ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО Я СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

  • Татьяна Геннадьевна Волкова Алтайский государственный университет Email: v.t.g@mail.ru
  • Николай Николаевич Вересов Университет Монаш Email: nveresov@hotmail.com
Ключевые слова: телесность, образ физического Я, самопознание, самооценка, Я-концепция

Аннотация

В данном исследовании изучалось самоотношение к образу физического Я в процессе сравнения субъектом своих характеристик внешней привлекательности с соци-альным эталоном, в процессе рефлексивной самооценки. Предметом исследования, представ-ленного в статье, является образ физического Я как специфический феномен самосознания. Дан краткий обзор основных подходов к проблеме в отечественной и международной психо-логии. Образ физического Я рассмотрен как интегративный процесс в контексте психологии здоровья. Показано, что образы физического Я рассматриваются в психологии как фундамен-тальные элементы самоопределения. Они оказывают системное влияние на то, как перераба-тывается индивидом информация, касающаяся его образа тела. Отношение к себе на уровне биологического здоровья, отражает проекцию отношения к собственному Я на уровне психологического здоровья. В субъективном образе физического Я личности содержатся идеи относительно способов достижения желаемого результата, планы и стратегии. Представлены результаты пилотного исследования, ориентированного на изучение качеств, косвенно рас-крывающих субъективное представление человека о своем теле. Эмпирическую базу исследо-вания составили 82 студента, не имеющих выраженной соматической или психической пато-логии, в возрасте от 18 до 20 лет, из них 64 девушки и 20 юношей. Математическая обработка результатов исследования осуществлялась в программе STATISTIC. При помощи т-критерия Стьюдента были сравнены три группы респондентов: респонденты, которые занимаются фи-зическими нагрузками и спортом регулярно, респонденты, которые планируют заниматься физическими нагрузками и спортом, респонденты, которые не планируют и не хотят зани-маться физическими нагрузками и спортом. Проведен корреляционный анализ по типам от-ношения к телу между девушками и юношами, который выявил отличия в каждой группе. Результаты пилотного исследования показали, что высокие оценки функциональных харак-теристик положительно коррелируют с развивающим отношением студентов к собственному телу, индексом психологического здоровья личности и имеют высокое личностное значение.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005.

Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.

Волкова Т. Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 1–4.

Желателев Д. В. Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом: дис… канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 1999.

Лаврова О. В. Концепция телесности в интегративной психотерапии // Журнал практического психолога. 2006. № 1. С. 5–8.

Никитин В. Н. Психологическая коррекция неадекватного образа «Я» в подростковом и юношеском сознании методами телесно-риентированного подхода: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. Ярославль, 2002.

Николаева В. В., Тхостов А. Ш., Зинченко Ю. П., Арина Г. А. Психосоматика: телесность и культура. М.: Академический проект, 2009.

Менегетти А. Психосоматика / пер. с итальянского. М.: Онтопсихология, 2009.

Джемс У. Д. Психология / под ред. Л. А. Петровской. М., 1991.

Лэнгле А. Самость во плоти // Экзистенция и психосоматика. Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 1. С. 7–69.

Тхостов А. Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. С. 67–180.

Соколова Е. Т. Исследование образа тела в зарубежной психологии // Вестник МГУ. 1985. № 4. С. 39–49.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994 [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/psytel2011/issue/44584_full.shtml

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.

Вересов Н. Н. Переживание как психологический феномен и теоретическое понятие: уточняющие вопросы и методологические медитации // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12, № 3. С. 129–148. doi:10.17759/chp.2016120308.

Кислых А. А. Взаимосвязь субъектности и самоактуализации студентов на разных этапах обучения // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2018. № 2. С. 25–30 [Электронный ресурс]. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/4225

Черкашина А. Г. Стандартизация методики исследования самоотношения к образу физического Я (МИСОФ) // Вестник Самарской государственной академии. Серия «Психология». 2013. № 1 (13). С. 94–106.

Станковская Е. Б. «Моё чужое тело»: формы современного отношения женщины к себе в аспекте телесности // Мир психологии. 2011. № 4. С. 112–119.

Козлов А. В. Структура психологического здоровья: психосемантический подход // Вісник Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна. Серія: Психологія. 2011. № 937, вип.

С. 130–133. [Электронный ресурс]. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/VKhIPC_2011_937_45_31

Опубликован
2019-10-02
Как цитировать
Волкова Т. Г., Вересов Н. Н. ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО Я СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2019, № 4(15). С. 70-78. URL: http://hpcas.ru/article/view/7075.
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Bookmark and Share

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)