ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация
Статья посвящена феномену школьного буллинга и освещает проблему оцен-ки рисков буллинга в образовательной среде. Описан исследовательский дизайн популяци-онного скрининга как метода диагностики школьного буллинга. На примере эмпирической статистики одной из школ показан анализ фактов и рисков буллинга в школьном коллекти-ве. Представлен экспериментальный план исследования с применением опросников SMOB и ОРБ. Приводится описание тестовой статистики возрастных норм с 6 по 11 классы, сравне-ние эмпирических и нормативных показателей по полу и возрасту. Указаны возрастные пики буллинга и мишени незащищенности. Представлена статистика диагностического профиля школы и класса по оценке видов, жертв и ситуаций буллинга. Приводится сопоставление ре-зультатов опросников SMOB и ОРБ, их психометрические связи. Показана высокая согласо-ванность данных в тестовой батарее, исследованы экспериментальные связи ОРБ и SMOB. Результатом стала математическая модель для оценки предикторов риска буллинга в образо-вательной среде. Статистическую достоверность получили выводы: индекс риска школьного буллинга носит половозрастной характер; виды школьного буллинга не зависят от половоз-растной группы; предикторами рисков буллинга выступают показатели социально-психоло-гической безопасности. Главная мишень профилактики буллинга — контроль динамики груп-повых процессов (сплоченности/разобщенности, информационной открытости/изоляции, взаимовыручки/автономии, социальной/личной дистанции, вертикальных/горизонтальных связей, координации/субординации в системе ученик-ученик, ученик-учитель). Результаты популяционных исследований имеют прогностическую значимость скорее в оценке психолого-педагогических предикторов буллинга и не покрывают вариативность индивидуальных случаев виктимного и девиантного поведения из опыта клинической прак-тики. Дисперсия показателей буллинга указывает на внутришкольные и межшкольные раз-личия и подтверждает данные национальных опросов, что следует учитывать при разработ-ке и внедрении антибуллинговых программ.
Скачивания
Литература
Olweus D. (1993) Bullying at School: What We Know and What We Can Do. N. Y.: Wiley-Blackwell, 152 pp.
Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2016. № 11. С. 15–18.
Ермолова Т. В., Савицкая Н. В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994–2014) // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4, № 1. С. 65–90.
Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. Т. 10, № 3. С. 149–159.
Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия. СПб.: Питер, 2015. С. 240–276.
Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб.: Градиент, 2017. 512 с.
Маланцева О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. 2017. № 4. С. 90–92.
Мосина О. А., Устенко В. С. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 29. С. 144–148.
Гутгенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб.: Акад. проект, 2016. 301 с.
Гребенкин Е. В. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов н/Д: Феникс, 2016. 211 с.
Кривцова С., Шапкина А., Белевич А. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия // Образовательная политика. 2016. № 3 (73). С. 97–119.
Бочавер А. А., Кузнецова В. Б., Бианки Е. М., Дмитриевский П. В., Завалишина М. А., Капорская Н. А., Хломов К. Д. Опросник риска буллинга (ОРБ) // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 146–157.
Екимова В. И., Залалдинова A. M. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4, № 4. С. 5–10.
Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Психология. № 8. С. 160–164.
Кривцова С. В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных. М.: Юрайт, 2011. 203 с.
Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. М.: Юрайт, 2012. 264 с.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.