ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
Аннотация
Процесс физического воспитания будущего качественно здорового специа-листа не должен быть хаотичным, однобоким, ограничиваться лишь «приучением к регуляр-ной двигательной активности». Учитывая необходимость актуализации профессиональной прикладности процесса физического воспитания будущих управленцев в соответствии с тре-бованиями жизни, конкурентоспособности и собственно самими требованиями профессии, на кафедре физической культуры Академии управления при Президенте Республики Бела-русь был предпринят поиск продуктивных подходов к преподаванию физкультуры, отвечаю-щих интересам инновационных руководителей, успешно реализующих профессиональные функции и личностный потенциал. Результатом этого поиска явился педагогический экспе-римент, предложенный обучающимся с высшим образованием, получающим второе высшее образование в Институте управленческих кадров по заочной форме.Цель эксперимента — формирование у обучающихся компетенций, обеспечивающих эф-фективное решение профессиональных и социально-личностных задач средствами физкуль-турно-спортивной деятельности. В эксперименте была использована модель тренинговых форм различных курсов по лич-ностному развитию, которая с учетом трех уровней задач профессионально-прикладной физической подготовки была адаптирована в соответствии с целью эксперимента. Дан-ные тренинги позволяют обучающимся в физкультурно-спортивной деятельности игрово-го и соревновательного типа развить специфические способности и навыки, которые за счет положительного переноса облегчат реализацию профессиональной деятельности в услови-ях со схожими по характеру требованиями. А также позволят преодолеть будущему руко-водителю возможные личностные трудности в обеспечении его самоактуализации в трудо-вом процессе.К таким трудностям можно отнести необходимость работы в команде. Кроме наличия необходимых компетенций успех профессиональной деятельности руководителя во многом зависит от преобладающих мотивов и социально-психологических свойств личности. Моти-вы к достижению успеха и избеганию неудач, так называемая положительная и отрицатель-ная мотивация оказывает существенное влияние на поведение человека и, соответственно, на результативность его деятельности. Проведенные исследования показали, что во многих случаях нужна корректировка мотивации. Переключение мотива «избегания неудач» у тех, у кого он преобладает, на мотив «стремления к успеху» повышает ориентацию «на совмест-ный с коллективом результат» и может повлиять на остальные базовые компетенции руко-водителя. Соответственно, потенциал анализа и корректирования мотивационного профиля обучающихся посредством тренингов с командным характером выполнения заданий явля-ется не менее значимым.
Скачивания
Литература
Бюджет Республики Беларусь на 2019 год для граждан. URL: http://www.minn.gov.by/upload/bp/budjet/budjet 2019.pdf. Дата доступа: 05.05.2019.
О физической культуре и спорте: Закон Респ. Беларусь от 4 янв. 2014 г. № 125-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.
Котов С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 360–362.
Рафикова А. Р. Соревновательная деятельность как специфическая составляющая профессиональной подготовки будущего руководителя // Актуальные проблемы совершенствования физического воспитания в учебных заведениях: сборник научн. статей по матер. Междунар. научн.-практ. конф., Гродно, 6–8 мая 2015 г. / редкол. В. К. Пестис и др. Гродно: ГГАУ, 2015. С. 56–61.
Рафикова А. Р. Дисциплина «Физическая культура» в современной парадигме высшего образования // Современные проблемы физического воспитания и формирования здорового образа жизни студенческой молодежи: материалы Респ. научн.-практ. конф., Минск, 17 мая 2012 г. / редкол.: И. М. Дюмин и др. Минск: Междунар. ун-т «МИТСО». С. 35–38.
Рафикова А. Р. Компетентностный подход к организации процесса физического воспитания студенческой молодежи // Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в Казани: матер. Всероссийской научн.-практ. конф., Казань, 12–13 декаб. 2013 г. Казань: Отечество, 2013. С. 187–189.
Рафикова А. Р. Соревновательная деятельность как способ развития эмоционального интеллекта будущих руководителей // Гульні і забавы ў культуры правядзення вольнага часу дзяцей і моладзі: выклікі і перасцярогі: зб.навук.прац / Брэсц. дзерж. ун-т імя А. С. Пушкіна; рэдкал.: Ул. П. Люкевич [і інш.]. Брэст: Альтернатива, 2015. С. 34–39.
Рафикова А. Р. Компетентностно-ориентированная модель валеологической подготовки управленческих кадров // Валеологические проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения: сбор. матер. XIII Междунар. научн.-практ. конф. молодых ученых и студ., Екатеринбург, 07 декаб. 2017 г. / ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург: РГППУ, 2017. С. 159–162.
Физическая культура в подготовке современного руководителя: моногр. / под общ ред. И.. Лосевой. Минск Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2018. 166 с.
Рафикова А. Р. Развитие мотивации к совершенствованию профессионального здоровья управленческих кадров // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: матер. V Междунар. научн.-практ. конф., Красноярск, 22–23 нояб. 2018 г. / гл. ред. И. О. Логинова. Красноярск: КрасГМУ, 2018. С. 257–261.
Ганчеренок И. И. От формирования компетенций к компетентному управлению // Публичное управление. 2011. № 1. С. 18–29.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.