МЕДИЦИНСКИЙ АСПЕКТ ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ РОССИИ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Аннотация
В этой статье мы представляем часть проекта международных междисци-плинарных команд, которые уже достаточно долго сотрудничают между собой и результа-тивно решают проблемы и задачи по качеству жизни, связанному со здоровьем людей раз-личного возраста.Цель исследования: изучить медицинский аспект здоровьесохраняющего поведения сту-дентов по самооценке здоровья на основе данных медицинских осмотров.Студенты из вузов Польши, Беларуси, Украины и России были объектом исследования(n=2998 человек). Анкетирование студентов проведено на основе ключевых общих подходовПрограммы здоровьесбережения в период 2013–2016 гг., в России — 2013–2018 гг. Вопросыанкеты касались здоровьесохраняющего поведения студентов в части отношения и участияв медицинских осмотрах.После проведения медицинских осмотров обобщены полученные результаты посред-ством командной работы. Были сформированы группы студентов по оценке своего здоровьяот очень хорошей до очень плохой вне зависимости от страны проживания. Наиболее мно-гочисленной (свыше 40 %) являлась группа студентов, оценившая свое состояние здоровьякак «хорошее». Второй по численности была группа, обозначившая свое здоровье как «сред-нее». При этом категория респондентов из Беларуси и России была достоверно значитель-нее в сопоставлении со студентами из Польши и Украины (P1,4–2,3<0.001). Третья, немно-гочисленная группа студентов, оценила свое состояние здоровья как «очень хорошее». Этакогорта была представлена студентами из Польши (почти четверть респондентов), проме-жуточное положение заняли студенты из России (11,6 %), затем студенты Беларуси и Украи-ны (P2–1,3,4<0.001).Среди всех респондентов категория студентов, оценивших свое здоровье как «плохое»и «очень плохое», составила менее 5 %, а среди респондентов из России категория «очень пло-хое» вообще отсутствовала. На примере российских студентов установили положительную корреляционную взаимосвязь между частотой медицинских осмотров и самооценкой уров-ня здоровья (R=0,63, P<0,001, n=413).Прохождение ежегодных медицинских осмотров дает возможность студентам регулярнополучать объективную информацию о своем здоровье, формирует адекватную самооценку,дает уверенность в своем физическом, психологическом, социальном, духовном функциони-ровании и является компонентом такого показателя как качество жизни.Самооценка и ценность здоровья обуславливают здоровьесберегающее поведение лиде-ров здоровья — студентов медицинских и педагогических университетов
Скачивания
Литература
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в образовательных организациях и деятельности педагога / Л. А. Акимова, Н. В. Сократов, Н. Н Апрелева. Изд-во ОГПУ, 2016. URL: http://elib.osu.ru/handle/123456789/2789
Методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих федеральных государственных образовательных стандартов / А. Ю. Зверкова, Н. П. Абаскалова,Э. М. Казин // Scientific and Practical Journal of Health and Life Sciences. 2015. № 2. P. 34–41.
Зверкова А. Ю. Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» у студентов педагогического вуза в условиях освоения здоровьеориентированных педагогических технологий дошкольного образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23695.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. № 2106 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2011/02/16/obr-sdorovje-dok.html (дата обращения: 31.07.2013).
Сравнительный анализ показателей здоровьесохраняющего поведения студентов младших и старших курсов вузов / Д. С. Блинов, Н. Н. Чернова, О. П. Балыкова, С. А. Ляпина, О. А. Смирнова, Л. И. Китаева // Вестник Мордовского университета. 2016. № 1 (26). С. 90–97.
Попов В. И., Мелихова Е. П. Изучение и методология исследования качества жизни студентов // Гигиена и санитария. 2016. № 95 (9). С. 879–884.
Климацкая Л. Г., Шпаков А. И. Формирование у студенческой молодежи установок здорового образа жизни: монография 2016 URL: https://elib.grsu.by/katalog/576740pdf.pdf?d=true
Nutritional status and food choices among first year medical students / E. Kolarzyk, A. Shpakou, E. Kleszczewska, L. Klimackaya, S. Laskiene //Central European Journal of Medicine. 2012. № 3 (7). Р. 396–408.
Nutrition of overweight and obese students / E. Kolarzyk, A. Pac, A. Shpakou, E. Kleszczewska, L. Klimackaya, S. Laskiene //Central European Journal of Medicine. 2012. 7 (5). Р. 1–7.
Traditional smoking and e-smoking among medical students and students-athletes — popularity and motivation / A. Shpakou, V. Kovalevskiy, L. Klimatskaia, I. Naumau, S. Sivakova, O. Zaitseva, Yu. Dykhno// Family Medicine & Primary Care Review 2018. 20 (1). Р. 61–66
Двигательная активность как фактор формирования здорового образа жизни студенческой молодежи / Л. Г. Климацкая, А. И. Шпаков, С. Ласкене, Э. Коляжек, Э. Клещевска, Е. А. Мельникова // Сибирское медицинское обозрение. 2011. 1 (67). С. 61–67.
Klimatсkaia L. G. Physical activity students and university professors as leaders of health //Physical education of students. 2013. Vol. 3. Р. 31–34.
Причины избыточного веса и ожирения среди студентов вузов / Э. Коляжик, Л. Г. Климацкая, А. И. Шпаков, С. Ласкене // Сибирский вестник специального образования. 2013. № 2 (10). С. 100–114.
Биловус В. К. Цели — ценностные установки молодежи на здоровьесберегающее поведение. Донской гос. техн. университет г. Шахты. 2018. 60 с. URL: https://www.litres.ru/v-k-bilovus/celicennostnye-ustanovki-molodezhi-na-zdorovesberegauschee-po/chitat-onlayn/
Фертикова Т. Е., Рогачев А. А. Гигиенические аспекты здоровья и качества жизни студенческой молодежи вузов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 26–39.
Метелкина Д. С., Родин Ю. И. Состояние здоровья студентов педагогического вуза на этапе адаптации к учебно-профессиональной деятельности // Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 60–65.
Мысина Г. А. Здоровьесберегающая образовательно-воспитательная среда вуза (опыт МГТУ им. Н. Э. Баумана) URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/ 10995/18930/ 1/iurp-2010–85 (2) — 09.pdf
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 41. Охрана здоровья обучающихся пункт 6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_ doc _LAW_173432/?frame=3
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.