представлений и умений осуществления деятельности с природными объектами. Значительное внимание уделяется перспективным направлениям дальнейшего научного поиска по обозначенной проблеме. В заключение представлен примерный план-конспект интегрированного занятия по физической культуре для детей 4–5 лет, направленный на реализацию задач образовательных областей: «Физическое развитие» и «Познание» «На лошадке к Деду Морозу!».
Скачивания
Литература
Спенер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое / Г. Спенсер. М., 2012. 288 с.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М., 1988. 144 с.
Рюмина Ю. Н. Педагогическая технология формирования творческой активности в процессе интеграции различных видов деятельности детей дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 253 c.
Мищенко Н.Ю. Реализация интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2003. 23 с.
Аверина А.А. Интегрированное занятие, как средство развития ребёнка: семинар-практикум для воспитателей и специалистов // Практика управления ДОУ. № 1. 2011. С. 52–61.
Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Рабочий журнал воспитателя детского сада. М., 2012. 160 с.
Шкляревская С. М. Интеграция образовательных сред дошкольного и начального общего образования как условие эффективности предшкольной подготовки : дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 170 с.
Модина И.А. Развитие игровой деятельности педагогов ДОУ как условие психологической подготовки детей к школьному обучению : дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 188 с.
Юдина Е.Г. «Открытия». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). М., 2014. 160 с.
Мищенко Н.Ю. Реализация интегрированного подхода в дошкольном образовании в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (на примере интеграции образовательных областей «Физическое развитие» и «Познание») // Актуальные проблемы физкультурного образования / под ред. Л.В. Пигаловой и др. Челябинск, 2018. С. 50–66.
Мищенко Н.Ю. «Портрет осени»: интегрированные занятия-прогулки по экологической тропинке здоровья в естественных условиях природной среды с детьми дошкольного возраста. Челябинск, 2002. 173 с.
Мищенко Н.Ю. Специфика организации и проведения интегрированных занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста на экологической тропинке здоровья // Современное образование, физическая культура и спорт : материалы регион. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию образования факультета зимних видов спорта и единоборств Уральского государственного университета физической культуры. Челябинск, 2015. С. 105–108.
Мищенко Н.Ю. Совершенствование образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования (ООДО) на основе реализации интегрированного подхода // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры : материалы ХХVI регион. науч.-метод. конф. Челябинск, 2016. С. 104–106.
Асташина М.П. Фольклор в физическом воспитании детей дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 1997. 20 с.
Мищенко Н.Ю. Методика организации и проведения интегрированных занятий по физической культуре в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры : материалы ХХVII регион. науч.-метод. конф. Челябинск, 2017. С. 139–141.
Мищенко Н.Ю. Интегрированное занятие как способ повышения двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Современные методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск, 2017. С. 175–178.
Шарманова С.Б., Мищенко Н.Ю. Педагогические условия интеграции физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика. 2003. Вып. 3. Ч. 1. С. 110–118.
Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду : учеб.-метод. пособие. М., 2000. 256 с.
Шебеко, Ермак Н.Н., Шишкина В.Н. Физическое воспитание дошкольников : учебное пособие. М., 1996. 192 с.
Рунова М.А. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности // Дошкольное воспитание. 1998. № 6. С. 81–86.
Мы : программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. СПб., 2002. 240 с.
Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы : учеб.-метод. пособие. М., 2000. 176 с.
REFERENCES
Federal state educational standard of preschool education: No. 1155. Management of preschool educational institution is approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 17.10.2013. 2014. No1. S. 42–53 (in Russian).
Spener G. 2012. Education is intellectual, moral and physical. M., 288 (in Russian).
Wenger L.A., Pilyugin E.G., Wenger N.B. 1988. Education of touch culture of the child from the birth up to 6 years. M., 144 (in Russian).
Ryumina Yu. N. 2003. Pedagogical technology of formation of creative activity in the course of integration of different types of activity of children of preschool age: yew.... edging. pedagogicheskikh sciences. Yekaterinburg, 25 (in Russian).
Mishchenko N.Yu. 2003. Realization of integrated approach in physical education of children of preschool age: avtoreferat yew.... edging. пед. Sciences. Chelyabinsk: Ural state academy of physical culture, 23 (in Russian).
6. Averina, A.A. 2011. «The integrated occupation as a development tool of the child». A seminar practical work for tutors and experts. The Practician of management of preschool educational institution, 1, рр. 52–61 (in Russian).
7. White K.Yu., Kondrykinskaya L.A., Belaya K.Yu. 2012. Working magazine of the kindergarten teacher. M., 160 (in Russian).
Shklyarevskaya, S. M. 2014. Integration of educational environments of the preschool and primary general education as condition of efficiency of preschool preparation: yew.... edging. pedagogicheskikh sciences. M., 170 (in Russian).
Modena, I. A. 2008. Development of game activity of teachers of preschool educational institution as condition of psychological training of children for school training: yew.... edging. психол. sciences. M., 188 (in Russian).
Yudina E.G. 2014. «Opening». Approximate main educational program of preschool education (pilot option). M., 160 (in Russian).
Mishchenko N.Yu. 2018. Realization of integrated approach in preschool education in the context of Federal state educational standard of preschool education (on the example of integration of the educational areas «Physical Development» and «Knowledge»). Current problems of sports education: the collective monograph / under the editorship of L.V. Pigalova et al. Chelyabinsk, рр. 5–066 (in Russian).
Mishchenko N.Yu. 2002. «Portrait of fall»: the integrated classes walks in an ecological footpath of health in natural conditions of the environment with children of preschool age. Chelyabinsk: Uralgafk, 173 (in Russian).
Mishchenko N.Yu. 2015. Spetsifika of the organization and holding the integrated classes in physical culture with children of preschool age on an ecological footpath of health. Modern education, physical culture and sport: materials region. science.-prakt. conf. devoted to the 25 anniversary of formation of faculty of winter sports and single combats of the Ural state university of physical culture. Chelyabinsk, рр. 105–108 (in Russian).
Mishchenko N. Yu. 2016. Improvement of educational process in the educational organizations of preschool education (EOPE) on the basis of realization of integrated approach. Optimization of teaching and educational process in the educational organizations of physical culture: materials XXVI region. science.-method. conf. Chelyabinsk, рр. 104-106 (in Russian).
Astashina M. P. 1997. Folklore in physical training of children of preschool age: avtoreferat yew. … edging. pedagogicheskikh sciences. Omsk, 20 (in Russian).
Mishchenko N. Yu. 2017. Metodika of the organization and holding the integrated classes in physical culture in the conditions of realization of FGOS of preschool education. Optimization of teaching and educational process in the educational organizations of physical culture: materials XXVII region. науч.-a method. conf. Chelyabinsk: Uralgufk, рр. 139-141 (in Russian).
Mishchenko, N. Yu. 2017. Integrated lesson as a way to increase DWI-gateley and cognitive activity of children of preschool age-TA. Modern methods of organization trenirovok-tion process, assessment of functional status and rehabilitation : materials of vseros. science.-prakt. conf. Chelyabinsk, рр. 175–178 (in Russian).
Sharmanova S. B., Mishchenko N.Yu. 2003. Pedagogical conditions of integration of physical and ecological training of children of preschool age. Physical training of children of preschool age: theory and practice. Issue 3. Part 1, рр. 110–118 (in Russian).
Runova M. A. 2000. Physical activity of the child in kindergarten: studies. -a method. grant. M., 256 (in Russian).
Shebeko, V. N., Shishkina V.A. 1996. Physical training of preschool children: studies. Grant. M., 192 (in Russian).
Runova, M. A. 1998. Preschool institution: optimization of the mode of physical activity. Preschool education. No. 6, рр. 81-86 (in Russian).
We: the program of ecological education of children. N.N. Kondrateva, 2002. etc. SPb., 240 (in Russian).
Tsvetkova, I. V. 2000. Ecological education of younger school students: theory and technique of after-hour work: studies.-a method. grant. M., 176 (in Russian).
Copyright (c) 2019 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.